Gross Profit Index
Этот показатель используется для выявления значительных изменений в коэффициенте валовой прибыли компании от периода к периоду, что может быть признаком мошеннической финансовой отчетности.
Если соотношение существенно выше единицы, то существует высокий риск того, что для улучшения коэффициента валовой прибыли от периода к периоду был использован фальсифицированный отчет.
Разделите валовую прибыль за второй период на продажи за тот же период, а затем разделите ее на тот же расчет за первый период.
Расчет:
\( \dst {
\left(
\substack {
\dst \text{Валовая прибыль за 2-й период} \over
\dst \text{Выручка от продаж за 2-й период} }
\right)
\over
\left(
\substack {
\dst \text{Валовая прибыль за 1-й период} \over
\dst \text{Выручка от продаж за 1-й период} }
\right)
} \)
(Валовая прибыль за 2-й период / Выручка от продаж за 2-й период) /
(Валовая прибыль за 1-й период / Выручка от продаж за 1-й период)
Внутренний аудитор компании, производящей коврики, ежемесячно выполнял расчет индекса прибыли в течение нескольких лет, чтобы потенциальные нарушения бухгалтерского учета могли быть обнаружены вскоре после возникновения.
Валовая прибыль, объем продаж, и индекс валовой прибыли за последние шесть месяцев приведены в таблице.
Янв. |
Фев. |
Март |
Апр. |
Май |
Июнь |
|
---|---|---|---|---|---|---|
Продажи |
2,500,000 |
2,400,000 |
2,550,000 |
2,650,000 |
2,300,000 |
2,450,000 |
Валовая прибыль |
1,050,000 |
984,000 |
1,096,500 |
1,298,500 |
1,150,000 |
1,200,500 |
Валовая прибыль, % |
42% |
41% |
43% |
49% |
50% |
49% |
Индекс |
- |
98% |
105% |
114% |
102% |
98% |
В апреле показатель валовой прибыли необъяснимо увеличился до 114%, что отразилось в скачке доли валовой прибыли с 43% до 49% с марта по апрель.
Внутренний аудитор не знает каких-либо аспектов бухгалтерского учета или бизнеса, которые могли бы объяснить такой большой скачок.
Однако в начале апреля руководство запустило новый план стимулирования, который вознаграждал менеджеров за увеличение валовой прибыли.
Учитывая это, внутренний аудитор углубляется в проблему и, в конце концов, обнаруживает, что продажи ненадлежащим образом учитывались в течение многих месяцев, что привело к чрезмерно большой валовой прибыли, начиная с апреля.
Это соотношение полезно только в том случае, если компания последовательно следует одной и той же линии бизнеса от периода к периоду.
В противном случае могут появиться большие разницы в валовой прибыли между отчетными периодами.
Например, если производственная компания с 30-процентной валовой прибылью должна была приобрести софтверную компанию с валовой прибылью в 95%, показатель валовой прибыли будет сильно различаться, но при этом будет полностью корректным.
Кроме того, обязательно используйте одни и те же методологии учета в обоих рассматриваемых периодах, чтобы результаты не были искажены.
Например, изменение метода распределения накладных расходов между периодами может изменить валовую прибыль до такой степени, что периоды будут несопоставимы.