Коэффициенты рентабельности оценивают прибыль, заработанную компанией в течение отчетного периода. Рассмотрим эту категорию финансовых показателей, а также общепринятые и наиболее распространенные из них коэффициенты рентабельности выручки и коэффициенты рентабельности инвестиций, - в рамках изучения анализа финансовой отчетности по программе CFA.
Способность получать прибыль от вложенного капитала является ключевым фактором, определяющим общую стоимость компании и стоимость выпущенных ею ценных бумаг. Поэтому многие аналитики фондового рынка рассматривают прибыльность компании как ключевое направление их аналитических усилий.
Прибыльность или рентабельность (англ. 'profitability') отражает конкурентное положение компании на рынке, и как следствие этого, качество руководства компанией.
Отчет о прибылях и убытках раскрывает источники выручки и компоненты выручки и расходов.
Прибыль компании может быть распределена среди акционеров или реинвестирована в компанию. Реинвестирование прибыли повышает платежеспособность и обеспечивает запас средств, чтобы справиться с краткосрочными финансовыми проблемами.
Коэффициенты рентабельности (англ. 'profitability ratios') оценивают прибыль, заработанную компанией в течение отчетного периода. Иллюстрация 15 содержит определения общерпинятых и наиболее часто используемых показателей рентабельности.
Коэффициенты рентабельности продаж или выручки (англ. 'return on sales profitability ratios') выражают различные промежуточные итоги отчета о прибылях и убытках (например, валовую, операционную и чистую прибыль) в процентах от выручки.
По сути, эти показатели являются частью вертикального процентного анализа отчета о прибылях и убытках, обсуждавшегося ранее.
Коэффициенты рентабельности или доходности инвестиций (англ. 'investment profitability ratios') оценивают прибыль по отношению к активам, собственному капиталу или общему капиталу компании.
Коэффициент операционной ROA (рентабельности активов) использует операционную прибыль, то есть прибыль до вычета процентов по заемному капиталу. В показателях ROA и ROE в качестве прибыли используется чистая прибыль, то есть, прибыль после вычета процентов по заемному капиталу.
В показателе рентабельности обыкновенного акционерного капитала, прибыль оценивается как чистая прибыль за вычетом дивидендов по привилегированным акциям (поскольку привилегированные дивиденды являются прибылью, относящейся привилегированному акционерному капиталу).
Показатели рентабельности |
Числитель |
Знаменатель |
|
---|---|---|---|
Рентабельность выручки (продаж) |
|||
Gross profit margin |
Рентабельность по валовой прибыли (валовая рентабельность) |
Валовая прибыль |
Выручка |
Operating profit margin |
Рентабельность по операционной прибыли (операционная рентабельность) |
Операционная прибыль |
Выручка |
Pretax margin |
Рентабельность по прибыли до налогообложения |
EBT (прибыль до налогов, но после процентов) |
Выручка |
Net profit margin |
Рентабельность по чистой прибыли (чистая рентабельность) |
Чистая прибыль |
Выручка |
Рентабельность инвестиций |
|||
Operating ROA |
Операционная рентабельность активов |
Операционная прибыль |
Средние общие активы |
ROA |
Рентабельность активов |
Чистая прибыль |
Средние общие активы |
Return on total capital |
Рентабельность общего капитала |
EBIT |
Средний краткосрочный и долгосрочный долг и собственный капитал |
ROE |
Рентабельность собственного капитала |
Чистая прибыль |
Средний общий капитал |
Return on common equity |
Рентабельность обыкновенного акционерного капитала |
Чистая прибыль - Дивиденды по привилегированным акциям |
Средний обыкновенный акционерный капитал |
Примечания:
Термин «sales» (продажи) в названии коэффициента используется как синоним выручки (revenue).
Некоторые финансовые аналитики при расчете рентабельности по операционной прибыли используют EBIT в качестве быстрого представления операционной прибыли. Обратите внимание, что EBIT, строго говоря, включает в себя внереализационные статьи, такие как дивиденды полученные и прибыли и убытки по инвестициям в ценные бумаги. Чрезвычайно важно, чтобы аналитик был последователен в формулах коэффициентов, как при сравнении разных компаний, так и при анализе одной компании за разные периода.
