Мы уже упомянули, что одна из услуг, предоставляемых фондами фондов и другими посредниками, - тщательная проверка.
Этот процесс глубокого выспрашивания (deep questioning) обусловлен проявлениями асимметричной информации, которыми кишит прямое инвестирование: истина многослойна, и существуют побудительные причины излагать одну версию, не излагая более глубокую.
Какой-нибудь фонд фондов может раструбить, что он инвестировал деньги своих клиентов вместе с фирмой Sequoia Capital, но лишь после более глубокого выспрашивания выявится, что эта сделка произошла «два фонда назад».
Это просто часть процесса. Это своего рода «сватовство», и свое прошлое излагают в наилучшем возможном виде.
Тщательная проверка, связанная с инвестицией в тот или иной фонд, включает вопросы с обеих сторон.
Подобного рода тщательная проверка происходит между полным партнером и предпринимателем.
С точки зрения простого партнера, существуют два значительных предмета для беспокойства: соответствие целей данного фонда и его собственным, а также достигнутые полным партнером результаты.
Как упоминалось ранее, эти результаты важны, поскольку лишь прошлые показатели работы дают настоящий ориентир на будущее, а единственная связь между тем и другим - сотрудники.
Если эта инвестиционная группа успешно работала в прошлом, можно надеяться, что она продолжит это в будущем.
Вопрос соответствия для простого партнера зависит от целей и размера конкретной организации. Многие простые партнеры имеют явно указанные целевые показатели по размещению активов. Им нужно вложить определенную сумму в конкретный тип прямого инвестирования, будь то начинающие компании, или международные, или выкупные сделки.
Как частный инвестор пытается диверсифицироваться, так и простые партнеры будут действовать точно так же, подыскивая варианты вложения капитала в компании различных отраслей, географических характеристик, размеров и стадий инвестирования.
Стратегия конкретного фонда, подробно описанная в меморандуме о частном размещении, должна соответствовать этой потребности.
Простым партнерам, кроме того, нужен полный партнер подходящего размера: многомиллиардному пенсионному фонду трудно справиться с множеством 50-миллонных инвестиционных обязательств перед венчурными фондами, а семейная инвестиционная фирма со юо млн долларов поставит себя в опасность, целиком сосредоточив капитал фонда в какой-либо выкупной фирме.
Оценивание соответствия между полным партнером и простым партнером с точки зрения полного партнера имеет больше тонкостей.
Полные партнеры первым делом ищут надежных простых партнеров. Постоянное наличие капитала чрезвычайно важно, поскольку полному партнеру приходится полагаться на то, что данный простой партнер откликнется на запрос о выделении капитала.
Не только это, но и надежная «команда» простых партнеров снижает время, необходимое для привлечения одного из последующих фондов, что выгодно всем сторонам: полным партнерам, способным быстрее вернуться к инвестированию; и простым партнерам, которых меньшее время беспокоит отвлеченность полного партнера на привлечение капитала.
В число критериев, используемых для оценки взаимной привлекательности простых партнеров и полных партнеров, входит репутация. Она основана отчасти на достижениях, а отчасти на признании (подтверждении доверия). Новый фонд, финансируемый Йелем или Принстоном (фондами целевого капитала Йельского или Принстонского университетов), получит значительно большее признание, чем фонд, финансируемый менее престижными организациями.
Опытный простой партнер имеет собственные «знаки доверия», а его инвестиционные обязательства - признак уверенности в полном партнере. Если речь идет о новом простом партнере, его вхождение в «эксклюзивный» (с ограниченным доступом) фонд рассматривается как признание того, что он приносит «нечто большее, чем деньги».
Возможно, он позволяет глубоко понять какую-то технологию или обеспечивает географическую сбалансированность. Если речь о полном партнере «второго эшелона», инвестиция со стороны уважаемого простого партнера указывает на возможное повышение его статуса.
В отличие от простой известности торговой марки, важность «знаков доверия» в прямом инвестировании имеет своим источником темы, - неликвидность и партнерство с ограниченной ответственностью, не объявляющее заранее объект инвестирования.
С точки зрения простого партнера, инвестирующего в долгосрочный актив на тех условиях, что правление фонда целиком сосредоточено в руках полного партнера, репутация сообщает об ожидаемых будущих показателях работы.
С точки зрения полных партнеров, уважаемые простые партнеры помогают привлечь перспективных предпринимателей и даже способны помочь привлечь других полных партнеров, создавая добрую репутацию данной фирме. Репутация серьезной фирмы позволяет партнерству заложить основу для работы со многими «поколениями» партнеров.
Фирмы, способные создать ее, пользуются преимуществами большей гибкости: появляется вера в то, что они найдут выгодные инвестиции независимо от меморандума о частном размещении, а не будут всецело скованы лишь рамками своего «мандата».