То же самое противоречие было заложено в следующий большой эксперимент продвижения венчурной деятельности - программу SBIC.
Соответствующие фонды рискового капитала, защищённые гарантиями федерального правительства, расцвели в 1960-е гг. и составляли значительную часть общего объема венчурного капитала, привлеченного в те годы.
Логическое обоснование их появления было подобно тому, к которому взывал Дориот:
многочисленные перспективные предприниматели были не в состоянии собрать капитал, необходимый для коммерческого воплощения их идей.
Но в одном важном отношении многочисленные инвестиционные компании малого бизнеса (участники программы SBIC) отличались от первых инициатив 1930-х гг,: законодатели осознали, что государственные чиновники (пусть даже с самыми благими намерениями) - это не те люди, которые подходят для принятия сложных решений о том, каким коммерческим предприятиям выделять инвестиции. Эта обязанность была вручена частному сектору.
В 1958 г. широкие полномочия инвестиционных компаний участников программы SBIC приобрели силу закона по двум вопросам: они могли брать в долг вплоть до половины своего капитала у федерального правительства, а также они получили широкий набор благоприятных налоговых стимулов. В свою очередь, инвестиционные компании - участники программы должны были ограничиться инвестированием в малый бизнес.
Более обременительно было то, что эти инвестиции должны были иметь определенную структуру. Например, инвестиционные компании малого бизнеса не могли владеть акциями фирм (хотя долговые обязательства могли быть конвертируемыми), а их возможности контроля над этими фирмами также были ограничены.
Более того, на шаги, которые кажутся подобными второй природе венчурных капиталистов (такие как опционы на приобретение акций, предлагаемые сотрудникам фирм), были введены серьезные ограничения.
Эти особенности программы SBIC критиковались компетентными наблюдателями даже до того, как закон, позволявший создание таких фондов, был введен в действие. Критика программы усилилась в начале 1960-х гг., когда финансировалось большое число компаний-участников, зачастую при самой малой проверке.
Среди получателей привилегий и кредитов от правительства были и такие структуры, которые управлялись неопытными финансистами и занимались бизнесом совсем иного рода, чем первоначально предполагал американский Конгресс (например, строительным бизнесом), а также коррумпированные фонды, готовые «любезно» профинансировать сомнительные коммерческие предприятия, управляемые друзьями, родственниками и, в нескольких случаях, организованной преступностью.
Девять из десяти компаний-участников каким-либо образом нарушали регулятивные нормы федерального уровня. Программа SBIC в результате навлекла на себя масштабную критику со стороны Конгресса за низкие показатели доходности, мошенничество и пустую трату средств.
Несмотря на некоторые колебания, чиновники, ответственные за эту программу (а если брать шире, исполнительная власть в целом), сохранили свою приверженность ей и сопротивлялись призывам отказаться от нее.
Хотя состояние фондового рынка для инвестиционных компаний малого бизнеса в конце 1960-х - начале 1970-х гг. было благоприятным, проблемы стимулов привели к быстрому упадку деятельности.
Однако с высоты нынешних знаний наследие этой программы выглядит совершенно не так, как с позиций 1950-1960-х гг. Хотя очень немногие из сегодняшних крупных фондов начинали работу как составная часть программы SBIC, она действительно стимулировала разрастание большого числа «венчурно мыслящих» организаций в калифорнийской Силиконовой долине и на 128-й бостонской окружной автомагистрали, в двух основных американских инкубаторах предпринимателей.
Эти организации включали в себя юридические компании и группы финансово-бухгалтерского учета, специально предназначенные для нужд «предпринимательских» компаний.
Например, компания Venture Economics, которая начала свое существование в 1961 г. под названием SBIC Reporting Service, постепенно расширила свою деятельность и стала важным источником данных о доходности по венчурной отрасли в целом.
Более того, некоторые из наиболее динамичных американских компаний, включая Apple Computer, Compaq (ныне вошла в состав Hewlett-Packard), Intel, получали поддержку от программы SBIC, прежде чем выйти на фондовый рынок. Подобные уроки Можно было бы извлечь из программ, смоделированных по образцу SBIC, в других странах - Китае и Сингапуре.
Первое венчурное партнерство с ограниченной ответственностью, Draper, Gaither, and Anderson, было создано в 1958 г. Несмотря на появление нескольких имитаторов, в 1960-1970-х гг. этой организационной форме соответствовала меньшая часть венчурных средств.
Большинство венчурных организаций привлекали деньги посредством либо закрытых фондов, либо описанных ранее компаний-участников программы SBIC.
Ежегодный приток средств в прямое инвестирование на протяжении первых трех десятилетий работы никогда не превышал нескольких сотен миллионов долларов и обычно был существенно меньшим.
На протяжении этих лет организации прямых инвестиций повсеместно называли венчурными фондами, хотя несколько фондов осуществило заметное число инвестиций в выкупы и другие сделки, включающие зрелые компании.