Простые партнеры разработали ряд стратегий распоряжения распределениями. Некоторые из них можно рассматривать через эволюцию подходов, используемых менеджером крупного университетского эндаумент-фонда.
Первоначально управляющий непубличным капиталом продавал все распределения после получения, поскольку стоимость большинства акций, финансируемых венчурным капиталом, падает сразу же после распределений, частично из-за небольшого количества акций в обращении (тех акций, который фактически доступны для торгов до распределения).
Следующий подход подразумевал наблюдение за поведением акций и продажу их, когда котировки растут. Хотя этот подход давал более благоприятные результаты, он предполагал более длительный период владения акциями, что сокращало доходность портфеля.
В конечном итоге менеджер стал применять третий, гибридный подход к распределениям непубличных акций, продавая позиции сразу же после их получения, но небольшими частями в течение (обычно) пяти дней.
Другой крупный эндаумент-фонд имеет ряд возможных правил:
Мы можем продавать частями, например, по 25% в течение четырех недель. Мы можем ускорить этот процесс, если есть причины для беспокойства, и замедлить - если их нет. Мы следим за объемом [торгов]; если он уменьшается, мы отходим назад. Мы не хотим негативно влиять на рынок, и мы хотим знать, с кем еще мы имеем дело.
Если простой партнер является достаточно крупной организацией и у него есть портфель и с публичными акциями, он может использовать еще и другой подход, при котором аналитики, ответственные за акции публичных компаний с небольшой капитализацией, оценивают каждое распределение.
Часто акции продаются сразу же, либо потому что они считаются нежелательными, либо потому что позиция слишком мала, чтобы привлечь внимание. Однако, если она привлекательна, частные портфельные управляющие «продают» ее публичным контрагентам по преобладающим ценам.
Более мелкие простые партнеры используют менеджеров по распределениям. Эти посредники получают распределения от простых партнеров и решают, вместе с партнерами с ограниченной ответственностью, продавать их или держать. Среди примеров таких фирм - Shott Capital Management, S-Squared Technologies, LP. Morgan и T.Rowe Price.
Однако при использовании услуг менеджеров по распределению сохраняется проблема поиска адекватного эталона для оценки их деятельности.
Поскольку менеджер не решает, какую бумагу купить, а решает только, какую бумагу держать, нет возможности для естественного сравнения. Более того, использование таких менеджеров увеличивает комиссионные затраты на портфель непубличных бумаг.
В конце 1990-х эти фирмы стали заметными игроками в сфере распределений. Несмотря на их комиссии, один брокер, занимающийся распределениями, отметил, что менеджеры по распределениям сэкономили миллионы, если не миллиарды долларов для простых партнеров, просто за счет сохранения объективного взгляда на компанию.
Кроме того, менеджеры по распределениям отслеживали распределения, дробления и слияния, которые случались во время периода ограничения на продажу акций, и решали связанные с этим для клиента сложности.
Даже на падающем рынке, когда ключевым словом была ликвидация, менеджеры по распределениям гордились тем, что при управлении портфелями скорее ориентировались на максимизацию прибыли, нежели на минимизацию убытков.
Один из горячо обсуждаемых вопросов - это хеджирование.
Эндаумент-фонд Йельского университета начал хеджировать акции в своих портфелях непубличных компаний, или подобных им компаний, до распределений, и, очевидно, со значительными успехами.
Полные партнеры этого не делают, поскольку не хотят избыточного предложения акций, особенно со стороны простых партнеров, которые якобы держат их сторону. С другой стороны, некоторые простые партнеры задумываются о том, не была ли бы такая стратегия для них особенно эффективной.
Как и многое другое в сфере прямого инвестирования, выходы представляют собой не такой очевидный вопрос. Они зависят от множества факторов, начиная с условий первоначальных инвестиций до размера созданной стоимости и условий на рынке.
Решение относительно сроков и способов выхода принимает очень небольшое число людей, в руках которых сконцентрирована собственность в компании.
Однако в этот процесс вовлечены многие стороны, и становится сложнее достичь согласования интересов: инвестиционный банк хочет быть уверенным, что он сможет продать все акции, которые он обязался разместить во время IPO, поэтому у него есть стимул установить более низкую цену; компания хочет получить как можно больше денег от сделки; фирма прямых инвестиций хочет быть уверенной в том, что она сможет привлечь другой фонд.
Иногда фирма прямых инвестиций предпочитает поглощение, однако генеральный директор хочет сохранить свои позиции и предпочитает IPO. В случае поглощения продавцы могут быть вынуждены поменять скорость или уверенность на цену.
Теперь, когда мы рассмотрели процесс выходов, должно стать понятно, насколько каждая стадия цикла прямого инвестирования зависит от предыдущих. Цикл привлечения средств и приоритеты простых партнеров могут повлиять на сроки выхода. Условия приобретения ценных бумаг, влияют на то, будет ли принято предложение о поглощении.
Создание стоимости влияет на цену. Методы управления готовят компанию для IPO или делают ее привлекательным объектом поглощения.
Выход из инвестиций влияет на способность фирмы привлечь еще один фонд.
В значительной степени прямое инвестирование здесь играет свою знакомую роль. Его инвесторы исключительно активны, вне зависимости от выбранного метода выхода. Они должны сначала сделать выбор, а затем реализовать его.
Это предполагает множество действий - от нахождения хорошего инвестиционного банка и участия в роуд-шоу до вливания дополнительных денег, чтобы закрыть фирму. Даже одно то, что они активно участвуют в жизни компании, уже посылает определенные сигналы.
Закрытие компании - грустный, но важный шаг, поскольку он позволяет инвесторам сфокусироваться на следующих инвестициях. Положения о банкротстве как возможность прекратить финансирование проблемной компании важная составляющая благоприятной атмосферы для прямого инвестирования.
Выходы создаются; они очень редко находятся. Большинство выходов подразумевает множество телефонных звонков, контактов и, в конечном итоге, некоторой ликвидности. И даже тогда, как мы и сказали, процесс распределения прибыли занимает значительное время и требует участия многих сторон.
Без выхода прямое инвестирование оказывается неприбыльным проектом. Как мы видели в 2008 г., когда выходы прекратились, многое другое тоже остановилось - строительные программы в университетах, финансирование искусства, разработка новых технологий и попытки преобразования проблемных компаний.
Процесс прямого инвестирования не прекращается с выходом; выход создает прибыль; простые партнеры часть расходуют и часть инвестируют; генеральный директор основывает другую компанию; компания привлекает другой фонд.
Далее мы сфокусируемся на других вопросах. Вместо того чтобы еще более детально рассматривать цикл прямого инвестирования, мы обратим внимание на более широкие вопросы его применения и связанные с ними аспекты.
Мы посмотрим, как прямые инвестиции осуществляются в международных масштабах; перейдем к оценке деятельности компании; способам, которые позволяют компаниям, осуществляющим прямые инвестиции, управлять самими собой и расти; циклам прямого инвестирования и будущим перспективам.