• Совет предлагает ввести новый стандарт МСФО «Subsidiaries without Public Accountability» (Дочерние компании без публичной ответственности [подотчетности]), который позволит дочерним компаниям сократить раскрытия информации в своей финансовой отчетности при применении стандартов МСФО.
  • Дочерние компании будут иметь право сократить раскрытия информации, если они не имеют публичной ответственности [подотчетности], и их конечная или промежуточная материнская компания предоставляет публичную консолидированную финансовую отчетность, соответствующую стандартам МСФО.
  • Новый стандарт будет необязательным для дочерних компаний, попадающим в сферу его действия. Он устанавливает требования к раскрытию информации для дочерних компаний, которые решают его применять, и требования к раскрытию информации в стандартах МСФО, которые не применяются и заменяются проектом стандарта (ED).
  • Проект поправок ED/2021/7 не предлагает дату вступления в силу, но предлагает разрешить раннее применение нового стандарта. Новый стандарт не будет иметь конкретных переходных положений.
  • Период приема комментариев истекает 31 января 2022 года.

Исходная информация о новом стандарте.

Если материнская компания применяет стандарты МСФО, дочерние компании обычно применяют требования к признанию и оценке МСФО, предоставляя материнским компаниям данные для консолидированной отчетности.

Совет по МСФО (IASB, Совет) получил отзывы о том, что некоторые из таких дочерних компаний предпочли бы представлять собственную финансовую отчетность, применяя стандарты МСФО с сокращенными требованиями к раскрытию информации.

Совет признал, что МСФО для SME (малых предприятий) не применимы для этих дочерних компаний, поскольку их требования к признанию и оценке отличаются от обычных стандартов МСФО. Таким образом, дочерней компании, применяющей МСФО для SME, необходимо будет вести дополнительный учет.

Отказываясь от раскрытий, которые не нацелены на потребности пользователей отчетности непубличных организаций, предлагаемый новый стандарт может снизить затраты дочерних компаний без потери информации, необходимой пользователям отчетности.

Предлагаемая цель нового стандарта.

Целью нового стандарта - разрешить приемлемым дочерним компаниям применять требования к раскрытию информации нового стандарта и требования к признанию, оценке и представлению в других стандартах МСФО.

По замыслу новый стандарт:

  • Уменьшит затраты непубличных дочерних компаний, которые отчитываются в целях консолидации отчетности перед материнскими компаниями, применяющими стандарты МСФО.
  • Вместе с тем обеспечит достоверность финансовой отчетности для пользователей отчетности этих дочерних компаний.

Сфера применения нового стандарта.

Организация может применять новый стандарт в своей консолидированной, отдельной или индивидуальной финансовой отчетности, только если на конец отчетного периода она:

  • является дочерней компанией;
  • не является публичной компанией (не имеет публичной ответственности и подотчетности).
  • имеет конечную или промежуточную материнскую компанию, которая представляет публичную консолидированную финансовую отчетность, соответствующую стандартам МСФО.

Компания имеет публичную ответственность, если:

  • Ее долговые или долевые инструменты торгуются на публичном рынке или она находится в процессе эмиссии таких инструментов (на внутренней или зарубежной фондовой бирже, включая местные и региональные рынки).
  • Она удерживает активы в интересах широкой группы сторонних лиц, что является одним из ее основных направлений деятельности (этому критерию будут соответствовать большинство банков, кредитные союзы, страховые компании, брокеры/дилеры ценных бумаг, взаимные фонды и инвестиционные банки).

Применение нового стандарта.

В рамках нового стандарта организациям будет разрешено применять стандарт и позже изменить это решение, отказавшись от применения стандарта.

Организация будет разрешено менять решение о применении нового стандарта более одного раза. Например, компании, которая применила новый стандарт в одном из предыдущих периодов, но не в непосредственном предыдущем периоде, сможет применить его в текущем периоде.

Организация будет представлять сравнительную информацию, основанную на раскрытиях, которые ей необходимо представить в текущем периоде:

  • Если организация представила сокращенные раскрытия в текущем периоде, то сравнительная информация также сократится.
  • Если организация переключается с сокращенных раскрытий на полные раскрытия, сравнительная информация также должна быть предоставлена ​​в полной мере.

Взаимодействие нового стандарта с МСФО (IFRS) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности».

Новый стандарт будет включать в себя сокращенные требования к раскрытию информации для организаций, которые составляют свою первую финансовую отчетность по МСФО и решили применять новый стандарт при подготовке этой отчетности.

Если организация, впервые применяющая МСФО, решила применять новый стандарт, она будет:

  • Применять МСФО (IFRS) 1, за исключением требований к раскрытию информации в IFRS 1, перечисленных в Приложении A нового стандарта.
  • Применять требования к раскрытию информации нового стандарта.

Этот подход будет соответствовать предложениям Совета о том, как проект стандарта будет взаимодействовать с другими стандартами МСФО.

Совет признает, что IFRS 1 отличается от других стандартов МСФО, - он применяется только тогда, когда организация впервые переходит на стандарты IFRS и устанавливает, как такая организация должна осуществлять переход.

В своем обращении за комментариями Совет спрашивает всех заинтересованных лиц, солгасны ли они с включением сокращенных требований к раскрытию информации для МСФО (IFRS) 1 в новый стандарт, или они предпочли бы, чтобы Совет оставил требования к раскрытию информации в IFRS 1 без изменений.

Сокращенные требования к раскрытию информации.

Новый стандарт будет определять:

  • Сокращенные требования к раскрытию информации, которые применяются, когда организация применяет новый стандарт (перечисленные в основной части нового стандарта).
  • Какие требования к раскрытию информации в других стандартах МСФО заменяются сокращенными требованиями нового стандарта (Приложение A нового стандарта).

Процесс разработки сокращенных требований Совет использовал требования к раскрытию в МСФО для SME (малых предприятия) и адаптировал их в той части, в которой требования к признанию и оценке МСФО для SME отличаются от полных стандартов МСФО.

Например, были добавлены требования к раскрытию информации для учетной политики, которые рассматриваются в полных стандартах МСФО, но исключены в МСФО для SME, и наоборот.

Есть некоторые исключения из этого подхода, которые объясняются в Основах для выводов нового стандарта.

В соответствии с требованиями МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», новый стандарт уточняет, что сокращенные раскрытия делаются только тогда, когда они являются существенными.

Требуются дополнительные раскрытия, если сокращенные раскрытия оказываются недостаточны, чтобы позволить пользователям финансовой отчетности понять влияние конкретных операций, прочих событий и условий на финансовое положение и финансовые результаты организации.

Новый стандарт не будет содержать сокращенные требования к раскрытию информации для МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования».

Совет утверждает, что, хотя он обнаружил, что некоторые организации, применяющие IFRS 17, будут иметь право на применение нового стандарта, IFRS 17 вводит модель для учета договоров страхования, которая обеспечивается его собственными требованиями к раскрытию.

Если бы сокращенные требования были возможны, они были бы ограничены в объеме.

Кроме того, в первые годы применения IFRS 17 интересы пользователей финансовой отчетности будут наилучшим образом обеспечены полными информационными раскрытиями в соответствии с IFRS 17.

Следовательно, дочерняя компания, которая применяет новый стандарт и IFRS 17, должна применять полные требования к раскрытию IFRS 17.

Дата вступления в силу, переходные положения и срок приема комментариев.

ED не включает дату вступления в силу нового стандарта. Предлагается разрешить раннее применение нового стандарта.

Новый стандарт не будет иметь конкретных переходных положений.

Срок приема комментариев к ED истекает 31 января 2022 года.