Андреас Денне, глава компании BorgWarner Turbo Systems из Доннерсберга, сталкивается с типичными проблемами: более высокие цены на топливо, более высокая инфляция, более медленный рост и необходимость инноваций. Андреас Денне, глава компании BorgWarner Turbo Systems из Доннерсберга, сталкивается с типичными проблемами: более высокие цены на топливо, более высокая инфляция, более медленный рост и необходимость инноваций.

Бернд Хофманн основал свою инжиниринговую компанию 56 лет назад. С тех пор он видел много взлетов и падений - шок от цен на нефть в 70-х, потрясение от воссоединения Германии в 1990 году, мировой финансовый кризис 2008 года. Но ничего подобного нынешней ситуации он не видел.

«Это один из худших экономических этапов на моей памяти», - говорит 80-летний человек.

Компания Hofmann Company Femeg, которая производит водные датчики, предохранительные клапаны и прецизионное оборудование для автомобильной и химической промышленности, стала жертвой нынешнего спада, который вызывает серьезные сомнения в будущем традиционной для Германии бизнес-модели, основанной на экспорте.

Экономика Германии застряла в колее. Экспорт и производство снижаются, инфляция подавляет потребительский спрос, а строительную отрасль штормит от высоких процентных ставок.

Бизнес-лидеры бьют тревогу. Практически «каждая европейская экономика растет, кроме Германии», - говорит Райнер Далгер, глава немецкой ассоциации работодателей BDA, - «Это четкий сигнал о том, что мы должны действовать».

Действительно, в этом месяце МВФ предсказал, что Германия окажется худшей ведущей экономикой в ​​текущем году, а ВВП будет сокращаться на 0.5%. Он сослался на более слабый спрос со стороны торговых партнеров, а также на проблемы в секторах, которые чувствительны к высоким процентным ставкам. И, напротив, он спрогнозировал рост экономики США на 2.1%, а Франции - на 1.0%.

Эксперты хорошо понимают, почему Германия сталкивается с такими уникальными мрачными перспективами. Она гораздо сильнее пострадала от прошлогоднего роста цен на энергоносители, чем многие другие крупные экономики, отчасти потому, что в этой стране так много крупных производственных компаний.

То, что ЕЦБ ужесточил монетарную политику ради борьбы с инфляцией, также внесло свою лепту, как и вялое восстановление торговли с Китаем, крупнейшим торговым партнером Берлина.

Оборудование, произведенное компанией BorgWarner. Снижение спроса на турбокомпрессоры затронуло все компании, занимающиеся двигателями внутреннего сгорания.
Оборудование, произведенное компанией BorgWarner. Снижение спроса на турбокомпрессоры затронуло все компании, занимающиеся двигателями внутреннего сгорания.

Министр экономики Роберт Хабек признал ранее, что Германия выходит из кризиса «медленнее, чем ожидалось».

Но некоторые из проблем, с которыми сталкивается страна, будут более долгосрочными. Компании все чаще жалуются на растущие издержки ведения бизнеса в Германии - бремя климатической политики, высокие налоги и дорогостоящая энергия. Они также указывают на нехватку квалифицированных рабочих и чрезмерную бюрократию.

«Пока мы обсуждаем с правительством внедрение искусственного интеллекта, в их офисах тем временем до сих пор используются факсимильные машины», - говорит Далгер, - «Это просто недопустимо».

Между тем рост продаж электромобилей и достижения Китая на европейском рынке EV угрожают автомобильной отрасли, которая давно стала опорой экономического успеха Германии.

Нигде этот процесс не является таким очевидным, как на юго-западе Германии, где находится компания Femeg и целый ряд других инжиниринговых компаний среднего уровня. Недавний опрос, проведенный исследовательской фирмой IW Consult, определил район Доннерберг (названный в честь горы, которая доминирует в окружающем ландшафте), как один из самых проблемных регионов Германии.

