Чем принципы управления фирмами с крупными масштабами деятельности отличаются от описывавшихся выше? Крупные фирмы различаются между собой точно так же, как их «меньшие братья».
В то же время имеется и основное различие между малыми и крупными участниками отрасли.
В то время как первые характеризуются меньшим формализмом и горизонтальным менеджментом, вторые ведут хозяйственную деятельность в большей степени институционализированным образом, обусловленным практической потребностью в организации большого количества людей.
К основным характеристикам процессов в крупномасштабной фирме относятся:
Поскольку крупные фирмы обязаны использовать в рамках раздельного управления принятием решений, портфелем и стратегическим процессом «дорогих» (как правило, самых «дорогих») партнеров, они обязаны иметь значительные размеры.
Чтобы позволить себе такую структуру и создать денежный поток, достаточный для существования и удержания профессионалов (несмотря на то, что старшие управляющие партнеры не принимают непосредственного участия в заключении сделок, они должны получать денежное вознаграждение на уровне равном или превосходящем вознаграждение организаторов сделок), фирмы нуждаются в значительном по объему денежных потоках.
Прямые инвестиции, подобно изготовлению мебели, относятся к хозяйственной деятельности, операционная структура которой позволяет процветать малым и крупным фирмам, в то время как деятельность фирмы средних размеров оказывается невыгодной с экономической точки зрения.
Подобно тому как мастер-мебельщик обнаруживает, что для успешного ведения дела ему необходимы несколько помощников, так чтобы его собственное время, посвященное изготовлению мебели, уменьшилось не слишком сильно, мелкая фирма может иметь партнеров, одновременно занимающихся управлением и инвестиционной деятельностью.
Но если мастер-мебельщик захочет расширить свое дело, он будет вынужден довести его до таких масштабов хозяйственной деятельности, когда доходы обеспечат ему комфортную жизнь и без непосредственного участия в производстве.
Аналогично, когда количество партнеров в фирмах, осуществляющих прямые инвестиции, превышает дюжину или около того, они вынуждены либо ограничивать свой рост, либо расширять масштабы деятельности до размеров, которые позволяют создать эффективную операционную структуру.
Они должны быть достаточно крупными для того, чтобы позволить себе партнеров, занимающихся скорее управлением, чем инвестированием.
Коммуникации в крупной фирме, как и следовало ожидать, являются гораздо более формальными. Стратегическая функция и управление портфелем централизованы, а инвестиционная деятельность закреплена за командами по организации сделок, обладающих экспертными знаниями в различных областях.
Эти команды могут находиться в разных странах. Для фирм с десятком или около того профессионалов было бы непрактично собирать их на регулярные совещания, чтобы обсуждать детали повседневного инвестиционного процесса.
Поэтому они должны иметь в своем распоряжении мощные информационно-технологические платформы, обеспечивающие функционирование внутренней системы обмена знаниями.
Действительно, прямые инвестиции относятся к числу немногих направлений бизнеса, в которых информационные технологии рассматриваются не как объект затрат, а как источник конкурентного преимущества.
Эти системы управления знаниями (многие из них построены на платформах анализа хозяйственной деятельности) позволяют профессионалам в поиске ресурсов (консультантов, юристов, аналитиков) вне пределов фирмы, получать информацию о предыдущих трансакциях в той или иной области и т. п.
Благодаря им организаторы сделок имеют доступ к сведениям о завершенных транзакциях или о сделках, планируемых к осуществлению.
Поскольку инвестиционные решения в общем случае принимаются командами по сделкам, мощная система обмена знаниями имеет существенно важное значение для того, чтобы лондонская команда, организующая выкуп европейской компании финансовых услуг, знала о том, как обстоят дела в мумбайской команде, занимающейся мезонинным финансированием, особенно в тех случаях, когда одна из них способна оказать помощь другой.
В конечном счете отсутствие такого рода информации способно привести к разрушению фирмы, так как у отдельных команд может возникнуть чувство, что они добьются успеха и сами по себе.
Следствием этого становится отделение команд, которые начинают формирование собственных фондов (как в случае с очень маленькими венчурными фирмами в 1970-х годах).