Компании, которые продают товары в кредит, поступают таким образом, чтобы конкурировать на рынке и увеличить продажи. При установлении сроков кредита руководство таких компаний должно принимать во внимание как условия, которые предлагают конкуренты, так и нужды своих покупателей.
Очевидно, что компании, которые продают товары в кредит, желают иметь таких покупателей, которые будут оплачивать свои долги.
Поэтому большинство компаний разрабатывают процедуры контроля для увеличения вероятности продажи только тем покупателям, которые способны оплатить счета при наступлении срока платежа.
В результате у большинства компаний имеется кредитный отдел. В обязанности данного отдела входят проверка каждого человека или компании, которые обращаются за кредитом, и разрешение или отказ от продажи в кредит данному покупателю.
Обычно кредитный отдел запрашивает информацию о финансовых ресурсах и долговых обязательствах покупателя.
Также он может проверить личные рекомендации и обратиться в кредитные бюро, которые могут предоставить дополнительную информацию о покупателе.
На основе этой информации кредитный отдел примет решение о том, предоставлять кредит покупателю или нет.
Существуют два общих критерия, которые показывают влияние кредитной политики компании: это оборачиваемость дебиторской задолженности и средний срок неоплаченных продаж.
Оборачиваемость дебиторской задолженности отражает относительный размер дебиторской задолженности компании и успех ее кредитной политики и политики сбора денежных средств по дебиторской задолженности.
На оборачиваемость дебиторской задолженности могут также влиять внешние факторы, такие, как сезонные условия и ставки процентов. Он показывает, сколько раз, в среднем, в течение учетного периода дебиторская задолженность обращается в денежные средства.
Средний срок неоплаченных продаж является связанным критерием, который показывает, в среднем, сколько времени требуется для сбора дебиторской задолженности.
Коэффициенты оборачиваемости обычно состоят из одного счета баланса и одного счета отчета о прибылях и убытках. Оборачиваемость дебиторской задолженности рассчитывается делением чистых продаж на среднюю за период чистую дебиторскую задолженность.
Теоретически, числителем в данной формуле должны были бы быть чистые продажи в кредит, но так как эта сумма очень редко показывается в публикуемых отчетах, вместо нее используется общая сумма чистых продаж.
Компания «Американ Гритинс» является одним из крупнейших производителей поздравительных открыток в США.
Чистые продажи компании составили в 1993 г. 1 671 692 000 долларов, а чистая дебиторская задолженность по торговым счетам в 1992 и 1993 гг. - 264 125 000 и 276 932 000 долларов соответственно.
Оборачиваемость дебиторской задолженности компании рассчитывается следующим образом:
Оборачиваемость дебиторской задолженности =
чистые продажи / средняя чистая дебиторская задолженность =
$1 671 692 000 / ($264 125 000 + $276 932 000)/2 =
$1 671 692 000 / $270 528 500 = 6,2 раза.
Чтобы найти средний срок неоплаченных продаж, число дней в году делится на оборачиваемость дебиторской задолженности:
Средний срок неоплаченных продаж =
365 дней / оборачиваемость дебиторской задолженности =
365 дней / 6,2 = 58,9 дней.
Оборачиваемость дебиторской задолженности «Американ Гритинс» составляет 6,2 раза в год, или, в среднем, каждые 58,9 дней.
Хотя данный период является слишком долгим для многих компаний, он не считается необычным явлением для компаний, производящих поздравительные открытки, потому что их кредитные сроки позволяют торговым точкам получать и продавать открытки в праздники в кредит.
Данный пример показывает необходимость толковать смысл коэффициентов в свете практики каждой отдельной отрасли.
Оборачиваемость дебиторской задолженности меняется от отрасли к отрасли.
Бакалейно-гастрономические магазины, например, имеют очень высокий коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, потому что этот вид деятельности не предполагает наличие значительной суммы дебиторской задолженности.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности производственных компаний ниже, так как кредитные сроки таких компаний обычно выше.