Бывший глава Европейского центрального банка Марио Драги. Бывший глава Европейского центрального банка Марио Драги.

В конце августа главы кабинетов 27 комиссаров ЕС организовали встречу в бельгийской глубинке. Они собрались, чтобы рассказать о том, что, по их мнению, должно быть приоритетом осенью.

Основная тема была очевидной и неожиданной.

«Люди упоминали постоянную поддержку Украины, но этот пункт не был во главе чьего-либо списка», - говорит человек, присутствовавший на встрече, - «Все снова и снова возвращались к вопросу о конкурентоспособности и восстановлению экономики ЕС».

Три недели спустя, президент еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен выступила в Европейском парламенте в Страсбурге и произнесла свою ежегодную речь о состоянии дел, прошлых достижениях и будущих устремлениях для исполнительной власти ЕС.

Главное объявление стало неожиданной инициативой: бывший премьер-министр Италии и глава ЕЦБ Марио Драги возвращался к работе, чтобы написать отчет о состоянии конкурентоспособности ЕС и о том, как ее исправить.

Признавая «рождение геополитического Союза», упомянув про поддержку Украины и более жесткую линию против Китая, фон дер Ляйен посвятила треть своей речи изменению экономики ЕС.

«Нам нужно смотреть в будущее и изложить, как мы собираемся сохранить конкурентоспособность», - сказала она, представляя Драги, перефразируя его заявление 2012 года, которое рассматривается как поворотный момент в кризисе суверенного долга еврозоны: «Потому что Европа сделает все, что потребуется, чтобы сохранить свое конкурентное преимущество».

Экономический рост в ЕС был медленнее, чем в США и Японии. Реальный ВВП (1973 - 100%).
Экономический рост в ЕС был медленнее, чем в США и Японии. Реальный ВВП (1973 - 100%).

Ключевые показатели удручают. В долларовом выражении, экономика ЕС составляет 65% от экономики США. Это значительно ниже 91% в 2013 году. ВВП на душу населения у США более чем в 2 раза больше, чем у ЕС, и этот разрыв увеличивается.

Если углубиться в детали, то ситуация будет та же. Возьмите список 20 ведущих технологических компаний; или лучшие университеты мира; или полупроводниковые производства: Европа отстает.

Давние структурные проблемы, подрывающие эффективность рынка ЕС, который теоретически должен был превратить 27 отдельных рынков в единый гармоничный рынок, усугубились за годы кризиса.

Пандемия ковида, а также последовавший за этим конфликт на Украине, повысили цены на энергоносители и увеличили затраты. Демографическое давление и узкие места в образовании создали квалифицированную нехватку рабочей силы. Еще есть бремя бюрократии, которое по мнению владельцев малого и среднего бизнеса и дипломатов ЕС уничтожает потенциалу роста.

«Нужно относиться серьезно к формированию единого рынка. Вы не можете называть единый рынок «драгоценностью» ЕС, не относясь к нему так», - говорит Маркус Бейрер, генеральный директор BusinessEurope, который представляет группы бизнес-лобби со всего ЕС, - «Люди сейчас не понимают, насколько это важно... как для широкой общественности, так и для политиков».

В то же время усилия, направленные на то, чтобы помочь ЕС выдержать худшие краткосрочные последствия кризиса из-за ковида и Украины, создали среднесрочные риски.

Вливания госпомощи и финансовая поддержка от Брюсселя европейским компаниям радикально изменили «ровное игровое поле» между странами и их предприятиями, которое когда-то было охраняемым столпом единого рынка.

Расходы на государственную помощь ЕС выросли со €102,8 млрд. в 2015 году до €334,54 млрд. в 2021 году. В период с марта 2022 года по август текущего года Европа одобрила выделение €733 млрд. на господдержку, согласно данным неофициальной комиссии.

Ошеломляющее увеличение государственной помощи ЕС. Общая государственная помощь стран ЕС27 (€ млрд.).
Ошеломляющее увеличение государственной помощи ЕС. Общая государственная помощь стран ЕС27 (€ млрд.).

