Привлечение капитала для прямого инвестирования в целом и конкретно в венчурный капитал и кредитные выкупы с течением времени резко и внезапно менялось.
В конце 1970-х - начале 1980-х гг. венчурный капитал переживал бум. Привлеченные впечатляющими значениями доходности (и разъяснением принципа осмотрительности) средства притекали в венчурные фонды. Менее опытные венчурные компании собирали фонды, которым приходилось инвестировать, взвинчивая цены компаний.
С повышением базовой стоимости (cost base) в середине 1980-х гг. общая доходность по венчурному капиталу упала.
Между тем кредитные выкупы, которые до того времени проводились сравнительно незаметно, начали приносить впечатляющие доходы. Деньги, которые были бы направлены в венчурный капитал, пошли в выкупные фонды.
К ним присоединился капитал из государственных пенсионных фондов, обнаруживших, что им легче работать с выкупами по соображениям большего размера фондов.
Кредитные выкупы пережили бум в конце 1980-х гг. и рухнули, как и прямое инвестирование в целом, в начале 1990-х. В конце 1990-х гг. возник венчурный пузырь.
Венчурные компании собирали излишне крупные фонды и вкладывали средства в переоцененные, не отличимые друг от друга компании, а также выводили компании на фондовый рынок на раннем этапе, подвергая их тщательному изучению биржевым рынком, в то время как они продолжали нуждаться в поддержке и финансировании со стороны рынка прямых инвестиций.
После обвала индекса NASDAQ, приток денег в венчурные фонды упал до 1/10 от 158 млрд. долларов, своей аномальной пиковой величины 2000 г. В то же время выкупные фирмы за счет дешевых займов привлекли почти полтриллиона долларов на пике 2007 г. лишь затем, чтобы испытать крах рынка в 2008 г.
Пол Гомперс и Джош Лернер исследовали те силы, которые влияли на привлечение венчурного капитала между 1972 и 1994 г., в начальный период истории данной отрасли.
Регулятивные изменения, касающиеся пенсионных фондов, наряду с изменениями ставок налогообложения прироста капитала, экономическим ростом, расходами на НИОКР, свойственными конкретной фирме показателями работы и репутацией совместно влияли на привлечение средств, как и спрос на услуги венчурного инвестирования.
Некоторые из этих сил интересно выражаются: снижения налоговых ставок на прирост капитала, например, повысили для частного лица привлекательность основания такой компании, которая в случае успеха обеспечит существенный прирост капитала.
Неликвидность означает, что игроки отрасли тесно связаны. Если я владею биржевыми акциями и недоволен нынешними действиями руководства, я способен продать их. Возможно, я потеряю деньги, но я могу избавиться от этой инвестиции.
Продажа моего долевого участия в фонде, осуществляющем прямое инвестирование, трудна, связана с затратами и может привести к тому, что мне навсегда закроют возможность инвестировать в этот конкретный фонд. Простые и полные партнеры, если это возможно в принципе, стремятся разрешить свои разногласия.
В тех ситуациях, когда разногласия между простыми партнерами и полными партнерами получают известность и переходят во вражду, репутация полных партнеров обычно серьезно страдает.
Асимметрия информации - еще одна важная тема. Степень известности или неизвестности чего-либо может быть столь же важна, как и сам факт. Некоторая биотехнологическая компания может сообщить потенциальным инвесторам, что она получила определенные патенты.
Однако может потребоваться дополнительное исследование вопроса, прежде чем полные партнеры узнают, что в данной конкретной области патенты сравнительно легко обойти, а поэтому они обеспечивают гораздо меньшую защиту прав, чем можно было бы подумать.
Многие пункты соглашения о создании партнерства представляют собой попытки простых партнеров снизить проявления информационной асимметрии, которая сопровождает их ограниченную ответственность.
Чтобы справиться как с информационной асимметрией, так и с неликвидностью, необходимо согласовать интересы. Делиться как можно более полной информацией и дружески разрешать разногласия - в интересах каждого. Мощные стимулы возникают тогда, когда полные партнеры, следуя своим собственным высшим интересам, приносят пользу и простым партнерам.
Этим объясняется интуитивная привлекательность вознаграждения за успех (хотя, как описывают Гомперс и Лернер, на ранних этапах работы фонда простая забота о репутации важнее, чем финансовые приобретения).
Сила согласования интересов объясняет сложности, связанные с созданием департаментов корпоративного венчурного капитала и управлений инвестиций в рамках государственных пенсионных фондов, где работают инвесторы, получающие жалованье (ставку), а не вознаграждение за успех.
Согласование интересов - важный «оптический прибор» при рассмотрении какой-либо ситуации. Если интересы не согласованы, отметьте, какими путями ситуацию можно использовать к выгоде конкретной стороны, и попытайтесь найти пути выправления этого рассогласования.
Прямое инвестирование характеризуется большим числом провалов - в информации, в процессе общения и в знаниях.
Для решения этих проблем необходимо деятельное участие. Нельзя ждать, пока меморандум о частном размещении упадет к ногам. Студент не может отыскать перечень полных партнеров, привлекающих капитал.
Простые партнеры, которые ищут полных партнеров с хорошими результатами деятельности, вынуждены наносить визиты, нанимать посредников и общаться с другими простыми и полными партнерами.
Они должны продавать себя как надежных простых партнеров, чтобы получить возможность проинвестировать ведущий фонд полных партнеров, однако немного больший, чем может показаться.
Полным партнерам, которые ищут надежных простых партнеров, следует использовать все свои ресурсы - агентов по размещению, других полных партнеров, друзей, выпускников их университетов. Портфель, будь то портфель полных партнеров в руках у простых партнеров или же портфель компаний у полных партнеров, требует активного управления.
Можно даже доказывать, что полные партнеры должны управлять своим портфелем простых партнеров путем частого проведения собраний, обеспечения информацией и в общем представления такого рода партнерского поведения, которое вдохновляло бы простого партнера думать о полном партнере лучше в неминуемых сложных ситуациях.
Многие движущие силы отношений между простыми партнерами и полными партнерами действуют и в отношениях между полными партнерами и предпринимателями. И вновь важны неликвидность, согласование интересов, информационная асимметрия и деятельное участие, которые влияют на поведение игроков.