Исследователи анализировали два больших преобразования, которые в настоящее время проходят в стране: переход к безуглеродной экономике (который окажет давление на энергоемкие и высокоуглеродные отрасли, такие как производство стали и химикатов); а также переход на электромобили.

Они обнаружили, что 6 из 400 районов и городов Германии особенно пострадали от этих процессов, и Доннерсберг был одним из них. Для Берна Хофманна наступает расплата.

«Правительство всегда говорило людям, что мы лучшие, величайшие и закат никогда не настанет», - говорит он, - «В течение многих лет рост был единственным путем. И мы впали в своего рода летаргию... Следующие несколько лет будут тяжелыми для всех производителей».

«Здесь все кончено».

Показательным примером экономических проблем Доннерсберга является американский производитель автозапчастей BorgWarner, который в настоящее время проводит мучительную реструктуризацию.

Фабрика компании, расположенная в Кирххаймболандене, региональном центре Доннерсберга, специализируется на турбокомпрессорах - небольших турбинах, которые нагнетают больше воздуха в камеру сгорания автомобильного двигателя для повышения его эффективности. Это крупнейший работодатель города.

Восстановление Германии после ковида было самым слабым среди основных развитых стран. Совокупное изменение реального ВВП, с 4-го квартала 2019 г. по 2 квартал 2023 г. (%).
Восстановление Германии после ковида было самым слабым среди основных развитых стран. Совокупное изменение реального ВВП, с 4-го квартала 2019 г. по 2 квартал 2023 г. (%).

Долгое время эта компания была лидером рынка. Но в течение последних лет спрос снижался, говорит Андреас Денне, глава Borgwarner Turbo Systems. Первым ударом стал скандал с фальсификацией углеродных выбросов компанией Volkswagen в 2015 году. По его словам, это вызвало «крах на рынке дизельных двигателей». Затем появились «дискуссии вокруг электромобилей».

Первоначально BorgWarner надеялась, что у ее премиальной продукции все еще есть будущее; в конце концов, ее можно использовать в так называемых «мягких гибридах», которые используют традиционный ДВС вместе с 48-вольтовой батареей. Компания также надеялась, что обычные бензиновые и дизельные двигатели останутся еще на долгие годы.

ЕС разбил эти надежды своим решением о запрете выпуска новых транспортных средств с ДВС к 2035 году. После этого BorgWarner объявила о планах сократить рабочую силу в Кирхеймболандене с 1600 работников в 2021 году до 650 работников к 2028 году.

«За многие годы мы привыкли к постоянному росту», - говорит Денн, - «Отсюда мы поставляли турбокомпрессоры по всему миру. Но времена изменились, и это затронуло каждого, кто имеет хоть какое-то отношение к двигателям внутреннего сгорания».

Это относится и ко всем местным поставщикам BorgWarner. Наша «историческая специализация на турбокомпрессорах» является «главной проблемой», - говорит Райнер Гут, глава районного совета Доннерсберга. Например, для компании Femeg поставка деталей для турбокомпрессоров составляет 80% ее бизнеса.

Другие местные компании также ориентированы на автомобильную отрасль. Одной из них является Gienanth, крупная металлургическая компания, основанная в 1735 году в Эйзенберге, крупнейшем городе Доннерсберга, которая обрела известность еще столетие назад как производитель запчастей для гоночных автомобилей Bugatti.

В настоящее время эта компания производит запчасти для железнодорожных и судовых двигателей, а также для экстренных генераторов, используемых в больницах или центрах обработки данных. Она также производит запчасти для двигателей BMW. Это направление бизнеса неизбежно пострадает из-за отказа от ДВС.

Gienanth говорит, что последние несколько лет она «сотрудничала с потребителями в области продуктов для электромобилей». Она также «расширяет и диверсифицирует свой портфель продуктов», например, сотрудничая с берлинским стартапом STUR, который занимается изготовлением металлической посуды.

