Компании, осуществляющие прямые инвестиции, точно так же как все другие компании, специализирующиеся на предоставлении профессиональных услуг, в значительной степени зависят от построения культуры, которая содержит в себе и транслирует этику компании и ее стандарты качества.

Задача достижения понимания и единодушия в сервисных фирмах осложняется тем обстоятельством, что заключение сделок обуславливает постоянную занятость профессионалов (в случае фирм, осуществляющих прямые инвестиции, это организаторы сделок).

К тому же в фирмах, осуществляющих прямые инвестиции, затруднено иерархическое исполнение; поэтому фирмы в своем стремлении к достижению консенсуса и приверженности стратегии полагаются, прежде всего, на культуру.

Культура определяет стратегию с точки зрения ее осуществления. ACM и Sequoia Capital - две американские венчурные компании, специализирующиеся на инвестициях в технологии, находящиеся на начальных стадиях разработки. Первая из них была основана в 1996 г., а ее культуру можно охарактеризовать двумя словами - «незаменимых нет».

На работу в компанию принимаются исключительно инженеры, получающие должности на уровне партнера (никаких специалистов). Из этих партнеров формируются те или иные команды, ответственные за подготовку описаний различных перспективных технологий.

Тем самым компания стремится предвосхитить появление новинок, способных вызвать фурор в той или иной отрасли.

Венчурная компания Sequoia, в свою очередь, является одним из старейших и наиболее успешных инвесторов Кремниевой долины. Она была основана в 1972 г. Доном Валентайном - «дедушкой венчурного капитала Кремниевой долины», первым инвестором компаний Apple и Cisco.

Компания традиционно поддерживает культуру энергичного индивидуального инвестора, следующего своим инстинктам и деловому здравому смыслу (уделяя особое внимание размерам потенциального рынка) в стремлении создать новую великую компанию.

Фирмы исповедуют одну и ту же ведущую стратегию - инвестирование в технологии, находящиеся на ранней стадии внедрения, но значительно отличаются друг от друга с точки зрения ее осуществления. В этом нет ничего удивительного, так как различия определяются культурами ACM и Sequoia.

Первая из них владеет значительными долями (от 50% и выше) компаний, в которые она осуществляет инвестиции. Эти компании могут располагаться в любом районе США, а возглавляют их, как правило, начинающие предприниматели.

Почти все компании, в которые инвестировала ACM, относятся к сфере «бизнес для бизнеса», где продажи основываются на рентабельности инвестиций (ROI) для потребителя, так как товары данного типа существенно проще проанализировать в описаниях перспективных технологий, на подготовке которых специализируются венчурные капиталисты с инженерным образованием.

Компании, в которые инвестирует Sequoia, сосредоточены в Кремниевой долине и могут быть охарактеризованы как бережливые стартапы с высоким общественным статусом. Часто их сотрудниками являются предприниматели из других сделок Sequoia.

Недавние крупные успехи компании связаны с технологическими компаниями сферы «бизнес для потребителя», такими как Google и YouTube.

Если обратиться к сфере кредитных выкупов, то на ум приходят две европейские компании - Permira и Montagu. Первая из них вышла из инвестиционной банковской культуры многонациональной компании по управлению активами Schraders и переняла ее образ поведения в отношении финансов и проведения сделок.

Неудивительно, что большинство партнеров Permira имеют финансовое образование и опыт работы в данной сфере. В свою очередь, фирма Montagu начинала деятельность как специализирующееся на прямых инвестициях европейское отделение банка HSBC со штаб-квартирой в Лондоне.

Она была создана после поглощения HSBC банка Midland (английский розничный банк, специализировавшийся на обслуживании компаний среднего бизнеса). Многие партнеры Montagu перешли в нее из английской фирмы, осуществляющей прямые инвестиции, 3i.

Акции последней котировались на бирже, а специализировалась она на инвестициях в средние компании, делая акцент на возможности повышения эффективности операционной деятельности.

Культура Montagu основывается на завоевании доверия управленческих команд компаний и вере в возможность повышения эффективности их операций посредством правильного менеджмента.

Несмотря на то, что обе фирмы кредитного выкупа являются европейскими, они следуют различным инвестиционным стратегиям. Montagu осуществляет сделки со средними по размерам компаниями. Объем сделок варьируется в диапазоне от 50 млн. до 100 млн. евро при сохранении в компаниях управленческих команд (обычно это называется выкупом управляющими (MBO)).

Сделки не предполагают высокой доли заемных средств. Компании расположены в Западной Европе, а поиск возможностей для инвестирования осуществляется по собственным каналам (ставка делается на соответствующую работу с менеджментом).

В Permira поиск источников сделок осуществляется, как правило, в рамках конкурентного процесса, а их объекты разбросаны по всему миру. Объем сделок существенно выше. Во многих случаях требуется привлечение значительных кредитных ресурсов, что позволяет существенно ускорить отдачу и создать сильные стимулы для менеджмента.

И Permira, и Montagu добиваются немалых успехов на протяжении длительного времени. Очевидно, что различия между этими фирмами, объясняются, по большей части, используемыми ими стратегиями. Но эти стратегии тесно связаны с культурой фирм и менеджментом.