Посредники включают в себя множество организаций, которые содействуют взаимодействиям простых партнеров и полных партнеров или информируют их.
Одни, подобно советникам, предоставляют информацию. Другие, подобно фондам фондов, привлекают капитал своих собственных простых партнеров и вкладывают в фонды, осуществляющие прямое инвестирование.
Интересен такой факт: в то время как остальной мир избавляется от услуг посредников (билеты на самолет или биржевые акции покупают напрямую, а не в бюро путешествий и не у фондового брокера), в отрасли прямого инвестирования посредников больше.
Первая посредническая организация была создана Первым национальным банком Чикаго (First National Bank of Chicago) в 1972 г.
Хотя клиенту и позволялось сохранять окончательное решение об инвестициях за собой, активы инвесторов меньшего размера сливались воедино в фондах фондов для инвестирования в фонды, осуществляющие прямое инвестирование.
Фонды фондов, как уже отмечалось, играют двойную роль - и простого партнера, и полного партнера. С 1990-х гг. они выросли и приобрели специализацию.
Многие банки предлагают их услуги своим состоятельным клиентам. Независимые фонды фондов были созданы для обслуживания фондов целевого капитала небольших колледжей (Common Fund), семейных инвестиционных фирм (FLAG) и даже для разработки индивидуальных наборов финансовых услуг для отдельных клиентов (Grove Street Advisors).
Фонды фондов решают проблему, с которой сталкиваются как очень крупные клиенты (государственные пенсионные фонды), так и меньшие: условия доступа к фондам, осуществляющим прямое инвестирование, не для всех одинаковы, а показатели работы различных управляющих различаются.
Таким образом, крупным клиентам фонды фондов помогают выявить многочисленные сравнительно небольшие фонды и оценить их инвестиционную привлекательность, а клиентам меньшего размера помогают в роли своего рода взаимного фонда для их прямых инвестиций, предоставляя доступ к услугам многих фондов и осуществляя диверсификацию вложений.
Фонды фондов, кроме того, обеспечивают наблюдение и взимают комиссионные за услуги, чаще всего близкие к 1% от обязательств пополнения капитала, а также долю прироста капитала, обычно 5%.
Большое число исследовательских работ, посвященных сравнению показателей риска и отдачи от инвестиций, характеризующих фонды фондов, позволили сделать заключение, что они хуже среднестатистического фонда из-за размера добавочных комиссионных и вознаграждений за управление инвестициями, причитающихся распорядителю фонда.
Андрю Энг, Мэтью Роудз-Кропф и Жуй Чжао (Andrew Ang, Matthew Rhodes-Kropf, and Rui Zhao) высказывают мнение, что фонды фондов приносят пользу своим неопытным инвесторам, даже если они не превосходят среднестатистический фонд результатами.
Причина состоит в том, что стратегия случайного выбора, которую эти инвесторы применяли бы в ином случае, поощряла бы создание и рост некачественных инвестиционных фондов.
Некоторые исследователи поэтому отстаивают точку зрения, согласно которой сравнение показателей доходности отдельных фондов с показателями той работы, что дают фонды фондов, неправомерно: оно не учитывает низкокачественные фонды, которые возникли бы, если бы фонды фондов не существовали, а неопытные инвесторы случайным образом вкладывали бы деньги в инвестиционные фонды.
Чуть менее благоприятную точку зрения на фонды фондов излагают Джош Лернер, Антуанетта Шоар и Вань Вунсунвай (Josh Lemer, Antoinette Schoar, and Wan Wongsunwai), которые обнаружили, что их управляющие обычно работают хуже не только с точки зрения комиссионных, но и в силу неудачного выбора инвестиционных фондов: в среднем собственная ставка доходности (IRR) предложенного инвестиционным советником фонда (то есть фонда фондов), до вычета дополнительных комиссионных, составляла -2%.
Фонды целевого капитала, как правило, выбирали самые лучшие фонды, собственная ставка доходности которых составляла 20%. Авторы работы строят предположение, что эти результаты могут быть отчасти обусловлены относительной «молодостью» многих советников.
Они не просто имеют меньший опыт, но, возможно, имеют доступ лишь к инвестиционным фондам с меньшим опытом.
Кроме того, «мандат» (предписания) некоторых фондов ограничивает их возможности выбора. Наличие ограничений в принципе может привести к неоптимальному поведению их советников для достижения цели, не связанной с экономическими показателями.
Другие посредники включают в себя:
Их вознаграждение может быть основано на комиссионном вознаграждении в процентах от стоимости активов под управлением, стоимости конкретных услуг или годовой подписке.
Кроме того, возникла отдельная отрасль советников для обслуживания полных партнеров. Они именуются агентами по размещению, простираясь от инвестиционных банков наподобие UBS и Credit Suisse до «инвестиционных бутиков» наподобие Park Hill Group (которой владеет Blackstone Group) и Pro-bitas Partners.
Подобные группы держат руку на пульсе рынка и тех инвестиционных групп, которые могли бы заинтересоваться вложением средств в какой-либо инвестиционный фонд фирмы.
В 2008 г. более половины (54%) фирм, которые закрыли фонд, использовали агентов по размещению, и более крупные фонды чаще действовали подобным образом, как для выявления инвесторов в конкретных регионах, так и для поиска дополнительных инвесторов.
Агентам по размещению обычно выплачивают комиссионное вознаграждение в процентах от размера привлеченного капитала.
Теперь, получив представление о разных игроках мира прямого инвестирования, займемся исследованием организационно-правовой формы и соглашения, предназначенных для согласования интересов партнеров.