В общепринятое определение внутреннего контроля включается совокупность политики и процедур, которые используются руководством для обеспечения сохранности активов предприятия и уверенности в точности и достоверности бухгалтерских данных.
Внутренний контроль также включает в себя анализ производительности и строгого соблюдения политики руководства.
Другими словами, руководство стремится не только обеспечить сохранность активов и иметь достоверную документацию, но и поддерживать эффективную деятельность при условии выполнения политики компании.
С этой целью оно устанавливает структуру внутреннего контроля, которая состоит из трех элементов: средств и методов контроля, системы бухгалтерского учета и процедур контроля.
Средства и методы контроля создаются общим отношением, компетентностью и действиями руководства.
Они включают философию и стиль руководства, организационную структуру, способы предоставления управленческих полномочий и ответственности, кадровую политику и практику.
Работники должны быть квалифицированы для выполнения своих обязанностей, то есть обучены и информированы.
Например, управляющий магазина розничной торговли должен обучить работников действовать согласно установленным процедурам по проведению продаж за денежные средства, продаж по кредитной карточке, возврату товаров и возмещению денежных средств.
Очевидно, что система бухгалтерского учета, независимо от того, насколько основательно она разработана, хороша лишь настолько, насколько хорошо управляются с ней люди.
Средства и методы контроля также включает регулярные проверки, которые выявляют, действуют ли работники в соответствии с предписанными процедурами.
Например, большие компании часто имеют в своем штате внутренних аудиторов, которые проверяют систему внутреннего контроля компании, чтобы убедиться, что она функционирует эффективно, а работники следуют предписанным процедурам. В небольших предприятиях владельцы и руководители должны самостоятельно проводить такие проверки.
Система бухгалтерского учета состоит из всех методов и документов, установленных руководством для определения, сбора, анализа, классификации данных, регистрации и представлении отчетности о хозяйственных операциях компании, а также обеспечения уверенности в том, что цели внутреннего контроля соблюдаются.
И, наконец, руководство использует процедуры контроля для обеспечения сохранности активов компании и уверенности в надежности бухгалтерской документации. Эти процедуры контроля включают следующее:
Не существует системы внутреннего контроля без недостатков. Пока процедуры контроля выполняются людьми, система внутреннего контроля уязвима из-за человеческих ошибок.
Ошибки могут возникнуть из-за непонимания, ошибок в суждениях, небрежности, невнимательности или усталости. Разделение обязанностей не поможет, если сговорятся работники, которые втайне согласны обмануть компанию.
Установленные процедуры также могут быть неэффективными против ошибок работников или их нечестности или методы контроля, которые сначала были эффективными, перестают быть таковыми в связи с изменением обстоятельств.
В некоторых случаях затраты на создание и поддержание детально разработанной системы могут превысить ее выгоды. В небольших предприятиях, например, активное участие самого владельца может заменить разделение некоторых обязанностей.