Проект поправок (ED) представляет проект руководства, которое Совет по МСФО (IASB) будет использовать для разработки требований к раскрытию информации, что приведет к более полезной для принятия решений информации в финансовой отчетности.

Применение Советом проекта руководства означает, что Совет:

  • потребует, чтобы предприятия соблюдали общие цели раскрытия информации, которые описывают общие информационные потребности пользователей финансовой отчетности.
  • потребует, чтобы предприятия соблюдали конкретные цели раскрытия информации, которые описывают подробные информационные потребности пользователей финансовой отчетности.
  • определит элементы информации, удовлетворяющие каждой конкретной цели раскрытия информации. Совет определит элементы информации, которые организации должны будут раскрывать, а также предоставит примеры элементов информации, которые может раскрыть компания, чтобы удовлетворить конкретные цели раскрытия информации.

Совет решил протестировать проект руководства применительно к двум стандартам, МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» и МСФО (IFRS) 13, путем пересмотра требований к раскрытию информации в этих стандартах по аспектам проекта руководства. Основываясь на этом, Совет разработал проект поправок к требованиям раскрытия информации в этих двух стандартах, также включенный в ED.

ED не предполагает конкретной даты вступления в силу, однако предлагает раннее применение поправок. Если поправки будут приняты, они будут применяться перспективно со дня первоначального применения поправок.

Срок приема комментариев к ED заканчивается 21 октября 2021 года.

Исходная информация.

В 2017 году Совет опубликовал Дискуссионный документ DP/2017/1 Principles of Disclosure (Принципы раскрытия информации), как результат исследовательского проекта, направленного на выяснение проблем, связанных с информацией, представляемой в финансовой отчетности, а также выяснение того, как Совет может решить проблему недостаточного раскрытия соответствующей информации и избытка неактуальной информации.

Многие респонденты DP подчеркнули, что подход «контрольного списка», который рассматривает раскрытие информация как упражнение на соответствие [списку требований], а не как средство эффективного взаимодействия с пользователями финансовой отчетности, является значительным фактором проблемы раскрытия информации.

Заинтересованные лица посчитали, что способ разработки и проектирования Советом по МСФО требований к раскрытию в стандартах МСФО отчасти ответственен за этот подход «контрольного списка», потому что:

  • Совет использует в МСФО язык предписывающих требований, например, «должен раскрыть» или «как минимум».
  • Существует большой объем предписывающих требований к раскрытию информации.
  • Часто нет конкретных целей раскрытия информации.
  • Взаимодействие между целями раскрытия и предписывающими требованиями не ясно.
  • Разделы стандартов, посвященные раскрытию информации, разработаны непоследовательно.

Совет признал эти проблемы и решил осуществить проект из четырех последовательных этапов:

  • Этап 1. Разработать проект руководства, который Совет будет использовать при разработке и разделов раскрытия информации.
  • Этап 2. Выбрать два стандарта, к которые можно применить проект руководства.
  • Этап 3. Протестировать проект руководства, применив его к этим стандартам.
  • Этап 4. Подготовить проект поправок (ED) к этим стандартам, использующий проект руководства.

Проект руководства для Совета по разработке разделов раскрытия информации в стандартах МСФО.

Проект руководства (в Этапе 1 выше) является частью консультаций.

Проект руководства нацелен на то, как Совет будет стремиться использовать цели раскрытия информации, разрабатывать содержание разделов раскрытия информации в стандартах МСФО.

В частности, он объясняет, как Совет изменит требования к раскрытию информации в стандартах МСФО для более широкого использования суждений.

Как Совет будет использовать цели раскрытия информации.

Совет по МСФО будет использовать общие цели раскрытия информации, а также специальные цели раскрытия информации в разделе раскрытия информации стандарта МСФО.

Совет также будет стремиться описывать цели раскрытия информации в стандартах МСФО, используя в положениях язык, который поощряет применение суждений.


Общие цели раскрытия информации будут:

  • Описывать общие информационные потребности пользователей финансовой отчетности.
  • Требовать от организаций раскрытия информации, которая соответствует этим потребностям.
  • Предоставлять полезный контекст о всеобъемлющих и критических потребностях пользователей финансовой отчетности.
  • Включать в себя широкие соображения, которые необходимо учитывать при применении конкретной цели раскрытия в стандарте МСФО.
  • Предлагать организациям оценить, насколько совокупность информации, представленной согласно конкретным целям раскрытия информации стандарта МСФО, соответствует общим информационным потребностям пользователей отчетности.

