Некий студент ведущей бизнес-школы искал работу в фирме, осуществляющей прямое инвестирование, и достаточно разумно осознал, что ему следует начинать в тех фирмах, которые в тот момент привлекали средства.
К немалой досаде, он обнаружил, что единого хранилища такой информации нет. Добро пожаловать в мир прямого инвестирования.
Cлово private в словосочетании private equity, подчеркивает, что прямое инвестирование осуществляется в акции непубличной компании, т.е. эти акции не торгуются на фондовом рынке.
Общее допущение таково: если фирма хочет, чтобы вы знали, что она сейчас привлекает деньги, вы узнаете. А если вы не знаете, на то обычно есть весомая причина.
Главный документ для привлечения капитала - это меморандум о частном размещении (англ, аббревиатура PPM). Он сродни проспекту эмиссии обычного инвестиционного фонда, но имеет и некоторые существенные отличия.
Один из главных предметов внимания для потенциального инвестора, осуществляющего прямое инвестирование, - история работы инвестиционного партнерства.
Хотя некоторые управляющие крупных взаимных фондов, наподобие Питера Линча (Peter Lynch) из фонда Magellan, создали себе сказочную репутацию, редко встречается инвестор взаимных фондов, знающий подробности прошлого тех людей, которые осуществляют повседневное управление фондом.
При прямом инвестировании, однако, мало на чем можно составить суждение о работе команды, если не брать прошлое. Хотя любой проспект эмиссии взаимного фонда предупреждает: «Прошлые показатели не гарантируют будущих результатов», - исследования выявили, что при прямом инвестировании это не столь верно.
Простые партнеры остро интересуются достигнутыми результатами, потому что они инвестируют в партнерство с ограниченной ответственностью, не объявляющее заранее объект инвестирования (blind pool) при длительных сроках владения.
Полные партнеры влияют на результаты инвестиционного портфеля за счет активного инвестирования. Вот почему простые партнеры хотят знать, в какие компании полные партнеры инвестировали, с какими результатами и как они взаимодействовали с теми компаниями.
Простые партнеры не могут бросить свои инвестиции, им нужно знать: если фонд полных партнеров окажется в трудном положении, они всеми силами попытаются исправить его.
Еще один предмет тревоги простых партнеров - опыт полных партнеров, как личный, так и командный.
В некоторых фирмах имеются особые процедуры приобретения компаний и отбора сделок. Простые партнеры хотят знать о них, а полные партнеры хотят объяснить их, поскольку такая процедура способна действовать как фактор, определяющий различия (differentiator).
Полные партнеры подробно описывают, сколь долго они проработали вместе; те уникальные навыки, который каждый вносит в партнерство; почему партнерство - нечто большее, чем сумма своих частей. Какие-либо изменения состава сотрудников должны быть описаны.
Простые партнеры не любят неожиданностей.
Исходя из того, что за десять лет работы фонда многое может измениться, они хотят в максимальной мере снизить проявления неопределенности. Один из возможных путей - поддержать команду, которая в прошлом преуспела и планирует продолжать делать то же самое, что она успешно осуществляла ранее.
При наличии особого внимания к вопросам истории и опыта работы положение первого фонда чрезвычайно шаткое. Общеизвестно, что простые партнеры весьма несклонны финансировать новые инвестиционные группы, даже группы, выделяющиеся в самостоятельную компанию из состава более крупной организации после работы в ее рядах.
Эта настороженность связана с тем, что трудно понять, чем обусловлены показатели работы. Хотя эти люди, может быть, достигли великолепных результатов в своей прежней организации, обстановка поменялась.
«Партнеры не заставят тебя поступить по-умному, но удержать от глупостей могут», - говорит ветеран отрасли. Возможно, тот один, кто задал тот самый вопрос, который удержал эту группу от глупостей, в нее не вошел или отправился на заслуженный отдых. Как гласит поговорка, у успеха много родителей.
В порядке компенсации первые фонды, как правило, предлагают льготные условия своим первым инвесторам и могут взимать меньшие комиссионные или вознаграждение за успех. Они зачастую напряженно работают над привлечением «якорного» инвестора, который вносит значительную часть средств фонда в обмен на долю комиссионного дохода.
Но у всех первых фондов, и даже многих давно существующих фондов, имеются ужасные истории о привлечении средств лишь после многолетних деловых встреч.
Некоторые ведущие фирмы способны привлечь капитал за недели или несколько месяцев, но к концу 2010 г. фирмы в среднем проводили 19,8 месяца между первым и финальным закрытиями своих фондов - в 2 раза больше, чем требовалось в 2004 г.
Некоторые простые партнеры, однако, специализируются на финансировании первых фондов. Отдельные фонды фондов, такие как Grove Street Advisors и FLAG, сознательно ищут организации, предлагающие перспективу стать следующим поколением ведущих инвестиционных фирм, поскольку осведомлены о том, что доступными будут лишь несколько первых по времени фондов.
Впоследствии список простых партнеров будет сформирован. В результате эти фонды фондов имеют сотрудников, которые занимаются тщательной проверкой, связанной с оцениванием желательности той или иной фирмы.
И какой фактор, определяющий различия, может быть лучше использования этого навыка для анализа первых фондов (особенно если такой образ действия обеспечит их простым партнерам безопасное размещение при будущем привлечении капитала)?