Этот толчок усугублялся желанием ускорить «зеленый переход» континента от ископаемого топлива и инвестировать в новые, низкоуглеродистые технологии. Это также реакция на конкурирующие программы, такие как Закон о снижении инфляции Джо Байдена (IRA) на $369 млрд., или длительная государственная поддержка, предлагаемая Пекином китайским конкурирующим компаниям.

Таким образом, в то время как Драги оценивает конкурентоспособность, другой бывший премьер-министр Италии, Энрико Летта, готовит отдельный отчет о состоянии внутреннего рынка, который должен быть представлен в марте следующего года.

Летта, президент Института Жака Делорса, отправился в экскурсию по европейским столицам, чтобы, как он выразился, «выбраться из брюссельского пузыря и узнать о проблемах за его пределами».

Дилемма Европы заключается в сохранении силы единого рынка и свободы движения капитала, товаров и услуг, при конкуренции с Америкой, Китаем, Индией и другими регионами, говорит Летта.

«Почему мы хотим направить все усилия на развитие четырех свобод и не разрушить при этом дух четырех свобод? Потому что мы хотим поработать над европейским суверенитетом, над новой промышленной политикой, и над тем, чтобы Европа процветала и была мощной», - говорит он.

Стремление к тому, чтобы Европа конкурировала с США, Китаем и развивающимися державами, такими как Индия, может «легко уничтожить то, что мы построили», - добавляет он. По мнению Летты, «эта идея ровного игрового поля и свободной конкуренции очень важна до сих пор».

Разобщенность в Союзе.

Момент истины для ЕС впервые наступил еще в начале 2000-х годов, когда бум интернет-технологий привел к созданию десятков крупных конгломератов в США, но едва ли в Европе. С тех пор за десятилетия компании ЕС не смогли даже приблизиться к таким компаниям, как Apple, Alphabet или Amazon, или бросить вызов масштабам китайских конкурентов, таких как Alibaba.

В настоящее время политики ЕС очень обеспокоены тем, что следующая технологическая революция (в искусственном интеллекте и квантовых вычислениях) также пройдет мимо Европы и еще больше расширит разрыв между двумя крупнейшими экономическими центрами.

ЕС становится значительно меньше США. ВВП на душу населения, в процентах от уровня США.
ЕС становится значительно меньше США. ВВП на душу населения, в процентах от уровня США.

Одной из причин этого разрыва, по словам чиновников и аналитиков, является вопрос масштаба и неспособности в полной мере реализовать потенциал населения ЕС в 450 млн. человек. Это больше, чем население США в 332 млн. человек.

Другая причина - отсутствие сотрудничества между новаторами ЕС, компаниями и финансами всего блока из 27 стран.

Обе причины вызваны неспособностью единого рынка по-настоящему функционировать как одно предприятие, а не как 27 отдельных рынков, связанных различными соглашениями, но разделенными национальной бюрократией, протекционистской политикой и плохо реализованными правилами ЕС.

У каждой отрасли есть свои проблемы. Ритейлеры говорят, что барьеры в конечном итоге бьют по потребительским ценам. Например, Ahold Delhaize, сеть супермаркетов из Нидерландов, работающая в семи европейских странах, регулярно отмечала различные закупочные цены на фирменные продукты, произведенные на одних и тех же фабриках, но продающиеся в разных странах.

По словам Бейрера, верхняя часть списка корпоративных проблем, наряду с нехваткой квалифицированного труда и высокими ценами на энергоносители, является бременем регулирования, налагаемого Брюсселем.

Многие жалуются на все большее количество ограничений на отчетность, с которыми они сталкиваются в рамках «Зеленой Сделки» блока - стремления к быстрому переходу ЕС на экологически чистые технологии.

Разрыв в производительности между ЕС и другими развитыми экономиками расширился. Производительность труда на занятого человека.
Разрыв в производительности между ЕС и другими развитыми экономиками расширился. Производительность труда на занятого человека.

«Они говорят «Давайте избавимся от бюрократии!», а днем позже принимают новые законы о должной осмотрительности», - заявил один старший дипломат ЕС, улыбаясь и пожимая плечами.

В своем выступлении фон дер Ляйен признала эту жалобу, пообещав, что каждая новая часть законодательства ЕС потребует «проверки конкурентоспособности независимым советом» и пообещала новые законы, которые сократят «на 25%» регулирование отчетности на уровне ЕС для компаний.