Окружной администратор Райнер Гут и Рейнер Бауэр, глава отдела развития бизнеса в Доннерсберге. Регион сталкивается с экономическими проблемами из-за роста стоимости энергии и постепенного отказа от автомобилей с бензиновым двигателем.
Окружной администратор Райнер Гут и Рейнер Бауэр, глава отдела развития бизнеса в Доннерсберге. Регион сталкивается с экономическими проблемами из-за роста стоимости энергии и постепенного отказа от автомобилей с бензиновым двигателем.

Доннерсберг не является отсталым регионом, ориентированным на ископаемое топливо. Весь регион усыпан ветряными турбинами и солнечными батареями. Он может похвастаться японской фабрикой, которая производит камеры наблюдения. У его границ, в городе Кайзерслаутерн, расположен промыленный центр Automotive Cells Co, совместное предприятие Mercedes-Benz, Stellantis и TotalEnergies, где строят гигафабрику по производству литий-ионных батарей для EV.

Тем не менее, в то время, как некоторые части региона возрождаются, другие находятся в упадке. В часе езды от Доннерсберга находится крупная фабрика Ford с почти 60-летней историей и унылым будущим.

В прошлом году Ford заявил, что он перестанет выпускать автомобили на этом заводе, и вместо этого будет выпускать электромобили следующего поколения в испанском городе Валенсия. В этом месяце он объявил, что переговоры о продаже фабрики крупному неназванному инвестору потерпели неудачу. Более 3000 рабочих мест оказались под угрозой.

Постепенный отказ от автомобилей с бензиновым двигателем - одна из проблем, с которой сталкивается Доннерсберг; огромный рост стоимости энергии - другая существенная проблема.

Рейнер Бауэр, отвечающий за развитие бизнеса в округе, говорит, что многие из энергетических компаний региона ранее считались «инновационными, прибыльными, с модельными программами обучения и превосходным управлением». Но энергетический кризис изменил все это.

«Когда вы сталкиваетесь с таким непрерывным ростом затрат на энергию, вы перестаете быть конкурентоспособным на международном уровне», - говорит он.

В качестве примера он приводит металлургический завод Heger, производящий детали для ветряных турбин. Компания объявила о банкротстве в сентябре прошлого года: она заявила, что платит 700.000 евро в месяц за электроэнергию, по сравнению со 100.000 евро до роста цен, и больше не может перекладывать этот рост затрат на потребителей.

«Цены на энергию убивают нас», - заявил тогда управляющий директор Йоханнес Хегер местным СМИ.

Немецкие компании больше всех пострадали от роста энергозатрат. Затраты на энергию для немецкой химической промышленности (млрд. евро)
Немецкие компании больше всех пострадали от роста энергозатрат. Затраты на энергию для немецкой химической промышленности (млрд. евро)

Другая компания, которая теперь платит гораздо больше за энергию, - это BASF, крупнейшая в мире химическая группа, которая находится в 40 минутах езды от Доннерсберга в Людвигшафене, на Рейне. Она была вынуждена закрыть несколько своих наиболее энергоемких производств, в том числе аммиака, циклогексанола (который является ингредиентом мыла и пластмасс), а также химикатов для изготовления пенопластов. Это привело к сокращению 700 рабочих мест.

Правительство фаталистично относится к этим событиям.

«Мы производили здесь только аммиак, потому что у нас был доступ к дешевому российскому газу - и теперь его нет», - говорит один высокопоставленный чиновник, - «Я не думаю, что Германия будет производить базовые химикаты, пластмассы и аммиак в 2035 году. Может быть, имеет смысл производить их в Саудовской Аравии, где энергия дешевле».

Но в Доннерсберге смотрят на ситуацию иначе. Регион является домом для сотен работников BASF, которые с тревогой следили за тем, как компания строит новый нефтехимический завод в Китае и сворачивает производство в Европе.

