Как Tesla приобрела влияние над фондовыми рынками

Ралли акций Tesla подняло общую рыночную стоимость производителя электромобилей Илона Маска до более чем $1.1 трлн., что сделало ее одной из самых высокооцененных компаний в мире. Только в этом году ее рыночная капитализация увеличилась почти на $475 млрд., что равно капитализации Procter & Gamble, JPMorgan - или двух McDonald's.

Тем не менее, реальная важность и более широкое воздействие того, что можно назвать «финансовым комплексом Tesla», далеко опережает рыночную капитализацию компании. Это происходит благодаря обширной запутанной сети зависимых друг от друга инвестиционных фондов, корпоративных эмуляторов и огромного связанного рынка производных инструментов беспрецедентной ширины, глубины и гиперактивности.

В совокупности, эти факторы означают, что влияние Tesla на фондовый рынок гораздо больше, чем размер ее рыночной капитализации. По мнению некоторых аналитиков, более широкое воздействие Tesla на рынок может даже может оказаться исторически непревзойденным.

«У нас на самом деле больше нет терминов, чтобы описать Tesla», - говорит Майкл Грин, главный стратег в Simplify Asset Management, - «Это как объяснять человеку из двумерного мира концепцию «высоты».

Tesla в сравнении с остальными ведущими автомобильными компаниями по рыночной капитализации ($ млрд.).
Tesla в сравнении с остальными ведущими автомобильными компаниями по рыночной капитализации ($ млрд.).

Финансовый комплекс Tesla - это феномен, с которым многие инвесторы, будь то пассивные индексные фонды, традиционные взаимные фонды, хедж-фонды или простые розничные инвесторы, - не могут бороться, учитывая уникальную силу, которой она сейчас обладает на фондовом рынке.

«Это как нарыв на большом пальце», - говорит Дин Карнатт, руководитель Macro Risk Advisors, - «Это то, чему вы должны уделить много внимания».

Одна из самых странных вещей, связанных с Tesla, это то, что именно способствовало взрывному росту ее капитализации. Хотя ее акции дико популярны у многих обычных розничных инвесторов, раздутость и гиперактивность «опционов» Tesla (популярные производные финансовые договоры, которые позволяют инвесторам делать ставку как на акции, так и против акций, и многократно увеличить любые прибыли и убытки) - также поражает многих ветеранов рынка.

В последние недели номинальная стоимость опционов Tesla, находящихся в обращении, в среднем составила $241 млрд. в день, сообщает Goldman Sachs.

Это можно сравнить со $138 млрд. в день у Amazon, второго наиболее активного рынка опционов, и $112 млрд. в день для остальной части индекса S&P 500. Это делает акции Tesla более склонными к вводящим в заблуждение сигналам из-за «левериджа», присущего торговле опционами.

Глава Tesla Илон Маск помог довести капитализацию производителя электромобилей до более чем $1.1 трлн.
Глава Tesla Илон Маск помог довести капитализацию производителя электромобилей до более чем $1.1 трлн.

«Объем опционов Tesla всегда был очень большим, но сейчас он просто огромный», - говорит Майкл Голдинг, глава торгов в США в фирме Optiver, занимающейся рынком опционов, - «Tesla практически представляет собой целое поколение. Она появилась, чтобы представлять инновации, в то время, когда ослабла опционная торговля».

Рынок опционов Tesla более чем в 60 раз активней, чем весь рынок опционов FTSE 100, и почти в 7 раз больше, чем рынок опционов Euro Stoxx 50. Он помог тому, что объемы торгов американскими опционами стали превышать фактические объемы торгов акциями в этом году.

На Tesla приходится большая часть этого отклонения от нормы. В ноябре торговля опционами была на 50% выше, чем торговля акциями в номинальном выражении, а без Tesla и Amazon она была бы на 20% ниже, по словам Goldman Sachs. «Сочетание высокой рыночной капитализации и экстраординарная активность опционов делают Tesla решающим фактором», - заявил инвестиционный банк в своем сообщении.

По оценкам Голдинга, исторически совокупные торги опционами на акции в США были в 10-20 раз больше, чем торги любого крупнейшего отдельного рынка опционов на акции.

Тем не менее, в последнее время были дни, когда активность торгов опционами Tesla была в 5-6 раз больше остальной части экосистемы опционов S&P 500. «Размер рынка опционов Tesla является абсолютно огромным», - говорит он.

Tesla доминирует на рынке опционов США. Среднесуточные объемы торгов опционами за три недели на 15 ноября ($ млрд.).
Tesla доминирует на рынке опционов США. Среднесуточные объемы торгов опционами за три недели на 15 ноября ($ млрд.).

Стоимость опционов зависит от того, как показывают себя базовые акции, но аналитики считают, что из-за своей сложной механики опционы могут иногда влиять на стоимость акций, если торги опционами достаточно активные, а иногда даже влиять на более широкий фондовый рынок, встряхивая рынок и ставя в тупик многих инвесторов.

