Financial Times
понедельник, 27 ноября 2017

Западные артисты меняют ритм музыкального рынка Китая

Преодоление «эксклюзивных» сделок, вызванных доминированием Tencent, открывает новые возможности.

Регулятор обратил внимание на один из самых быстрорастущих музыкальных рынков мира. Регулятор обратил внимание на один из самых быстрорастущих музыкальных рынков мира.

Бывший когда-то очагом пиратства, музыкальный рынок Китая стал настолько популярным, что сделок по авторским правам стало значительно больше, чем песен.

После волны так называемых эксклюзивных партнерских сделок между крупнейшими интернет-компаниями страны и крупными международными лейблами, правительство и регулятор обратили пристальное внимание на один из самых быстрорастущих музыкальных рынков мира.

Согласно данным iResearch, компании по исследованию рынка, в этом году платная онлайн-музыка вырастет на 59% до Rmb3bn ($ 455 млн.). Более того, отраслевой орган IFPI говорит, что почти все это сводится к потоковой передаче данных в страну, которая в Китае намного опережает все другие крупные рынки.

«Я думаю, мы увидим, что международные артисты хотят «поделить Китай» так же, как они всегда хотели «поделить Америку», - говорит Стю Берген, исполнительный директор международных и глобальных коммерческих услуг Warner Music.

Согласно данным Soochow Security, китайская брокерская компания Tencent имела 78-процентную долю в доходах рынка в прошлом году. Ее влияние и толстый кошелек позволили группе превзойти конкурентов в соглашениях о продаже с западными лейблами, которые хотят распространять свою музыку в Китае.

Структура музыкального рынка Китая, %. Структура музыкального рынка Китая, %.

«Они предлагают очень высокие цены. И это выходит за рамки того, что, по их мнению, они смогут монетизировать, если получат права на весь этот контент», - говорит один из инвесторов. Национальная администрация авторских прав Китая (NCAC) в конце сентября предложила прекратить эксклюзивные сделки с целью для поощрения большей конкуренции. Дуань Юпин, официальный представитель NCAC, повторил эту точку зрения в газете People's Daily в прошлом месяце: «Это не нормально, когда весь пул авторских прав размещен исключительно на одной платформе».

Однако музыкальные лейблы указывают, что слово «эксклюзивный» является неправильным. Сделка, говорят они, более сродни основному соглашению о лицензировании, распространенному на некоторых развивающихся рынках, в соответствии с которым авторское право передается одной компании, которая затем перекрестно лицензирует ее на другие платформы.

Берген из Warner Music говорит, что Tencent «предполагает делать суб-лицензионные сделки со всеми потенциальными интернет-музыкальными платформами от имени наших артистов», добавив, что это уникальная договоренность, которая «не обязательно была бы работающей моделью на любом другом рынке».

Для китайской компании, которая надеется развивать музыкальное направление в следующем году, наличие прав на контент имеет решающее значение. «Поскольку Tencent Music готовится к первичному публичному размещению, авторские права, которыми они обладают, - это единственное, что они могут предложить инвесторам в поддержку [ожидаемой] высокой оценки», - отмечает один руководитель отрасли.

Соперники осторожно и оптимистично оценивают влияние вмешательства регулирующего органа. Цена прав на распространение будет продолжать расти, говорит глава одного продюсерского центра, но «премия не будет такой высокой, как сейчас; пузырь станет меньше».

Ван Цзян, музыкальный продюсер и бывший режиссер Universal Music в Китае, говорит, что все это приведет к другой модели. «Когда в будущем компании-лейблы будут подписывать новые контракты на авторские права, они добавят в них более конкретные предложения, например, как распространять это авторское право, даже если это "эксклюзивная" сделка».

Структура мирового рынка музыки. Структура мирового рынка музыки.

Искаженный рынок Китая объясняется в значительной степени его историей. Пиратство было широко распространено - от магазинов, продающих DVD-диски до незаконной загрузки и потоковой передачи. Правительственное вмешательство посредством наказаний и штрафов изменило картину.

Выступая на конференции в Шэньчжэне в начале этого года, Чиа-Чи Ли, директор по технологическим сделкам Tencent, описал действия правительства как «возможно одно из самых больших изменений на рынке, которое позволило нам быть здесь сегодня».

Слушатели в значительной степени перешли от бесплатного пиратского контента к бесплатной, сопровождаемой рекламой, потоковой передаче. Tencent Music утверждает, что на китайском рынке у него 700 миллионов активных пользователей и что 20 миллионов будут платными абонентами к концу 2017 года.

«Это огромная пользовательская база бесплатных услуг», - пожимает плечами один музыкальный аналитик.

Несмотря на доминирование Tencent, произошло более широкое возрождение музыкальной индустрии Китая. Alibaba, гигант электронной коммерции и Netease Cloud Music, музыкальная платформа номер два, тоже расширили свой рынок. Tencent начал приобретать другие музыкальные платформы и присоединять их к собственной - QQ.

Мэтью Даниэль, международный вице-президент Netease Cloud Music, указывает на роль социальных сетей в том, как развилась музыкальная индустрия. «Отличие Китая в том, что все социальные сети локальные, а международные соцсети недоступны Поэтому все нужно начинать с нуля».

Не удивительно, что международные звукозаписывающие компании имеют все шансы расширить свое присутствие в стране. Если рынок Китая развивается и растет, это означает, что он устойчив, говорит один участников рынка: «Я думаю, что мы увидим творческий взрыв, который мы видели в 60-х и 70-х годах на западе».

Насколько большой музыкальный рынок Китая? Если вы считаете потоковые платформы, цифры огромны. Tencent утверждает, что у него 700 млн. пользователей, а Netease - 400m.

Эти цифры намного опережают официальный показатель 503 млн. на конец 2016 года и демонстрируют то, что аналитик Марк Маллиган называет «абсолютно огромным количеством перекрытий».

Маллиган из британской консалтинговой компании Midea Research по исследованиям в области музыки говорит, что использование идентификаторов, выданных платформами, подразумевает, что по меньшей мере три четверти населения Китая являются активными пользователями, хотя в некоторых регионах нет услуг мобильной передачи данных, необходимых для потока.

Но если Tencent планирует провести IPO, она будет вынуждена пролить свет на цифры - и, в частности, на число платных подписчиков, что будет иметь ключевое значение для оценки компании.

15% платных подписчиков, о которых заявила Tencent - это доля, которая уступает только Spotify и Apple Music, но, как говорит Маллиган, они рассредоточены по различным платформам: QQ Music, KuGou и KuWo. По его словам, объединение идентификаторов в преддверии листинга значительно сократит общую цифру.

Есть также вопросы о том, кто является подписчиком: только те, кто активно пользуется потоковым воспроизведением музыки на ежемесячной основе, или также случайные пользователи других услуг.

Netease, которая специализируется на электронной танцевальной музыке и хип-хопе, утверждает, что является самым быстрорастущим сервисом. Число ее активных пользователе увеличивается на 44% в год по состоянию на июнь.

Темы: