28 июля 2021 года Совет по МСФО (IASB, Совет) опубликовал проект поправок ED/2021/8 «Initial Application of IFRS 9 and IFRS 17 - Comparative Information», посвященный представлению сравнительной информации при первоначальном применении IFRS 9 и IFRS 17.

  • Совет предлагает незначительные поправки к переходным требованиям IFRS 17 для организаций, впервые применяющих IFRS 17 и IFRS 9 одновременно.
  • Предлагаемые поправки касаются финансовых активов, сравнительная информация о которых, представленная в первоначальном применении IFRS 17 и IFRS 9, не была пересчитана для IFRS 9.
  • Предложенные поправки разрешают организации представлять сравнительную информацию о таких финансовых активах, при условии, что требования к классификации и оценке IFRS 9 (за исключением обесценения) применяются к финансовым активам.
  • Эта возможность будет доступна на уровне отдельного актива.
  • Поправки вступят в действие на момент первого применения организациями IFRS 17.
  • Период приема комментарием к проекту поправок составляет 60 дней и истекает 27 сентября 2021.

Исходная информация о поправках.

Многие страховые организации применяют временное освобождение, которое позволяет им отложить принятие IFRS 9 «Финансовые инструменты», пока они не перейдут на IFRS 17 «Договоры страхования».

Однако эти два стандарта предъявляют разные требования к сравнительной информации, представляемой при первоначальном применении этих стандартов.

  • МСФО (IFRS) 17 требует, чтобы компании представляли в отчетности, по крайней мере, один пересчитанный сравнительный период.
  • МСФО (IFRS) 9 разрешает (но не требует) пересчет сравнительных периодов и запрещает организациям применять IFRS 9 к финансовым активам, выбывшим до даты первоначального применения IFRS 9.

Многие страховые компании планируют представить пересчитанную сравнительную информацию для финансовых активов с применением IFRS 9, потому что они считают, что это повысит полезность представленной информации.

Тем не менее, некоторые из этих страховщиков обеспокоены по поводу полезности информации, которая будет представлена, если сравнительный период будет включать в себя сочетание финансовых активов, классифицированных с применением IFRS 9, а также прочих финансовых активов, классифицированных по старому стандарту IAS 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка».

Они отметили, что это может означать появление вводящей в заблуждение информации, поскольку может привести к несоответствию в учете между обязательствами по страховым договорам и финансовыми активами.

Эти страховые компании отметили, что такую сравнительную информацию, при сравнении с годом, в котором осуществлен переход на IFRS 9 и IFRS 17, было бы очень сложно объяснить.

Кроме того, страховщики выразили обеспокоенность по поводу сложности выявления того, какие финансовые активы будут пересчитаны по IFRS 9 до конца сравнительного периода.

Чтобы решить эти проблемы, страховые компании попросили Совет предусмотреть возможность представления информации о финансовых инструментах, которая отражала бы применение требований к классификации IFRS 9 на дату перехода на IFRS 17.

Предлагаемая поправка.

Организации, которая впервые применяет IFRS 17 и IFRS 9 одновременно, разрешено использовать наложение классификации с целью представления сравнительной информации о финансовом активе, если сравнительная информация для этого финансового актива не была пересчитана для IFRS 9.

Это возможно в ситуации, когда организация либо решает не пересчитывать предыдущие периоды, либо решает пересчитывать предыдущие периоды, но признание финансового актива было прекращено в течение этих предыдущих периодов.

Если организация применяет наложение классификации, она должна раскрыть этот факт в отчетности.

Совет рассмотрел, следует ли предлагать, чтобы организация, выбравшая применение наложения классификации, была обязана применить его ко всем финансовым активам, не пересчитанным для IFRS 9 в сравнительном периоде(ах).

Тем не менее, Совет отметил, что для некоторых организаций проблема, на решение которой нацелено наложение классификации, может быть актуальна для всех финансовых активов, удерживаемых организацией. Поэтому Совет предлагает необязательный подход к применению на уровне отдельного финансового инструмента, которая позволит организациям оценить для конкретного финансового актива преимущества применения предложенной поправки.

Совет признает, что это несет в себе риск того, что организация может применять предлагаемую поправку избирательно для достижения оппортунистического результата.

Тем не менее, Совет пришел к выводу, что это незначительный риск, поскольку организации, которые применяют предложенное наложение классификации, стремятся сократить несоответствия в учете и достичь большей согласованности в том, как IFRS 9 будет применяться в финансовой отчетности при первоначальном одновременном применении IFRS 9 и IFRS 17.