Карнатт указывает на то, что такой огромный объем волатильных опционов не имеет прецедентов. Например, раздутость рынка акций и опционов Tesla является одной из причин, по которым индекс волатильности VIX настолько резко отличался от фактической волатильности рынка акций США в последнее время.

«Tesla - сама по себе», - говорит он, - «Она меняет правила того, как рынки оценивают риск».

Кто будет ставить против Tesla?

Обычные розничные инвесторы были первичной силой, стоявшей за бумом опционов Tesla, но у некоторых из них есть больше ресурсов для того, чтобы сделать более крупные ставки в кредит, чем у других.

IT-миллиардер Лео КоГуан недавно рассказал, что у него к началу ноября накопилось почти 7.2 млн. акций Tesla. В значительной степени этот портфель был накоплен за счет агрессивной покупки колл-опционов Tesla (которые дают покупателям право покупать акции по предварительно согласованной цене в течение определенного периода времени), что представляет собой популярную схему увеличения прибыли.

Bloomberg ранее подтвердил растущую долю акций и опционов в его портфеле, а в сентябре глава отдела по связям с инвесторами Tesla Мартин Вьеча подтвердил первоначальные притязания КоГуана.

Это делает его третьим крупнейшим индивидуальным акционером Tesla, после Маска и соучредителя Oracle Ларри Эллисона, с долей участия почти в $8 млрд., а также героем на форумах Reddit, посвященных автопроизводителям и биржевой торговле.

«Лео КоГуан = Бог Tesla», - написали в одном из постов.

«Он торгует множеством опционов, мы можем определенно увидеть его след на рынке, и он вдохновляет других», - говорит Голдинг, - «Это выглядит почти так же, как будто он размахивает флагом Tesla, а люди на Reddit видят в нем того, за кем можно следовать».

Объемы торгов опционами превысили объемы торговли акциями на американских рынках. Объем опционов в % от объема акций помесячно.
Объемы торгов опционами превысили объемы торговли акциями на американских рынках. Объем опционов в % от объема акций помесячно.

Слава Tesla и волатильность ее акций сделали ее компонентом в некоторых структурированных инвестиционных продуктах, таких как «auto-callables», еще больше усиливая влияние Tesla на финансовую экосистему.

«Аuto-callables» (инвестиционный продукт с опцией автоматического отзыва базового актива) - это сложные производные инструменты, особенно популярные у азиатских инвесторов, с помощью которых банкиры создают привлекательную доходность, подобную фиксированной доходности облигаций, путем продажи опционов на акции.

Исторически они были в основном опционами на широкие рыночные индексы, такие как S&P 500, Hang Seng или Nikkei, но из-за падающей волатильности рынка некоторые банкиры начали структурировать их опционами на отдельные акции. И Tesla стала популярным выбором.

«Tesla воспринимается как безопасный выбор инвестиций, потому что она большая и находится в технологическом авангарде. При этом невероятно прибыльно [для инвесторов] вложиться в структурированные продукты, потому что они такие волатильные», - говорит Майкл Грин из Simplify Asset Management.

Неистовое ралли акций Tesla также использовали такие группы управления инвестициями, как Cathy Wood’s Ark Invest и Baillie Gifford, которые в значительной степени делают ставку на отрасль электромобилей.

Но есть и обратная сторона.

Прибыль рынка Tesla оставила огромную и растущую брешь в эффективности многих других инвесторов, занявших лишь незначительные или скромные позиции в Tesla относительно их прочих вложений, из-за того, что многие считают ее оценку чрезвычайно завышенной.

Взаимные фонды США, фокусирующиеся на акциях роста, в октябре показали свой наихудший результат за два десятилетия, в основном благодаря ралли акций Tesla.

В целом, для американских менеджеров взаимных фондов только одна Tesla снизила их относительную эффективность на 0.46 процентного пункта в октябре, согласно данным Wells Fargo, помогая превратить то, что должно было стать достойным годом, в еще один посредственный год.

Опционы Tesla являются огромным статистическим выбросом. Среднесуточные объемы акций и опционов, в течение одного месяца, для крупнейших американских акций (рыночная капитализация > $100 млрд.), в % от акций в обращении.
Опционы Tesla являются огромным статистическим выбросом. Среднесуточные объемы акций и опционов, в течение одного месяца, для крупнейших американских акций (рыночная капитализация > $100 млрд.), в % от акций в обращении.

«Менеджеры, которые были сдержанными в отношении Tesla, безусловно, были наказаны», - говорит Дрю Диксон, главный инвестиционный директор в Albert Bridge Capital, - «Это был фактор низкого результата для многих. Вы должны задаться вопросом, не делают ли теперь ставку на Tesla многие из них просто из-за страха отстать от других».

Ставки против Tesla были особенно болезненными. Хедж-фонды, которые делали короткие ставки на понижение акций Tesla в течение последнего десятилетия, понесли совокупные убытки на более чем $60 млрд., согласно данным финансовой аналитической компании S3 Partners. Только в этом году убытки достигли $11 млрд.