Бум государственной помощи.

По мнению некоторых дипломатов, самой большой проблемой для конкурентоспособности блока были не долгосрочные тенденции или неумолимый рост внешних конкурентов. Основная угроза исходит от внутренних решений, принятых в разгар кризисов.

Пандемия ковида, а затем конфликт на Украине принесли с собой такие угрозы для экономики, общества и физических границ ЕС, которые Брюссель никогда раньше не испытывал.

Фон дер Ляйен ответила на это, приняв на себя более внешнюю роль, чем любой из ее предшественников. Она получила беспрецедентный контроль над рычагами власти еврокомиссии и обещала сформировать «геополитическую» комиссию, которая поспособствует тому, что Европа набирала свой вес сильнее, чем когда-либо прежде.

«Эта геополитическая комиссия означает, что она не является экономической комиссией, а также отсутствие естественного интереса и компетентности в экономических областях», - говорит один из старших дипломатов ЕС, - «Это означает, что такие области, как конкурентоспособность, единый рынок и т.д. не принимались в расчет».

Чтобы поддержать борьбу с ковидом и вмешательство в конфликт на Украине, Брюссель пожертвовал экономическими принципами. Правила допустимости государственной помощи и национальных субсидий были отвергнуты, и контроль ЕС над дефицитом и долгом своих членов был приостановлен.

Правила государственной помощи ЕС были разработаны для защиты более бедных государств с меньшей фискальной мощью от более богатых государств, которые в противном случае могли бы накачивать деньгами свои ведущие национальные компании и предоставлять им несправедливое преимущество.

По словам некоторых чиновников, в основном из южных и восточных стран, это именно то, что в итоге произошло.

Правительства таких стран, как Германия и Франция, во имя экономической стабильности для всего блока, дали своим собственным компаниям финансовое влияние, позволяющее превзойти своих соперников в ЕС, обойдя тем самым гарантии единого рынка.

Из €733 млрд. государственной поддержки, которую Европа одобрила в период с марта 2022 года по август этого года, Германия получила почти половину.

«Все государства делали довольно странные вещи во время пандемии и после начала конфликта на Украине. В целом все поняли, что у них есть карт-бланш делать то, что они хотят», - говорит один из чиновников, который участвовал на встречах, где были приняты ключевые решения для эффективного ослабления данных правил.

Разрыв в производительности между ЕС и другими развитыми экономиками расширился. Производительность труда на занятого человека.
Разрыв в производительности между ЕС и другими развитыми экономиками расширился. Производительность труда на занятого человека.

«Некоторые из действий Франции и Германии были возмутительными с точки зрения государственной помощи. И единый рынок теперь действительно потрепан», - добавляет чиновник.

Летта говорит, что он особенно обеспокоен этим: «Ключевой вопрос заключается в том, как гарантировать обычное европейское, а не национальное вмешательство... это постоянное национальное вмешательство действительно может привести к фрагментированию внутреннего рынка».

Но чиновники еврокомиссии защищают свои решения о государственной помощи, учитывая, что по их словам, зеленые субсидии США представляют собой угрозу, поскольку могут вызвать исход компаний ЕС по всей Атлантике, если Брюссель не сможет конкурировать хотя бы с денежными субсидиями от Вашингтона.

Похожая паника возникла из-за угрозы, которую представляет IRA (Закон о снижении инфляции Джо Байдена). Еврокомиссия более шести месяцев вела так и неразрешенные дискуссии с Белым домом о том, как предоставить компаниям ЕС доступ к некоторым субсидиям.

«Правила игры изменились. Насущные проблемы экономической безопасности, энергетической политики и субсидий усугубили наши проблемы с конкурентоспособностью», - говорит Дональд Рикеттс, председатель консалтинговой компании FleishmanHillard, - «Определяющим вопросом для Европы будет не только то, как страны адаптируют свои текущие операционные модели, но и то, являются ли их ответы коллективными или национальными».

Бум государственной помощи этой весной пришелся на период шестимесячного президентства шведов в ЕС. Эта роль переходит от страны к стране и включает в себя председательство на собраниях и установление повестки дня. Швеция до сих пор считалась чемпионом блока на едином рынке.