Далее мы обсудим интерпретацию и анализ показателей рентабельности, представленных в Иллюстрации 15.
Для каждого коэффициента рентабельности, более высокое значение указывает на большую рентабельность.
Рентабельность по валовой прибыли показывает, какая доля выручки покрывает операционные и прочие расходы, и генерирует прибыль.
Более высокая рентабельность по валовой прибыли указывает на сочетание более высокую цену продукции и снижение себестоимости продукции.
Возможность устанавливать более высокую цену сдерживается конкуренцией, поэтому валовая прибыль зависит от (и, как правило, обратно пропорциональна) конкуренции в отрасли.
Если продукт имеет конкурентное преимущество (например, лучший брендинг, лучшее качество или эксклюзивная технология), компании проще устанавливать на него большую цену.
С точки зрения затрат, более высокое значение этого коэффициента также может означать, что компания имеет конкурентное преимущество в себестоимости продукции.
Операционная прибыль рассчитывается как валовая прибыль за вычетом операционных расходов.
Таким образом, если рентабельность по операционной прибыли растет быстрее, чем рентабельность по валовой прибыли, это может указывать на улучшение контроля операционных затрат, таких как административные накладные затраты.
И наоборот, снижение рентабельности по операционной прибыли может быть индикатором ухудшения контроля над затратами.
Прибыль до налогообложения (также называемая «earnings before tax» или «EBT») рассчитывается как операционная прибыль за вычетом процентов.
Таким образом, коэффициент рентабельности по прибыли до налогообложения показывает отношение прибыли до уплаты налогов к выручке.
Этот коэффициент отражает влияние на рентабельность заемных средств и других (внереализационных) доходов и расходов.
Если рентабельность по прибыли до налогообложения растет в основном за счет увеличения внереализационных доходов, финансовый аналитик должен оценить, отражает ли это увеличение целенаправленное изменение бизнес-стратегии компании и, следовательно, вероятность того, что этот рост будет продолжаться.
Чистая прибыль (также называемая 'net income'), рассчитывается как выручка за вычетом всех расходов.
Чистая прибыль включает в себя как регулярные (повторяющиеся), так и нерегулярные статьи отчета о прибылях и убытках.
В целом, чистая прибыль, которая используется при расчете рентабельности по чистой прибыли, должна корректироваться на нерегулярные (единовременные) статьи, чтобы дать лучшее представление о потенциальной будущей прибыльности компании.
Коэффициент ROA оценивает прибыль, заработанную компанией за счет ее активов.
Чем выше это соотношение, тем больше прибыли генерируется при данном уровне активов. Большинство финансовых баз данных вычислить этот коэффициент по следующей формуле:
\( \dstl {\substack{\textbf{Чистая прибыль} \\ \textbf{(Net income)}} \over \substack{\textbf{Средние общие активы} \\ \textbf{(Average total assets)}} } \)
Проблема с этой формулой заключается в том, что чистая прибыль подлежит распределению среди акционеров, в то время как активы финансируются за как за счет акционеров (т.е. собственного капитала), так и за счет кредиторов (т.е. долга).
Процентные расходы (т.е. доход кредиторов) уже вычтены в числителе. Поэтому некоторые аналитики предпочитают добавлять назад процентные расходы в числителе.
В таких случаях сумма процентов должна быть скорректирована на сумму налога на прибыль, так как чистая прибыль является прибылью после уплаты налогов.
С учетом этой корректировки, ROA будет рассчитываться следующим образом:
\( \dstl { {\substack{\textbf{Чистая прибыль} \\ \textbf{(Net income)}} } \ + \ {\substack{\textbf{Процентные расходы} \\ \textbf{(Interest expense)}} } \ \left (1 - \substack{\textbf{Налоговая ставка} \\ \textbf{(Tax rate)}} \right ) \over \substack{\textbf{Средние общие активы} \\ \textbf{(Average total assets)}} } \)
Кроме того, некоторые аналитики вычисляют ROA на допроцентной и доналоговой основе (см. операционную ROA в Иллюстрации 15), по формуле:
\( \dstl {\substack{\textbf{Операционная прибыль или EBIT} \\ \textbf{(Operating income or EBIT)}} \over \substack{\textbf{Средние общие активы} \\ \textbf{(Average total assets)}} } \)
В этой формуле ROA используется прибыль до вычета процентов по заемному капиталу (то есть, операционная прибыль или EBIT).