«Если такая компания вынуждена была переместить деятельность за границу из-за высоких затрат на энергию или нехватки квалифицированных работников в Германии, то здесь все кончено», - говорит Гут.

Проблемы со строительством.

Страдают не только энергоемкие отрасли: спад в строительном секторе Германии также ощущается в Доннерсберге.

«Ситуация драматична», - говорит Фрэнк Дексхаймер, руководитель строительной компании Frambach.

Строительные фирмы по всей Германии испытывают большие трудности из-за высоких процентных ставок и значительного увеличения стоимости строительных материалов. Исследование Ifo Institute показало, что 21,4% жилищных строительных компаний пострадали от отмены проектов в сентябре, что является самым высоком уровнем с момента начала ведения статистики в 1991 году.

Фирма Frambach смягчила этот удар благодаря разнообразию своих услуг. Она участвует в проектах гражданского строительства и ремонте жилых зданий, где еще есть перспективные проекты. Но все компании, занимающиеся исключительно новым строительством, пострадают, по словам Дексхаймера.

Доннерсберг.
Доннерсберг.

«Следующий год будет суровым для этих компаний», - добавляет он, - «Мы увидим много банкротств».

Дексхаймер говорит, что настоящие жертвы кризиса - молодые семьи. По его словам, цена дома на одну семью с участком земли в Доннерсберге составляла 500.000 евро; сейчас цена составляет 750.000 евро, из-за более высоких затрат на строительство. Между тем, ставки по ипотечным кредитам выросли примерно с 1% до 4-5%.

«Молодые семьи больше не могут получить ипотечный кредит - это слишком дорого», - говорит он.

Доказательства спада легко найти в Кирххаймболандене. Город недавно попытался продать около 40 участков под новые дома, но сумел продать лишь 3 из них. «Участки простаивают», - говорит Дексхаймер, - «Спрос рухнул».

За 2 года стоимость дома в Доннерсберге увеличилась с 500.000 евро до 750.000 евро, что делает молодые семьи настоящими жертвами кризиса.
За 2 года стоимость дома в Доннерсберге увеличилась с 500.000 евро до 750.000 евро, что делает молодые семьи настоящими жертвами кризиса.

Доннерсберг также станет жертвой одной из самых устойчивых проблем Германии: хронической нехватки квалифицированной рабочей силы. Правительство заявило, что старение населения приведет к тому, что к 2035 году у Германии не будет хватать 7 млн. ​​работников. Страна приняла законы, облегчающие трудоустройство иностранцев в стране. Но бизнес считает, что нужно сделать гораздо больше.

Хуберт Хак, владелец небольшого литейного завода в Эйзенберге, который производит детали для автомобильной и машиностроительной отрасли, говорит, что поиск работников стал его «самой большой проблемой» - даже большей, чем счета за электроэнергию.

Он пытался закрыть три вакансии в своей компании в течение нескольких месяцев.

«Молодые люди, кажется, больше обеспокоены балансом между работой и личной жизнью, чем усердной работой», - говорит он.

Хак говорит, что прибегал к найму пенсионеров. «У меня есть 5 пенсионеров, которые работают неполный рабочий день, по мере необходимости. Они более надежны, чем молодые».

Его история типична. Опрос Ifo, проведенный в августе, показал, что у 43.1% немецких компаний не хватает квалифицированных работников. Ранее в этом месяце Хабек признал, что это одна из «самых больших структурных проблем, которые компания должна преодолеть».

Литейный завод в Эйзенберге. Хуберт Хак, владелец литейного завода, говорит, что поиск работников стал его «самой большой проблемой».
Литейный завод в Эйзенберге. Хуберт Хак, владелец литейного завода, говорит, что поиск работников стал его «самой большой проблемой».

Вернуть свою удачу.

Но Хабек также видит обнадеживающие признаки. Выступая перед журналистами в начале этого месяца, он сказал, что экономика Германии должна вернуться к росту в следующем году. По его словам, инфляция снижается, рынок труда остается надежным, и реальные доходы растут, что может помочь вытащить внутренний спрос из спада.

