В феврале 2021 года Совет по МСФО (IASB или Совет) выпустил поправки в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», в которых он предоставляет руководство и примеры для помощи компаниям в формировании суждений о существенности при раскрытии информации об учетной политике.

Совет также выпустил поправки к Практическим рекомендациям (IFRS PS) 2 «Формирование суждений о существенности», в поддержку поправок к IAS 1, c объяснениями и демонстрацией применения «четырехэтапного процесса определения существенности» к раскрытию информации об учетной политике.

[см. также параграф IFRS PS 2:33]

В частности, поправки направлены на помощь организациям в раскрытии учетной политики. Эти поправки будут наиболее полезны за счет:

  • Замены требования к организациям раскрывать свои «основные положения» учетной политики (significant accounting policies) требованием раскрывать «существенные положения» учетной политики (material accounting policies); и
  • Добавление руководства о том, как организациям следует применять концепцию существенности при принятии решений о раскрытии учетной политики.

Исходная информация.

Пытаясь улучшить представление информации в финансовой отчетности, Совет сделал «Улучшение представления финансовой отчетности» (Better Communication in Financial Reporting) центральной темой своей деятельности по установлению стандартов в последние годы.

Инициатива по раскрытию информации (Disclosure Initiative) является частью этой темы и направлена ​​на улучшение эффективности раскрытия информации в финансовой отчетности. Поправки 2021 года к IAS 1 и IFRS PS 2 являются частью инициативы.

Практические рекомендации (PS) №2 представляют собой необязательное руководство, которое было впервые выпущено IASB в сентябре 2017 года, чтобы помочь организациям делать существенные суждения.

PS описывают четырехэтапный процесс определения существенности и включают в себя указания о том, как формировать суждения о существенности в определенных обстоятельствах.

Поправки к IAS 1 и IFRS PS 2.

1. Замена термина «основные положения» (significant) термином «существенные положения» (material).

В виду отсутствия в МСФО определения термина «основные» (significant) Совет решил заменить его «существенными» (material) в контексте раскрытия информации об учетной политике.

«Существенный» (material) - это определенный термин в МСФО, который по мнению Совете широко известен пользователями финансовой отчетности.

В соответствии с новыми поправками существенная информация об учетной политике определяется в параграфе IAS 1:117 следующим образом:

«Информация об учетной политике является существенной, если, при рассмотрении вместе с другой информацией, включенной в финансовую отчетность организации, она по обоснованным ожиданиям могла бы повлиять на решения, которые основные пользователи финансовой отчетности общего назначения делают на основе этой отчетности».

2. Применение определения существенности.

Совет добавил к поправкам руководство, чтобы помочь организациям определить, когда информация об учетной политике является существенной и, следовательно, требует раскрытия.

При оценке существенности информации об учетной политике, организации должны рассмотреть как размер операций, прочих событий или условий, так и их характер.

Совет также внес поправки ​​в IFRS PS 2, чтобы уточнить, что оценка существенности для информации об учетной политике должна соответствовать тому же порядку, который применяется для оценки существенности другой информации, то есть с учетом как качественных, так и количественных факторов.

В PS 2 добавлена схема, иллюстрирующая, как организации должны включать различные факторы при определении существенности информации об учетной политике.

Совет объяснил, что, хотя операция, прочее событие или условие, с которым связана информация об учетной политике, может быть существенным (сама по себе), это не обязательно означает, что соответствующая информация об учетной политике является существенной для финансовой отчетности организации.

С другой стороны, поправка IAS 1 подчеркивает, что другие раскрытия, требуемые МСФО, могут быть существенными, несмотря на то, что соответствующая информация об учетной политике является несущественной.

Например, если компания определила, что информация об учетной политике по налогу на прибыль является несущественной для ее финансовой отчетности, другие раскрытия о налоге на прибыль, требуемые IAS 12, могут быть существенными.

Совет включил в поправки примеры обстоятельств, при которых организация может рассматривать учетную политику как существенную:

  • Изменение учетной политики приводит к существенному изменению информации в финансовой отчетности.
  • Выбранные положения учетной политики разрешены МСФО.
  • Организация разрабатывает учетную политику в соответствии с IAS 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», в отсутствие специально предназначенных МСФО.
  • Применение учетной политики требует значительных суждений или допущений
  • Трудно определить существенность операций, прочих событий или условий, поскольку они требуют сложного бухгалтерского учета, например, при применении более чем одного МСФО.

