Оборотный капитал — это капитал, который видоизменяется в процессе функционирования организации. По сути, это те активы и пассивы, которые обеспечивают текущую, краткосрочную деятельность предприятия.
Этим он отличается от внеоборотного капитала (средств производства). Управление оборотным капиталом включает выработку решений по использованию оборотных активов, а также их финансированию.
См. также:
Предприятия используют различные методы управления оборотным капиталом: планирование оборотного капитала и движения денежных (платежных) средств, формирование оптимального объема заказа ресурсов, управление дебиторской и кредиторской задолженностью и другие.
Очередность использования тех или иных методов определяется внутренней финансовой ситуацией на предприятии.
В условиях задержки платежей первоочередными для практиков являются методы управления и отслеживания текущего финансового состояния, на них и сделан акцент в данной главе.
Ряд методов (в частности, формирование оптимального заказа) хорошо описан в литературе. Существующая практика управления дебиторской задолженностью достаточно проста: обеспечение постоянного контакта с покупателями для наиболее быстрого получения платежных средств.
Практика управления кредиторской задолженностью сводится к неуплате кредиторам как можно дольше. Некоторые аспекты выбора приоритетов оплаты кредиторской задолженности рассмотрены в разделе об управлении пассивами.
Управление капиталом является наиболее важной задачей предприятия. Однако, по оценкам экспертов, на сегодняшний день она поставлена не более чем на 10% крупных российских предприятий.
В торговых, частных структурах управлению капиталом уделяется гораздо большее внимание, так как этим определяется величина капитала собственников.
Возложение функции управления и учета капитала на существующих специалистов и подразделения (финансовый отдел, ПЭО) не ведет к успеху, поскольку основные задачи, выполняемые данными подразделениями (для ПЭО — планирование доходов и расходов, для финансового отдела — планирование и управление финансовыми потоками), доминируют над задачей управления капиталом и вытесняют ее.
Для осуществления функции управления капиталом целесообразно создавать самостоятельные подразделения (отделы, бюро). На начальном этапе возможно выделение отдельных специалистов, занимающихся только этой задачей.
В настоящее время на многих предприятиях руководители одновременно являются и наиболее крупными акционерами. С углублением рыночных преобразований собственниками для увеличения капитала компании будут наниматься профессиональные менеджеры.
В связи с этим возникают (и будут значительно нарастать) задачи повышения капитализации (рыночной стоимости собственного капитала). Именно поэтому задачу управления капиталом собственники часто ставят во главу угла.
На крупных ОАО с негосударственной формой собственности этот процесс идет полным ходом.
Одним из элементов управления капиталом является формирование управленческого баланса. В реальный оборотный баланс должна попасть реальная стоимость активов и пассивов.
Укажем на некоторые типичные различия бухгалтерского и управленческого балансов:
Таким образом, реальная стоимость активов может оказаться меньше бухгалтерской, а величина задолженности — больше.
Пример. На одном из приборостроительных предприятий России по бухгалтерскому балансу сумма оборотных активов составляла 130 млн. руб., сумма текущих пассивов — 180 млн. руб. Собственный оборотный капитал (СОК) по бухгалтерскому учету равен -50 млн. руб., текущая ликвидность — 72%.
Реальная оценка оборотных активов составила 50 млн. руб., текущих пассивов — 230 млн. руб., что дает оценку СОК в размере —180 млн. руб. и заметно отличается от оценок по бухгалтерскому учету.
Текущая ликвидность — 22%.