Этот показатель отражает рентабельность всех активов, вложенных в компанию, не зависимо от способа их финансирования (собственный или заемный капитал).
Какую бы форму ROA не выбрал аналитик, он должен использовать ее последовательно при сравнении с показателями других компаний или за другие периоды.
Рентабельность общего или совокупного капитала оценивает прибыль, которую компания зарабатывает со всего капитала, который она использует (краткосрочный и долгосрочный долг, собственный капитал).
Как и в операционной ROA, прибыль оценивается до вычета процентов по заемному капиталу (то есть, в числителе используется операционная прибыль или EBIT).
ROE оценивает прибыль, заработанную компанией за счет ее собственного капитала, включая миноритарный, привилегированный и обыкновенный акционерный капитал.
Как уже отмечалось выше, эта рентабельность оценивается по чистой прибыли (т.е. проценты по заемному капиталу не включаются в расчет рентабельности собственного капитала).
Разновидностью ROE является коэффициент рентабельности обыкновенного акционерного капитала (Return on equity capital), который оценивает прибыль, приходящуюся только на обыкновенные акции компании.
Коэффициенты ROA и ROE являются важными показателями рентабельности и будут рассмотрены более подробно в одном из следующих разделов.
Как и другие коэффициенты, коэффициенты рентабельности следует оценивать индивидуально и вместе с другими показателями, чтобы получить представление о том, что является движущей силой рентабельности (операционная или неоперационная деятельность).
Пример 12 демонстрирует расчет и анализ показателей рентабельности с использованием комментариев руководства к отчетности (MD&A), которые объясняют тенденции в коэффициентах.
Вспомним Пример 1, в котором анализ финансовых показателей показал, что валовая прибыль компании Apple снизилась за три года, с FY2015 по FY2017.
Аналитик решил расширить анализ рентабельности компании Apple, используя период в пять лет.
Он собирает данные о выручке и вычисляет следующие показатели рентабельности, основываясь на информации из годовых отчетов компании Apple:
$, млн. |
2017 |
2016 |
2015 |
2014 |
2013 |
---|---|---|---|---|---|
Выручка |
229,234 |
215,639 |
233,715 |
182,795 |
170,910 |
Валовая прибыль |
88,186 |
84,263 |
93,626 |
70,537 |
64,304 |
Операционная прибыль |
61,344 |
60,024 |
71,230 |
52,503 |
48,999 |
Прибыль до налогообложения |
64,089 |
61,372 |
72,515 |
53,483 |
50,155 |
Чистая прибыль |
48,351 |
45,687 |
53,394 |
39,510 |
37,037 |
|
38.47% |
39.08% |
40.06% |
38.59% |
37.62% |
Рентабельность по операционной прибыли |
26.76% |
27.84% |
30.48% |
28.72% |
28.67% |
Рентабельность по прибыли до налогообложения |
27.96% |
28.46% |
31.03% |
29.26% |
29.35% |
Рентабельность по чистой прибыли |
21.09% |
21.19% |
22.85% |
21.61% |
21.67% |
Оцените общую тенденцию показателей рентабельности компании Apple за пятилетний период.
Решение:
Выручка устойчиво увеличивалась до 2015 года, снизилась в 2016 году, и несколько выросла в 2017.
Как отмечено в Примере 1, снижение выручки в 2016 году было связано со снижением объемов продаж iPhone и ослаблением курсов иностранных валют.
Рентабельность также выросла с 2013 до 2015 года и снизилась в 2016 году. Тем не менее, несмотря на увеличение объема продаж в 2017 году, все коэффициенты рентабельности незначительно снизились, что указывает на то, что затраты росли быстрее, чем выручка.
Несмотря на колебания, итоговая рентабельность по чистой прибыли компании Apple была относительно стабильной в течение пятилетнего периода.