Специальные цели раскрытия информации будут:

  • Описывать подробные информационные потребности пользователей финансовой отчетности.
  • Требовать от организаций раскрывать всю существенную информацию для достижения целей раскрытия.
  • Помогать организациям применять суждения относительно того, является ли информация существенной для их финансовой отчетности.
  • Будут сопровождаться отдельным параграфом, объясняющим, чем раскрываемая информация может помочь пользователям финансовой отчетности.

Совет разработает элементы информации, которые организации смогут, или ,в некоторых в некоторых случаях, будут должны раскрыть для удовлетворения каждой конкретной цели раскрытия. При разработке специальных целей раскрытия информации Совет будет пытаться сбалансировать специфичную для организации информацию с сопоставимой информацией.

Совет по МСФО опишет цели раскрытия информации в стандартах МСФО таким образом, чтобы, сместить основное внимание с соответствия «контрольному списку» требований к соответствию специальным целям раскрытия информации.

Совет достигнет этого за счет:

  • Использование языка предписывающих требований, чтобы требовать от организаций соответствия целям раскрытия, изложенным в стандартах.
  • Использование менее предписывающего языка в отношении элементов информации, которые должны соответствовать специальным целям раскрытия информации (например, «не являясь обязательной, следующая информация может позволить организации соответствовать цели раскрытия»).

Как Совет по МСФО будет разрабатывать содержание разделов раскрытия информации в стандартах МСФО.

При разработке разделов раскрытия в стандартах МСФО Совет будет стремиться к тому, чтобы:

  • понять проблему(ы).
  • понять потребности заинтересованных лиц.
  • понять, какие раскрытия необходимы для поддержки предложенных требований к признанию и оценке.
  • выполнить анализ «затраты-выгода» (т.е. выгодности затрат).
  • выяснять и документировать последствия предложений о раскрытии информации.

Как Совет будет проектировать разделы раскрытия информации в стандартах МСФО.

Совет по МСФО предпримет ряд других шагов, чтобы гарантировать, что разделы раскрытия информации в стандартах МСФО разработаны таким образом, что ясно передают намерения Совета. В частности, Совет будет:

  • Использовать последовательный язык в стандартах МСФО.
  • Форматировать и представить разделы раскрытия информации в стандартах МСФО.
  • Связывать между собой соответствующие требования и рекомендации в стандартах МСФО и прочих публикациях.

Проект руководства не является стандартом. Однако, после принятия проекта, Совет  будет применять руководство при разработке разделов раскрытия информации в стандартах МСФО в будущем.

Совет по МСФО ожидает, что широкое применение руководства окажет существенное влияние на поведение компаний, аудиторов и регулирующих органов, подчеркивая потребность в суждениях.

Соответствие стандартам будет достигнуто, если представленная информация будет эффективно соответствовать целям раскрытия информации.

Предлагаемые поправки.

Совет предлагает заменить существующие требования к раскрытию информации в МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» новым разделом раскрытия, содержащим следующие общие и специальные цели раскрытия.

Раскрытие информации о программах вознаграждения с установленными выплатами.

Совет предлагает общую цель раскрытия, которая требует, чтобы организация раскрывала информацию, которая позволяет пользователям финансовой отчетности:

  • Оценить влияние определенных программ вознаграждения на финансовое положение, финансовые результаты и денежные потоки организации; а также
  • Оценить риски и неопределенности, связанные с программами с установленными выплатами организации.

Предлагаемые специальные цели раскрытия информации для программ с установленными выплатами потребуют информацию о:

  • Суммах и компонентах сумм, относящихся к программам с установленными выплатами, в основной финансовой отчетности.
  • Характере рисков и рисках, связанных с программами с установленными выплатами, в том числе об используемых стратегиях для управления программами и связанных с ними рисками.
  • Ожидаемое влияние обязательств по программам с установленными выплатами, признанным в конце периода, на будущие денежные потоки организации, а также характер этого влияния.
  • Период, в течение которого будут осуществляться платежи участникам программ с установленными выплатами, которые будут недоступны для новых участников.
  • Значительные актуарные допущения, используемые для определения обязательств по программам с установленными выплатами.
  • Значительные причины изменений в суммах в отчете о финансовом положении, касающиеся программ с установленными выплатами, с начала до окончания отчетного периода.

Наблюдение.

В настоящее время МСФО (IAS) 19 требует раскрытия информации, которое позволяет пользователям финансовой отчетности понять чувствительность обязательств по установленным выплатам к различным допущениям.

Тем не менее, Совет определился с разработкой специальных целей раскрытия, которые потребуют организации предоставлять эту информацию.

