Одним из вариантов горизонтального анализа является анализ тенденций, в котором процентные изменения рассчитываются не для двух, а для нескольких последовательных лет.
Анализ тенденций важен, поскольку, в долгосрочном плане, он может показать основные изменения в характере бизнеса. Кроме сравнительных финансовых отчетов, большинство компаний представляют итоги деятельности и данные о других ключевых показателях за пять или более лет.
См. также описание общей методики:
CFA - Процентный анализ финансовой отчетности.
Чистая выручка от внутренних и международных продаж, указанная в итогах деятельности «Вольво», и анализ тенденций представлены на иллюстрации 14-4 .
В анализе тенденций используется индексы для отражения изменений в соответствующих статьях за определенный период времени. Для одного года, который является базовым, индекс равен 100 процентам.
Другие годы оцениваются в сравнении с этой цифрой. Например, индекс продаж в Европе за 1995 г. рассчитывался следующим образом:
Индекс =
100 * (сумма в индексируемом году / сумма в базовом году) =
100 * (102 843 / 46 632) = 220,5
Этот индекс означает, что продажи за 1995 г. составляют 220,5 процента от продаж за 1991 г., т.е. в 2,205 раза больше.
Анализ тенденций на иллюстрации 14-4 четко показывает, что с 1991 г. по 1992 г. у «Вольво» темпы роста продаж в Европе были выше, чем в Северной Америке и на прочих рынках, но затем, в 1993 г. в Северной Америке и прочих рынках произошел резкий рост продаж, как это показывает изменение индексов до 173,4 и 150,4 соответственно.
К 1995 г. темпы роста продаж в Европе опять возросли, но прочие рынки перегнали Европу и Северную Америку, достигнув за пять лет индекса 228,4. Эти контрастные тенденции показаны графически на рисунке 14-1 .
1995 |
1994 |
1993 |
1992 |
1991 |
|
---|---|---|---|---|---|
Чистые продажи (в миллионах крон) |
|||||
Европа |
102 843 |
92 155 |
60 936 |
51 585 |
46 632 |
Северная Америка |
40 557 |
38 917 |
31 707 |
19 822 |
18 284 |
Прочие рынки |
28 111 |
24 794 |
18 512 |
11 595 |
12 307 |
Анализ тенденций (в процентах) |
|||||
Европа |
220,5 |
197,6 |
130,7 |
110,6 |
100,0 |
Северная Америка |
221,8 |
212,8 |
173,4 |
108,4 |
100,0 |
Прочие рынки |
228,4 |
201,5 |
150,4 |
94,2 |
100,0 |