«Короткая доля» в Tesla (т.е. доля акций, заимствованных и проданных хедж-фондами по коротким ставкам) теперь упала с 20% на начало 2020 года до 3.3% к середине ноября, согласно S3. Инсайдеры отрасли говорят, что это знак того, что менеджеры фондов сейчас не хотят рисковать своей карьерой, делая ставку против акций, которые настолько долго бросали вызов финансовой гравитации.

Некоторые известные «медведи» продолжают стоять на своем. Майкл Берри, менеджер хедж-фонда, ставший известным благодаря книге Майкла Льюиса «Игра на понижение» и изображенный Кристианом Бейлом в одноименном фильме, в прошлом году назвал цену акций Tesla «смешной» и признался, что открывает короткие позиции против них. Но в октябре он сказал, что закончил эту торговлю и закрыл короткие позиции.

«Эти акции стали мемом», - говорит Грин, ссылаясь на такие компании, как GameStop, оценка которых резко взлетела до небес, благодаря хайпу социальных сетях, - «Короче говоря, короткие ставки на Tesla на текущем этапе - это просто торговля эго. Tesla стала главным виновником уничтожения доверия к активному управлению инвестициями за последние несколько лет».

Фабрика Tesla в Фремонте, штат Калифорния, является одним из самых передовых автомобильных заводов в мире.
Фабрика Tesla в Фремонте, штат Калифорния, является одним из самых передовых автомобильных заводов в мире.

Пузырь электромобилей.

Учитывая свои уникальные финансовые особенности, акции Tesla, вероятно, не сильно страдают от прочих рыночных и экономических тенденций, но в некоторой степени коррелируют с биткойном, согласно анализу Quant Insight.

На данный момент акции Тесла, похоже, получают выгоду от «разнородного набора» факторов, таких как усиливающиеся инфляционные ожидания, более жесткие долларовые условия и неопределенности на кредитных рынках, но «Tesla проводит много времени в макро-режимах, поэтому неудивительно, что акции Tesla часто движутся из-за таких исключительных факторов, как твиты Илона», - говорит Хью Робертс из Quant Insight.

Макро-режим (англ. 'macro regime') на рыночном жаргоне - это то, как различные экономические условия могут навредить или помочь определенным акциям или секторам.

Успех акций Tesla также помог раздуть то, что некоторые аналитики и менеджеры фондов считают в более широком смысле рыночным пузырем всего, что связано с электромобилями. Tesla-эмуляторы Rivian и Lucid теперь оцениваются примерно в $110 млрд. и $90 млрд. соответственно, несмотря на незначительную выручку и отсутствие прибыли.

Индекс EV-компаний (производителей электромобилей) и производителей аккумуляторных батарей, составленный Financial Times, имеет совокупную рыночную капитализацию почти в $1.8 трлн.

В сравнении с этим, автомобильные гиганты Toyota, Volkswagen и Hyundai, крупнейшие производители автомобилей в мире, стоят около $254 млрд., $135 млрд. и $42 млрд. соответственно.

«Очевидно, что большой эффект ореола распространяется на все, что как-либо связано с электромобилями, благодаря Tesla», - говорит Бенджамин Боулер, стратег по деривативам акций из Bank of America.

Ралли акций Tesla в 2021 году.
Ралли акций Tesla в 2021 году.

Даже стартап электрогрузовиков Nikola, который зарезервировал $125 млн., чтобы урегулировать обвинения в мошенничестве от Комиссии по ценным бумагам и биржам (US SEC), которые заключались в том, что он ввел в заблуждение инвесторов своей технологией, которая все еще оценивается в $5.4 млрд.

Этого было достаточно, чтобы включить Nikola в индекс голубых фишек S&P 500, - если она хоть когда-нибудь получит прибыль.

Если восхождение Tesla продолжится, это еще больше обогатит уверовавших в нее, причинит еще больший вред сомневающимся и потянет широкий рынок акций за собой вверх. Но если Tesla резко упадет, то большие круги разойдутся по всем финансовым рынкам.

Tesla снизилась на 17.6% в ноябре, прежде чем снова резко вырасти, без последующего падения. Но даже это снижение лишь вернуло акции до уровня октября, а более крупное и устойчивое падение может оказать намного больший эффект.

«Существует огромный, рекурсивный «хвост, виляющий собакой», что точно характеризует оценку многих вещей в наши дни», - говорит Диксон, - «Я непоколебим в моей вере в то, что в долгосрочной перспективе имеют значение лишь фундаментальные основы рынка. Но в последние несколько лет я вижу, что в короткие и средние сроки гораздо больше доминируют поток, импульс, мемы и аппетиты».

Он вспоминает афоризм финансового аналитика Бен Грэма о том, что фондовый рынок - это машина для голосования в краткосрочной перспективе, но машина для взвешивания в длительный срок. «В нынешних условиях, я думаю, что мы тратим гораздо больше времени на голосование», - считает Диксон.