Целью данного чтения является изучение краткосрочных аспектов корпоративной деятельности в целом, называемое управлением оборотным капиталом (англ. 'working capital management').

Целью эффективного управления оборотным капиталом является обеспечение того, чтобы компания имела адекватный доступ к средствам, необходимым для повседневных операционных расходов, и вместе с тем - обеспечение того, чтобы активы компании инвестировались наиболее продуктивным образом.

Достижение этого требует балансировки целей.

Недостаточный доступ к денежным средствам может в конечном итоге привести к серьезной реструктуризации компании путем продажи активов, ее реорганизации посредством процедуры банкротства или окончательной ликвидации компании.

С другой стороны, чрезмерные инвестиции в денежные средства и ликвидные активы не могут быть наилучшим использованием ресурсов компании.

Эффективное управление оборотным капиталом охватывает несколько аспектов краткосрочных финансов:

  • поддержание адекватного уровня денежных средств;
  • преобразование краткосрочных активов (то есть, дебиторской задолженности и запасов) в денежные средства; а также
  • контроль исходящих платежей поставщикам, работникам и прочим.

Что успешно с этим справляться, компании инвестируют краткосрочные средства в портфели краткосрочных высоколиквидных ценных бумаг или поддерживают кредитные резервы в форме банковских кредитных линий или доступа к финансированию путем выпуска коммерческих ценных бумаг или других инструментов денежного рынка.

Управление оборотным капиталом является широкой функцией.

Оно требует управления и координации нескольких задач в компании, включая управление краткосрочными инвестициями, предоставление коммерческого кредита покупателям, а также сбор этого кредита, управление запасами и управление кредиторской задолженностью.

Эффективное управление оборотным капиталом также требует надежных прогнозов движения денежных средств, а также текущей и точной информации о банковских операциях и остатках.

На потребность в оборотном капитале влияют как внутренние, так и внешние факторы. Они приведены в Иллюстрации 1.

Иллюстрация 1. Внутренние и внешние факторы, влияющие на потребность в оборотном капитале.

Внутренние факторы:

  • Размер и темпы роста компании
  • Организационная структура
  • Сложность системы управления оборотным капиталом в компании
  • Объемы/потенциал заимствования и инвестирования

Внешние факторы:

  • Банковские услуги
  • Процентные ставки
  • Новые технологии и новые продукты
  • Экономика
  • Конкуренты

Сфера управления оборотным капиталом включает в себя операции, отношения, анализ и центр внимания:

  • Операции включают расчеты по торговой, финансовой и инвестиционной деятельности.
  • Отношения с финансовыми учреждениями и торговыми партнерами должны поддерживаться так, чтобы гарантировать эффективное выполнение операций.
  • Анализ деятельности по управлению оборотным капиталом необходимо осуществлять таким образом, чтобы можно было сформулировать и реализовать соответствующие стратегии управления.
  • Сегодня центр внимания управления оборотным капиталом требует того, чтобы организации всех размеров имели глобальную точку зрения с сильным акцентом на ликвидность.

В этом чтении мы изучаем различные типы оборотных средств и вопросы управления, связанные с каждым из них.

Мы также рассматриваем методы оценки эффективности управления оборотным капиталом.