Это решение основано на полученной обратной связи, предполагающей, что информация, предоставленная в соответствии с требованиями IAS 19, обычно дорого обходится отчитывающимся компаниям ​​и не является наиболее полезной информацией для пользователей отчетности.

Совет пришел к выводу, что критически важные информационные потребности пользователей финансовой отчетности будут удовлетворены путем выполнения специальной цели раскрытия информации о неопределенности оценки, связанной с обязательствами по установленным выплатам.

Раскрытие информации о программах с установленными взносами.

Совет по МСФО предлагает общую цель раскрытия, которая требует, чтобы организация раскрывала информацию, которая позволяет пользователям финансовой отчетности понять влияние  программ с установленными взносами на финансовые результаты и денежные потоки организации.

Совет не предлагает специальных целей раскрытия информации о программах с установленными взносами.

Раскрытия о совместных программах нескольких работодателей с установленными выплатами и программах с установленными выплатами, которые разделяют риски между организациями, находящимися под общим контролем.

Совет предлагает, чтобы организация, которая учитывает свое участие в совместной программе нескольких работодателей с установленными выплатами (или в программе с установленными выплатами, которые разделяют риски между организациями, находящимися под общим контролем) в качестве программы с установленными взносами, удовлетворяла следующим целям:

  • Общей цели раскрытия для программ с установленными взносами.
  • Специальным целям раскрытия информации о характере рисков и рисках, связанных с программами с установленными выплатами.
  • Совет предлагает, чтобы организация, которая учитывает такие программы как программы с установленными выплатами, соблюдала требование о соответствии общим и специальным целям раскрытия информации для программ с установленными выплатами.

Раскрытие информации о других видах программ вознаграждения работников.

Совет по МСФО предлагает общие цели раскрытия информации, которые требуют, чтобы организация раскрывала информацию, которая позволяет пользователям финансовой отчетности понять:

  • Влияние, которое оказывают краткосрочные программы вознаграждения на финансовые результаты и денежные потоки организации.
  • Характер других долгосрочных программ вознаграждения и их влияние на финансовое положение, финансовые результаты и денежные потоки организации.
  • Характер выходных пособий и их влияние на финансовое положение, финансовые результаты и денежные потоки организации.

Поправки к МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости».

Совет предлагает заменить существующие требования к раскрытию информации в МСФО (IFRS) 13 новым разделом о раскрытии информации, содержащим следующие общие и специальные цели раскрытия информации.

Активы и обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости после первоначального признания.

Совет предлагает общую цель раскрытия информации, которая требует, чтобы организация раскрывала информацию, которая позволяет пользователям финансовой отчетности оценить подверженность организации неопределенностям, связанным с оценкой справедливой стоимости.

Информация должна позволить пользователям финансовой отчетности понять:

  • Значительность классов активов и обязательств, оцененных по справедливой стоимости, для финансового положения и финансовых результатов организации.
  • Как была определена оценка справедливой стоимости.
  • Как изменения в этой оценке повлияли на финансовую отчетность организации в конце отчетного периода.

Предлагаемые специальные цели раскрытия информации потребуют от организации раскрывать информацию о:

  • Количестве, характере и характеристиках каждого класса активов и обязательств, оцениваемых по справедливой стоимости после первоначального признания, а также о том, как эти характеристики связаны c категориями этих классов активов и обязательств в иерархии справедливой стоимости.
  • Значительных методах оценки и исходных данных, использованных при определении оценки справедливой стоимости.
  • Альтернативных оценках справедливой стоимости, которые были обоснованно доступны в конце отчетного периода.
  • Значительных причинах изменения оценки справедливой стоимости с начала до окончания отчетного периода.

Альтернативные мнения.

Три члена Совета по МСФО проголосовали против публикации ED из-за опасений по поводу проекта руководства. В частности, они сочли, что разработка основанных на целях требований к раскрытию информации, без требования к раскрытию определенных элементов информации:

  • расширит возможности нарушения требований стандартов;
  • будет обременительной с точки зрения подготовки финансовой отчетности и повысит зависимость от суждений, касающихся существенности; а также
  • ухудшит сопоставимость отчетности, введя более гибкий подход к раскрытиям.

Дата вступления в силу и переходные положения.

ED не включает дату вступления в силу предложенных поправок к IAS 19 и IFRS 13. Раннее применение допускается, согласно предложению.

Если поправки будут приняты, Совет предлагает, чтобы организации применяли поправки перспективно с начала первого годового периода даты вступления в силу или позже.

Срок приема комментариев к ED заканчивается 21 октября 2021 года.