Анализ ROI не всегда так прост, как кажется, и есть одна ошибка, которую делают многие менеджеры: путают деньги и прибыль.

Это важное различие, потому что, если вы перепутали прибыль с денежным потоком в расчетах ROI, вы, скорее всего, получите гораздо лучший показатель, чем он есть в действительности.

Поэтому имейте в виду: прибыль - это не то же самое, что деньги.

Конечно, вы можете это знать уже, но люди, которые не изучали финансы, часто считают это правило запутанным.

Если компания получает прибыль в размере 500 000 долларов в календарном году, не должна ли она также иметь 500 000 долларов на банковском счете на 31 декабря отчетного года?

Ответ - нет, не обязательно. Прибыль отражается в отчете о прибылях и убытках компании. Она указывает на то, что остается после того, как все издержки вычитаются из выручки компании. Но это напрямую не связано с доступным остатком денежных средств.

Например, «выручка» - это не денежный поток: компания может учитывать доход, когда она отгружает товар или оказывает услугу клиенту, независимо от того, оплатил ли клиент счет. Часть расходов также не связана с денежным потоком.

Денежные операции (фактические денежные потоки), тем временем, появляются в отчете о движении денежных средств или кэш-фло. В этом отчете отражаются денежные средства, поступившие от деятельности компании, и денежные средства, потраченные на эту деятельность; денежные средства, потраченные на основные средства (и денежные средства, полученные от продажи основных средств); а также денежные средства, полученные от кредиторов и акционеров или уплаченные им.

Общей ошибкой в ​​анализе ROI является сравнение первоначальных инвестиций (которые всегда соответствуют денежным потокам), с прибылью или (в некоторых случаях) выручкой.

Правильный подход - всегда использовать денежный поток, т.е. фактический объем денежных средств, перемещающихся В и ИЗ бизнеса в течение определенного периода времени.


Давайте рассмотрим пример:

Компания-производитель хочет выяснить, выгодно ли инвестировать в новый объект стоимостью 10 млн. долларов. Завод будет получать дополнительные 10 млн. долларов выручки и 3 млн. долларов прибыли в год.

На первый взгляд прибыль выглядит великолепно: 30% каждый год. Но прибыль - это не денежный поток.

Например, когда завод начнет работать, вам, возможно, потребуется потратить дополнительно 2 млн. долларов на закупку запасов. Вы также можете обнаружить, что ваша дебиторская задолженность  увеличивается на 1 млн. долларов.

Только эти две переменные будут поглотят всю вашу прибыль в размере 3 млн. долларов, поэтому ваш положительный денежный поток в первый год будет фактически равен 0 долларам.

Инвестиции в запасы и дебиторскую задолженность учитываются на балансе компании (это - «моментальный снимок» финансового положения компании на определенный момент времени) и включаются в оборотный капитал (фонды, используемые в основной деятельности бизнеса, которые часто определяются как оборотные активы минус краткосрочные обязательства).

Вам необходимо понять важность сравнения денежных поступлений с денежными расходами (по кэш-фло). Т.е., яблоки к яблокам.


Иногда компании анализируют инвестиции с точки зрения их влияния на выручку. Это связано с тем, что многие молодые компании сосредоточены на том, чтобы достичь определенных целевых показателей (таких, как EBITDA), чтобы удовлетворить своих инвесторов.

Но размеры выручки ничего не говорят о прибыльности, не говоря уже о движении денежных средств.

Истинный анализ рентабельности инвестиций должен конвертировать выручку в прибыль, а прибыль в денежные средства.

Четыре этапа анализа ROI.

После того, как вы поймете разницу между деньгами и прибылью, вы сможете лучше понять четыре основных этапа анализа ROI.


1. Определите первоначальные денежные затраты. Обычно это простейшая часть анализа. Вы просто суммируете все затраты на инвестиции.

Сюда входят такие статьи, как расходы на оборудование, стоимость доставки, затраты на установку, начальные затраты, обучение вовлеченных сотрудников и т. д. Все, что относится к процессу запуска проекта, должно быть частью ваших первоначальных денежных затрат.

Если вы просто покупаете новую машину, вы можете довольно легко оценить все затраты. С проектом, который может занять несколько месяцев, будет сложнее.


2. Прогноз денежных потоков от инвестиций. Этот шаг является самой сложной частью. Вы должны оценить чистые денежные средства, которые будут генерироваться инвестициями, с учетом таких переменных, как увеличение оборотного капитала, изменения в налогах, корректировки расходов на безналичные расходы и т. д.

График денежных потоков позволит вам оценивать прибыли из года в год или даже из месяца в месяц. Большая часть вашего времени уйдет на этот шаг.

Это именно та область, где финансовый отдел вашей компании будет задавать самые жесткие вопросы и тщательно анализировать ваши оценки и предположения.


3. Определите минимальный доход, необходимый вашей компании. Минимальную норму прибыли часто называют барьерной ставкой ('hurdle rate'), и она определяется финансовым отделом вашей компании. Компании могут иметь более одной барьерной ставки, в зависимости от риска, связанного с предлагаемыми инвестициями.

Финансовые специалисты определяют барьерные ставки, анализируя стоимость капитала компании и риски, связанные с данным проектом.


4. Оцените инвестиции. Это последний шаг. Вы можете использовать один или несколько из четырех методов расчета ROI: окупаемость, чистая текущая стоимость, внутренняя норма прибыли и индекс рентабельности.

Результаты скажут вам, обеспечивает ли предлагаемая инвестиция доходность большую или меньшую, по сравнению с доходностью барьерной ставки. Некоторые из расчетов также помогут вам сравнить эти инвестиции с альтернативными инвестиционными возможностями.


Это только основные шаги, но для правильного расчета необходимо обращать внимание и на другие детали.

  • Вы должны учитывать временную стоимость денег.
  • Вы должны оценивать доходность, основанную на движении денежных средств, а не на прибыли.
  • Вы должны знать барьерную ставку вашей компании, и
  • вы должны определить, какой метод расчета ROI является лучшим для вашего проекта.