Совет уточнил, что список примеров не является исчерпывающим, но он считает, что эти примеры помогут компаниям определить, является ли информация об учетной политике существенной или нет.

Исправленный IAS 1 явно подтверждает, что раскрытие несущественной информации об учетной политике может быть приемлемым, хоть оно и не требуется.

Однако, если организация решает раскрыть информацию об учетной политике, которая не является существенной, она должна обеспечить, чтобы несущественная информация не маскировала существенную информацию, например, путем размещения несущественной информации в более заметном месте.

3. Раскрытие стандартизированной информации.

Организации часто должны раскрывать информацию для описания того, как они применили требования определенного стандарта и предоставлять «стандартизированную информацию или информацию, которая только дублирует или обобщает требования МСФО» (параграф IAS 1:117C, с учетом поправок).

Совет признал, что, как правило, такая информация менее полезна для пользователей, чем конкретная информация об учетной политике организации. Однако Совет также согласился с тем, что в некоторых обстоятельствах стандартизированная информация об учетной политике может потребоваться пользователям отчетности для понимания другой существенной информации в финансовой отчетности.

В этих ситуациях стандартизированная информация об учетной политике является существенной и должна быть раскрыта.

Исправленный стандарт подчеркивает, что в общих случаях более полезно предоставлять информацию, которая отражает собственные конкретные обстоятельства организации, а не просто повторять то, что требуется применяемыми МСФО.

Аналогичным образом было изменено PS 2, чтобы подчеркнуть, что организации должны сосредоточиться на предоставлении конкретной информации об учетной политике компании. Конкретная информация об учетной политике особенно актуальна, когда применяется суждение.

Поправки к PS также предоставляют примеры ситуаций, когда общая или стандартизированная информация, обобщающая или дублирующая требования МСФО, может рассматриваться как существенная информация об учетной политике:

  • Информация необходима пользователям, чтобы понять другую существенную информацию, представленную в финансовой отчетности.
  • Компания отчитывается в юрисдикции, в которой необходимо отчитываться также по местным национальным стандартам бухгалтерского учета.
  • В соответствии с МСФО требуется сложный бухгалтерский учет, и стандартизированная информация необходима для понимания учета (например, если применяется более одного МСФО).

Кроме того, исправленные PS предоставляет два примера для иллюстрации разницы между формированием суждений о существенности на основе конкретной информации о компании, при этом избегая стандартизированной информации об учетной политике (Пример S), и информации об учетной политике, которая только дублирует требования в МСФО (Пример T).

4. Удаление ссылки на «базу оценки».

В исправленном стандарте удалены ссылки «базу оценки» (measurement basis). Совет счел их избыточными после введения руководства по определению существенности в информации о бухгалтерской политике.

Информация о базе оценки может быть существенной, но это требует суждений, аналогичных тем, которые применяются к другой информации об учетной политике.

Переходные положения и дата вступления в силу.

Поправки к МСФО (IAS) 1 будут применяться к отчетным периодам, начинающимся 1 января 2023 года или после этой даты. Ранее применение допускается при раскрытии этого факта.

Поскольку поправки к PS предоставляют собой необязательные указания по применению определения существенности к информации об учетной политике, Совет пришел к выводу, что переходные положения и дата вступления в силу этих поправок не требуются.

Выводы.

Замена «основных положений» на «существенные положения» учетной политики в МСФО (IAS) 1 и соответствующее новое руководство в IAS 1 и PS может повлиять на раскрытие компаниями своей учетной политики.

Определение того, являются ли учетная политика существенной, теперь требует большего использования суждений. Следовательно, организациям рекомендуются пересмотреть свои раскрытия информации об учетной политике для обеспечения согласованности с измененным стандартом.

На практике наблюдается использование «заготовок» для раскрытия этой информации.

Компании должны тщательно рассмотреть вопрос о том, является ли «стандартизированная информация или информация, которая только дублирует или обобщает требования МСФО» существенной информацией, и если нет, следует ли удалить эти раскрытия для повышения полезности финансовой отчетности.