На систему корпоративного управления конкретной компании, вероятно, оказывают влияние несколько групп заинтересованных лиц (стейкхолдеров).

Эти группы не обязательно разделяют схожие цели или потребности - фактически, интересы одной группы могут вступать в противоречие с интересами другой группы.

Различное влияние этих групп является важным фактором для профессионалов в области инвестиций при анализе системы корпоративного управления.

Далее мы кратко рассмотрим основные группы заинтересованных лиц корпорации, за которым следует обсуждение соображений принципала-агента и конфликтов, которые могут возникнуть между группами.

Основные группы стейкхолдеров (заинтересованных лиц или сторон) корпорации состоят из акционеров, кредиторов, руководителей и других сотрудников компании, совета директоров, клиентов, поставщиков, а также государственных / регулирующих органов (и, в более широком смысле, отдельных затронутых компанией групп отдельных лиц или сообществ).

Акционеры.

Акционеры (англ. 'shareholders') владеют акциями корпорации и имеют определенные права, такие как право на получение дивидендов и право голоса по определенным корпоративным вопросам.

С точки зрения структуры капитала акционеры - это самый младший класс поставщиков капитала, т.е. наименее защищенный. В случае банкротства компании акционеры получают свои вложения только после удовлетворения всех требований кредиторов.

Следовательно, интересы акционеров обычно сосредоточены на росте корпоративной рентабельности, который максимизирует стоимость акционерного капитала компании.

По мере роста компании и усложнения ее деятельности и структуры большинство индивидуальных акционеров мало участвуют в деятельности компании. Акционеры сохраняют контроль над компанией благодаря своим полномочиям избирать совет директоров и голосовать за принятие определенных решений.

Предполагается, что акционеров представляет совет директоров - защищает их интересы, назначает высшее руководство, обеспечивает стратегическое руководство и контролирует деятельность компании и эффективность менеджмента.

В публичных акционерных компаниях с сильно распределенными долями участия право голоса на общих собраниях акционеров распределяется между большим количеством акционеров.

Но в некоторых компаниях конкретный акционер или группа акционеров может владеть определенной долей акций, которая дает им достаточное право голоса для контроля над выборами совета директоров и влияния на утверждение или блокирование решений компании. Таких акционеров называют контролирующими или мажоритарными акционерами (англ. 'controlling shareholders', 'majority shareholders').

Напротив, неконтролирующие или миноритарные акционеры (англ. 'non-controlling shareholders', 'minority shareholders') владеют гораздо меньшей долей выпущенных акций компании, что приводит к более ограниченной возможности осуществлять контроль над голосованием.

Кредиторы.

Кредиторы, чаще всего держатели облигаций и банки, являются заимодавцами компании и поставщиками долгового финансирования.

Кредиторы не обладают правом голоса (в отличие от обычных акционеров) и обычно имеют ограниченное влияние на деятельность компании.

Кредиторы могут защитить себя и осуществлять некоторый контроль над компанией, используя долговые ковенанты, ограничивающие деятельность заемщика. В обмен на предоставленный капитал кредиторы ожидают выплаты процентов и основной суммы долга.

Эти выплаты заранее определены условиями долгового договора и обычно не зависят от результатов деятельности компании.

Кредиторы обычно не участвуют в улучшении результатов компании, кроме показателей, связанных с получением обещанных выплат по процентам и основной сумме долга.

Способность компании генерировать денежные потоки, в основном за счет своей операционной деятельности, является основным источником выплат для кредиторов.

Следовательно, кредиторы обычно предпочитают стабильность в деятельности и результатах компании, что противоречит интересам акционеров, которые, как правило, склонны к более высоким рискам в обмен на более высокую потенциальную доходность от сильных результатов компании.

Руководство и сотрудники.

Руководители высшего звена и другие высокопоставленные менеджеры обычно получают вознаграждение (компенсацию) в виде заработной платы, премий, выплат на основе акций, и определенные льготы.

Термины «remuneration» (вознаграждение) и «compensation» (компенсация) обычно взаимозаменяемы, при этом термин «compensation» обычно используется в Северной Америке, а термин «remuneration» обычно используется за пределами Северной Америки.

В результате топ-менеджеры могут быть заинтересованы в максимальном увеличении стоимости их общего вознаграждения, сохраняя при этом свои высокие должности.

Сотрудников более низкого уровня обычно интересует справедливое вознаграждение, хорошие условия труда, возможности карьерного роста, обучение и развитие, гарантии занятости, а также безопасная и здоровая рабочая среда.

Как и в случае с акционерами и кредиторами, руководители и сотрудники серьезно заинтересованы в жизнеспособности компании.

Руководители и сотрудники, как правило, выигрывают, если компания работает хорошо, и входят в группу заинтересованных лиц, наиболее сильно страдающую в случае ослабления финансового положения компании.

Несмотря на некоторое сходство, интересы руководства, сотрудников и других заинтересованных сторон могут вступать в противоречие.

Например, компания может получить предложение о поглощении, которое будет привлекательным для акционеров, но поставит под угрозу интересы руководителей в сохранении их должностей в компании.

Совет директоров.

Совет директоров (англ. 'board of directors') компании избирается акционерами для защиты интересов акционеров, определения стратегического направления и контроля за деятельностью компании и эффективностью менеджмента.

Совет директоров обычно бывает одноуровневый или двухуровневый.

Одноуровневая и двухуровневая структура совета директоров. Одноуровневая и двухуровневая структура совета директоров.

Одноуровневая структура - это единый совет директоров, состоящий из исполнительных и неисполнительных директоров.

  • Исполнительные директора или внутренние директора (англ. 'executive / internal directors') - это сотрудники компании, как правило, являющиеся старшими менеджерами компании.
  • Неисполнительные директора или внешние директора (англ. 'non-executive / external directors') не являются сотрудниками компании.

Страны, в которых распространены одноуровневые советы, включают США, Великобританию и Индию.


Двухуровневая структура состоит из двух отдельных советов директоров:

  1. наблюдательный совет (англ. 'supervisory board'), который в основном состоит из неисполнительных директоров, и
  2. правление или исполнительный совет (англ. 'management board', 'executive board'), в состав которого входят исполнительные директора.

Наблюдательный совет осуществляет надзор (т.е. наблюдает) за исполнительным советом.

Двухуровневые советы распространены в таких странах, как Германия, Нидерланды, Финляндия и Китай.

В этом чтении, если не указано иное, термин «совет» (board) относится к единому совету директоров в одноуровневой структуре и наблюдательному совету в двухуровневой структуре.

Директора, как внутренние, так и внешние, обычно являются опытными людьми, которые сосредоточены на выполнении своих обязательств перед акционерами и компанией, сохраняя при этом хорошую репутацию в бизнес-сообществе.

Директора также обычно обеспокоены тем, что они несут ответственность за неисполнение служебных обязанностей. Они могут уменьшить этот риск, осуществляя надлежащий контроль над деятельностью компании и ее руководством.

Совет директоров компании обсуждается более подробно далее в этом чтении.

Клиенты (потребители).

Клиенты или потребители ожидают, что продукты или услуги компании будут удовлетворять их потребности и обеспечивать соответствующие преимущества с учетом уплаченной цены, а также соответствовать применимым стандартам безопасности.

В зависимости от типа продукта или услуги и продолжительности их отношений с компанией клиентам может потребоваться постоянная поддержка, гарантии на продукцию и послепродажное обслуживание.

Компании заботятся об удовлетворении интересов клиентов, учитывая потенциальную корреляцию удовлетворенности клиентов с выручкой от продаж и прибылью.

По сравнению с другими группами заинтересованных лиц клиенты, как правило, в меньшей степени озабочены финансовыми показателями компании и меньше влияют на них.

Однако клиенты, особенно те, которые поддерживают долгосрочные отношения с компанией, обычно заинтересованы в ее стабильности.

Поставщики.

Поставщики компании в первую очередь заинтересованы в том, чтобы своевременно получать оплату в соответствии с договором или соглашением за предоставленные компании продукты или услуги.

Поставщики часто стремятся к построению долгосрочных отношений с компаниями на благо обеих сторон и также стремятся к тому, чтобы эти отношения были справедливыми и прозрачными.

Поставщики, как и кредиторы, обеспокоены способностью компании генерировать достаточные денежные потоки для выполнения своих финансовых обязательств.

Государственные и регулирующие органы.

Государственные и регулирующие органы стремятся защитить интересы широких групп общественности и обеспечить благополучие экономики своих стран.

Поскольку корпорации оказывают значительное влияние на объем производства, потоки капитала, занятость и социальное благополучие страны, регулирующие органы, помимо прочего, заинтересованы в обеспечении того, чтобы корпорации вели деятельность в соответствии с действующим законодательством.

Как сборщик налоговых поступлений государство также может считаться одной из основных заинтересованных сторон компании.

Заинтересованные лица в некоммерческих организациях.

Заинтересованные лица некоммерческой организации обычно отличаются от стейкхолдеров коммерческих компаний.

Некоммерческие организации не имеют акционеров.

Их стейкхолдерами чаще всего являются члены совета директоров или попечители, сотрудники, регулирующие органы, общество, покровители организации, жертвователи и волонтеры.

Заинтересованные стороны некоммерческих организаций обычно заинтересованы в гарантиях того, что организация служит своей цели и что пожертвованные средства используются в соответствии с ее обещаниями.

Пример (2) групп заинтересованных лиц.

Какие заинтересованные стороны, скорее всего, получат наибольшую выгоду от значительного увеличения рыночной стоимости компании?

  1. Кредиторы.
  2. Клиенты.
  3. Акционеры.

Решение:

Ответ C правильный.

Акционеры владеют акциями компании, и стоимость их активов напрямую связано с рыночной стоимостью компании.

Ответ A неверен, потому что кредиторы обычно не имеют права на какие-либо дополнительные денежные потоки (помимо процентов и основной суммы долга), если стоимость компании увеличивается.

Ответ B неверен, потому что клиенты могут быть заинтересованы в стабильности и долгосрочной жизнеспособности компании, но они не получают прямой выгоды от увеличения стоимости компании.