Кроме того, Совет не предлагает ввести требования к отдельной идентификации финансовых активов, к которым будет применяться наложение. Это позволит избежать необходимости отслеживания такие финансовые активы, поскольку затраты на это, вероятно, перевешивает выгоду.

В проект поправок предлагается, чтобы организация, которая применяет наложение классификации к финансовому активу, использовала разумную и подтверждаемую информацию, доступную на дату перехода, чтобы определить, как финансовый актив будет классифицироваться при первоначальном применении IFRS 9 (например, с использованием предварительной оценки, выполненной при подготовке к переходу на IFRS 9).

Также предлагается, чтобы организация использовала ожидаемую классификацию для представления сравнительной информации, как если бы требования к классификации и оценке IFRS 9 было применены к этому финансовому активу.

Параграфы BC25-28 ED содержат обсуждение того, как по мнению Совета организации могут применять наложение классификации с практической точки зрения.

Совет отмечает, что требования к переходу в IFRS 9 требуют, чтобы оценка бизнес-модели и классификация финансовых активов, которые должны оцениваться по справедливой стоимости через прибыль или убыток, основаны фактах и обстоятельствах, которые существуют на дату первоначального применения Стандарта.

Это означает, организация, по сути, будет классифицировать финансовый актив на основе того, как по ее ожиданиям финансовый ресурс будет классифицироваться при применении IFRS 9, предполагая, что эти активы будут продолжать признаваться на дату первоначального применения IFRS 9.

Другими словами, организации «предварительно проанализируют» свои предположения о том, как эти финансовые активы будут классифицированы при применении IFRS 9.

Совет ожидает, что организации, применяющие этот подход, могут использовать этот предварительный анализ, чтобы осуществить оценку, необходимую для применения предлагаемого наложения классификации.

Соответственно, при наличии разумной и подтверждаемой информации, организация может классифицировать:

  • Долговой инструмент, впоследствии оцениваемый по:
    • амортизированной стоимости,
    • справедливой стоимости через прибыль или убыток,
    • справедливой стоимости через прочий совокупный доход;
  • Долевой инструмент, впоследствии оцениваемый по:
    • справедливой стоимости через прибыль или убыток,
    • справедливой стоимости, с изменениями в справедливой стоимости, представляемыми в прочем совокупном доходе.

Совет, однако, отметил, что наложение классификации не является поправкой к переходным положениям IFRS 9. Соответственно, когда организации применяют IFRS 9, они по-прежнему должны применять требования IFRS 9 к финансовым активам, которые продолжают признаваться на дату первоначального применения стандарта.

При применении наложения классификации организация не должна применять требования к обесценению IFRS 9.

Любая разница между предыдущей балансовой стоимостью финансового актива и балансовой стоимостью на дату перехода, возникшая в результате применения наложения классификации, будет признана во входящем остатке нераспределенной прибыли (или другого компонента собственного капитала, в зависимости от обстоятельств) на дату перехода.

На дату первоначального применения IFRS 9 организация должна применять переходные требования IFRS к 9 к финансовому активу, независимо от того, применила ли организация наложение классификации к этому финансовому активу.

Организации будет запрещено применять наложение классификации к:

  • Финансовому активу, удерживаемому в рамках деятельности, не связанной со страховыми договорами, попадающими в сферу действия IFRS 17,
  • Сравнительной информации для отчетных периодов до даты перехода на IFRS 17.

Исключение финансовых активов, которые не связаны с договорами, попадающими в сферу действия IFRS 17, соответствуют существующим требованиям параграфа IFRS 17:C29(a), который позволяет организации, которая применила IFRS 9 к годовым отчетным периодам до первоначального применения IFRS 17, переоценить указанные критерии классификации в IFRS 9 в отношении финансовых активов, которые удерживаются не для осуществления деятельности, которая не связана с договорами, относящимися к сфере применения МСФО (IFRS) 17.

Примеры таких исключенных финансовых активов являются финансовые активы, удерживаемые в рамках банковской деятельности или удерживаемые по инвестиционным договорам, не попадающим в сферу действия IFRS 17.

Дата вступления в силу и срок приема комментариев.

Организация, которая решает применять эти поправки, будет применять их вместе с принятием IFRS 17.

Период приема комментариев к проекту поправок составляет 60 дней и истекает 27 сентября 2021 года.