Структура затрат российских компаний часто аналогична структуре затрат зарубежных компаний той же отрасли (чтобы «защититься» от критики «об особенностях» российского бизнеса сделаем уточнение: с некоторым отклонением).

На многих предприятиях России выработка в 7-20 раз меньше, чем у западных компаний.

Поскольку цены на продукцию и сырье в России и за рубежом практически сравнялись, значит, на российских предприятиях при меньшей производительности труда в соответствующее число раз будет меньше и оплата труда, т.е. доля заработной платы сопоставима.

При сохранении доли заработной платы средняя зарплата на человека в России будет в 10 раз меньше (для нашего примера - 167 долл./мес.), что и соответствует средней заработной плате на российских предприятиях.

Специалисты многих предприятий выделяют проблему «низкой заработной платы». «Низкая заработной плата» все больше становится просто лозунгом.

В значительной мере уровень зарплаты определяется факторами стоимости и производительности труда. Стоимость труда, в том числе рыночная стоимость труда, в большей мере принимается во внимание в крупных городах и экономически развитых регионах.

Для других рыночная стоимость труда ниже, так как нет существенных альтернатив. Поэтому высокой зарплате просто неоткуда браться, ее не заработали.

Поэтому проблемы низкой заработной платы на «продвинутых» предприятиях нет, есть проблема низких продаж и заработков.

Когда российская компания сможет заплатить зарплату 1000 долл./чел. в месяц?

Несерьезный ответ: когда возьмем и поднимем зарплату (поскольку обеспечить выплату можно через кредит).

Другой ответ: когда заработаем (через интенсификацию работы, новые технологии, увеличение объемов производства и продаж, сокращение затрат).

Стратегический ответ: необходимо ставить такой значимый ориентир, как зарплата 1000 долл. в месяц на человека в качестве стратегического показателя для развития бизнеса с горизонтом его достижения через 3-5-10 лет.

Долгое время считалось, что эффективность и высокая результативность японских предприятий была обусловлена низкой заработной платой персонала и, как следствие, низкой себестоимостью продукции.

Однако данные табл. 5.2. о производительности труда крупнейших автомобильных компаний свидетельствуют о том, что преимущество компании Toyota заключается не в низкой заработной плате, а в высокой производительности труда.

Комментарий. Компания General Motors производила (на начало 1990-х годов) все необходимые детали, а конкуренты переключились на субпоставщиков.

Toyota широко использует поставщиков деталей и комплектующих, ее опыт по системе Just-In-Time изучается во всем мире – это значит, что поставщиков очень много.

Вместо анализа объема продаж на одного работника правильнее исследовать добавленную стоимость на одного работника, но эти данные, как правило, не оглашаются.

Таблица 5.2. Производительность труда в крупнейших автомобильных компаниях.

Компания

Количество автомобилей
на одного сотрудника

Величина зарплаты
в стоимости
одного автомобиля,
тыс. долл.

Фонд оплаты труда
на одного сотрудника

General Motors

12

> 4,0

> 48,0

Форд

16

2,3

36,8

Toyota

> 50

0,7

> 35,0