Этот оптимизм разделяет Иоахим Нагель, глава центрального банка Германии. Выступая перед деловыми и политическими лидерами в Берлине, он опроверг заявления о том, что Германия стала «больным жителем Европы» или страной, охваченной «деиндустриализацией».

По его словам, немецкие компании хорошо выдержали газовый кризис, вкладывая значительные средства в усиление эффективности, чтобы сократить использование энергии. По его словам, они показали себя «очень адаптивными» и изобретательными, особенно средние и малые компании, которые формируют основу немецкой экономики.

Двигатели роста Германии остановились в последние годы. Показатели объема, 1 кв. 2009 = 100
Двигатели роста Германии остановились в последние годы. Показатели объема, 1 кв. 2009 = 100

«Их устойчивость оставляет в целом оптимистичное впечатление», - сказал он, - «'Сделано в Германии', на мой взгляд, будет оставаться желанным и успешным товарным знаком».

В долгосрочной перспективе Германия также может добиться больших успехов в создании новых отраслей промышленности. Заинтересованные значительным субсидиям, Intel и TSMC строят полупроводниковые фабрики в Магдебурге и Дрездене, что означает сдвиг в промышленной географии Германии с юга на восток. Аккумуляторные фабрики для электромобилей появляются повсюду, а старые компании, такие как Thyssenkrupp, инвестируют миллиарды в декарбонизацию своего производства.

Хабек говорит, что его министерство контролирует выделение запланированных инвестиций в 80 млрд. евро иностранным фирмам. «Германия, как место для бизнеса, может быть успешна, если этого захочет», - сказал он в прошлом месяце.

BorgWarner, производитель автомобильных турбин, изо всех сил старается переосмыслить себя. Она разработала «E-booster», электрически управляемый компрессор, который можно использовать в гибридах. Денн описывает его как «мост в будущее» для своей фабрики.

Статуя сталевара в Эйзенберге, где столетие назад компания Gienanth обрела славу благодаря производству запчастей для гоночных автомобилей Bugatti.
Статуя сталевара в Эйзенберге, где столетие назад компания Gienanth обрела славу благодаря производству запчастей для гоночных автомобилей Bugatti.

Компания также стремится использовать свою технологию турбокомпрессоров для децентрализованного производства электроэнергии. Ее технический центр разработал «E-Fan» - электрический вентилятор для охлаждения компонентов автомобилей, управляемых аккумулятором. Но он будет выпускаться на заводах BorgWarner в Португалии и США, а не в Доннерсберге.

Ханс-Йоахим Ретцлафф, глава отдела кадров в техническом центре, говорит, что возможности для немецкой автомобильной промышленности будут сокращаться.

«Если вы посмотрите на то, как Германия превращается в импортера электромобилей, и на то, что мы вынуждены конкурировать со множеством дешевых китайских электромобилей, то становится ясно, что наша доля на мировом рынке сократится», - говорит он, - «И наш бизнес, соответственно, станет меньше».

Компания Femeg также пытается идти в ногу со временем, уходя из автомобильного сектора и переключаясь на производство оружия - область, которая находится на подъеме в Германии с начала СВО на Украине.

Компания владеет литейным заводом на юго-западе Германии, который производит компоненты для танков Leopard, и также переходит к производству боеприпасов и запчастей для тяжелой военной техники.

«Мы не должны только сидеть и жаловаться, нужно двигаться дальше», - говорит Бернд Хофманн. Но он думает, что спад будет углубляться, если правительство не предпримет более решительных действий, в частности, в отношении затрат на энергоносители.

«Мы должны сделать эту страну более привлекательным местом, в которое можно снова инвестировать», - говорит он, - «Нам нужен новый дух оптимизма. Нам нужно вернуть свою удачу».