«Шведы курировали самый взрывной рост государственной помощи», - отмечает один старший дипломат, - «И после этого они должны считаться «конкурентоспособными» ребятами!».

В поиске консенсуса.

До Драги и Летты был третий итальянский технократ, который стремился исправить недостатки, от которых страдала конкурентоспособность ЕС. Это было более 12 лет назад.

Марио Монти, который станет премьер-министром Италии через год после представления своего отчета в мае 2010 года, сформулировал 12 рекомендаций по перезапуску единого рынка блока.

Это привело к нескольким предложениям, которые свидетельствовали о способности ЕС признать свои слабости, но неспособности их решить. Немногие из этих предложений были на самом деле реализованы.

Президент Европейского совета Чарльз Мишель во время конференции с европейскими лидерами в марте 2020 года. В разгар пандемии, чтобы поддержать борьбу с ковидом, Брюссель пренебрег экономическими правилами.
Президент Европейского совета Чарльз Мишель во время конференции с европейскими лидерами в марте 2020 года. В разгар пандемии, чтобы поддержать борьбу с ковидом, Брюссель пренебрег экономическими правилами.

Предложение о разработке «европейской профессиональной карты», подтверждающей квалификацию работников в ЕС и являющейся ключом к более интегрированному внутреннему рынку, было введено всего для шести профессий в 2016 году. Но с тех пор эта карта не была расширена за пределы немногих избранных групп работников, которые включают медсестер и горных гидов.

Брюссель также не смог реализовать рекомендации более целенаправленных, менее крупных внутренних отчетов. В 2020 году еврокомиссия опубликовала отчет «коммуникация по барьерам единого рынка», в котором были определены несколько вопросов, касающихся услуг, товаров и свободного движения.

«Если бы мы внедрили этот отчет 2020 года о барьерах, в этой области был бы действительно значительный прогресс», - говорит Иева Валескайте, вице-министр инноваций в Литве, - «Но комиссия выбрала... другой путь».

Дипломаты ЕС предупреждают, что политический консенсус для необходимых реформ, предложенных Драги и Леттой, может быть самой сложной задачей при пересмотре конкурентоспособности.

Взрывной рост государственной помощи дал государствам-членам, особенно наиболее богатым, стимул оставить правила такими, какие они есть.

«Сейчас задача заключается в том, чтобы все эти страны, которые два или три года могли делать все, что хотят, вернулись к работе в унисон», - говорит один из чиновников, участвующих в переговорах между столицами ЕС, - «Нам нужны лидеры, которые будут рассматривать конкурентоспособность как проблему 24 стран, а не национальную проблему».

Наиболее глубокое влияние отчеты Драги и Летта окажут, вероятно, на приоритеты следующей Европейской комиссии, которая начнет работу в 2025 году.

Бывшие итальянские премьер-министры Марио Монти, Марио Драги и Энрико Летта.
Бывшие итальянские премьер-министры Марио Монти, Марио Драги и Энрико Летта.

Сейчас неясно, останется ли фон дер Ляйен президентом еврокомиссии. Это зависит как от ее желания остаться на второй срок, так и от готовности 27 лидеров ЕС и Европейского парламента предоставить ей эту должность.

Но любой, кто возглавит еврокомиссию в 2025-29 годах, будет реализовывать многие из рекомендаций двух итальянцев.

Летта собирается представить свой отчет в марте во время президентства Бельгии в Совете ЕС, которое начинается в январе. Бельгия пообещала использовать свои шесть месяцев, чтобы сосредоточиться на конкурентоспособности и едином рынке. Венгрия, которая примет эстафету в июле, заявила, что сделает то же самое.

Им предстоит убедить европейские столицы принять реформы.

При применении отчетов Драги и Летта, ЕС продемонстрировал готовность признать проблемы, с которыми сталкивается его конкурентоспособность. Но исправление ситуации и сокращение отставания от конкурентов потребует гораздо большей политической воли.

«Европа нуждается в капитальном ремонте», - говорит один из чиновников еврокомиисии по экономике, - «коренным образом».