В декабре 2021 года Совет по МСФО (IASB, Совет) опубликовал поправки к МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования» с под названием Initial Application of IFRS 9 and IFRS 17 - Comparative Information (Первоначальное применение IFRS 9 и IFRS 17 - Сравнительная информация), которые сводятся к следующему:

  • Совет внес узкие поправки в переходные требования МСФО (IFRS) 17.
  • Для организаций, которые применяют IFRS 17 и IFRS 9 одновременно, поправки распространяются на финансовые активы, для которых сравнительная информация, представленная при первоначальном применении IFRS 17 и IFRS 9, не пересчитывалась в соответствии с IFRS 9 (включая финансовые активы, признание которых было прекращено в сравнительный период).
  • Применяя поправки, организация может представлять сравнительную информацию о таких финансовых активах так, как если бы к финансовым активам применялись требования к классификации и оценке IFRS 9. Эта возможность доступна на уровне отдельного финансового инструмента.
  • При применении наложения классификации к финансовому активу, организация не обязана применять требования к обесценению IFRS 9.
  • Поправки также доступны для организаций, которые применили IFRS 9 до применения IFRS 17. Для этих организаций наложение классификации применяется к финансовым активам, признание которых было прекращено в сравнительный период, и допускается, чтобы организация применяла требования к изменению классификации IFRS 17 (по собственному усмотрению организации при первоначальном применении IFRS 17).
  • Поправки вступают в силу при первоначальном применении организацией IFRS 17.

Исходная информация.

Многие страховые организации решили воспользоваться временным освобождением, которое позволяет им отложить принятие МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» до тех пор, пока они не примут МСФО (IFRS) 17.

Однако эти стандарты имеют различные требования к сравнительной информации, представленной при их первоначальном применении.

  • IFRS 17 требует, чтобы организации представляли, по меньшей мере, один пересчитанный сравнительный период, в то время как IFRS 9 допускает (но не требует) пересчет сравнительных периодов.
  • IFRS 9 запрещает организации применять IFRS 9 к финансовым активам, признание которых было прекращено до даты первоначального применения IFRS 9.

Многие страховщики планируют представлять пересчитанную сравнительную информацию по финансовым активам в соответствии с IFRS 9, поскольку они считают, что это улучшит полезность представленной информации.

Тем не менее, некоторые из этих страховщиков проявили обеспокоенность по поводу полезности информации, которая будет представлена, если сравнительный период будет включать в себя сочетание финансовых активов, классифицированных в соответствии с IFRS 9, и других финансовых активов, классифицированных в соответствии со старым стандартом IAS 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка».

Они отметили, что в этом есть потенциал к появлению информации, которая может вводить в заблуждение, поскольку это может привести к несоответствиям между обязательствами по страховым договорам и финансовыми активами в сравнительный период. Эти страховщики отметили, что будет очень сложно объяснить такую информацию, если сравнивать ее с периодом, в котором IFRS 9 и IFRS 17 применяются полностью.

Кроме того, страховщики проявили обеспокоенность по поводу сложности определения неспособности выявить, какие финансовые активы следует пересчитывать в соответствии с IFRS 9 до конца сравнительного периода.

Чтобы решить эти проблемы, страховщики попросили Совет предоставить возможность представлять информацию о финансовых инструментах в соответствии с требованиями к классификации IFRS 9 - на дату перехода на IFRS 17.

Совет отреагировал на это, предложив поправки к IFRS 17 в Предварительном варианте поправок ED/2021/8 Initial Application of IFRS 9 and IFRS 17 - Comparative Information (ED - Первоначальное применение IFRS 9 и IFRS 17 - Сравнительная информация), который теперь доработан и завершен.

Поправки к МСФО (IFRS) 17.

Организация, которая впервые применяет IFRS 17 и IFRS 9 одновременно, может применять наложение классификации с целью представления сравнительной информации о финансовом активе, если сравнительная информация для этого финансового актива не была пересчитана в соответствии с IFRS 9.

Это возможно, если организация решила не пересчитывать предыдущие периоды, или если организация пересчитывает предыдущие периоды, но признание финансового актива было прекращено в течение этих предыдущих периодов.

Наблюдение.

Совет пришел к выводу, что наложение классификации должно быть необязательным на уровне отдельного финансового инструмента, чтобы дать организации возможность оценивать в отношении конкретного финансового актива, перевешивают ли преимущества применения наложения классификации связанные с этим затраты.

Тем не менее, Совет отметил, что возможность применения наложения классификации на уровне отдельного инструмента не препятствует применению наложения на более высоком уровне агрегации, например, на уровне, на котором организация будет оценивать бизнес-модель в соответствии с IFRS 9.

Поправки требуют, чтобы организация, которая применяет наложение классификации к финансовому активу, представляла сравнительную информацию так, как если бы к этому финансовому активу применялись требования к классификации и оценке IFRS 9.

Организация использует обоснованную и подтверждаемую информацию, доступную на дату перехода, чтобы определить, как, по ожиданиям организации, финансовый актив будет классифицирован и оценен при первоначальном применении IFRS 9 (например, организация может использовать предварительную оценку, выполненную при подготовке к первоначальному применению IFRS 9).

Наблюдение.

Основы для выводов поправок объясняют, что применяя наложение классификации, организация соотносит классификацию и оценку финансового актива в сравнительной информации с ожидаемой классификацией и оценкой этого финансового актива при первоначальном применении IFRS 9.

Совет пришел к выводу, что эту ожидаемую классификацию и оценку по IFRS 9 следует определять на дату перехода на IFRS 17, чтобы дать организациям возможность подготовиться к применению наложения классификации.

Делая это, организации должны использовать обоснованную и подтверждаемую информацию, доступную на дату перехода. Например, организация может использовать предварительную оценку бизнес-модели и характеристик денежных потоков, выполненную при подготовке к первоначальному применению IFRS 9.

При применении наложения классификации к финансовому активу, организация не обязана применять требования к обесценению IFRS 9.

Если, исходя из классификации, определенной поправками, финансовый актив будет попадать под требования к обесценению IFRS 9, но организация не применяет эти требования при применении наложения классификации, то организация продолжит представлять суммы обесценения, признанные за предыдущий период, в соответствии с IAS 39.

В противном случае любые такие суммы восстанавливаются и заменяются пересчитанными суммами обесценения в соответствии с IFRS 9.

Любые различия между предыдущей балансовой стоимостью финансового актива и балансовой стоимостью на дату перехода, которые возникают в результате применения наложения классификации, признаются в составе начальной нераспределенной прибыли (или другого компонента собственного капитала, в зависимости от обстоятельств) на дату перехода.

Организация, которая применяет наложение классификации, раскрывает качественную информацию, которая позволяет пользователям финансовой отчетности понять, в какой мере применялось наложение классификации (например, применялось ли оно ко всем финансовым активам, признание которых было прекращено в сравнительный период), а также в какой мере применялись требования к обесценению IFRS 9.

Организация применяет наложение классификации к сравнительной информации только для отчетных периодов между датой перехода на IFRS 17 и датой первоначального применения IFRS 17.

На дату первоначального применения IFRS 9 организация применяет переходные требования IFRS 9.

Наблюдение.

В этом ED Совет предложил, чтобы наложение классификации не применялось к финансовым активам, удерживаемым в рамках деятельности, не связанной со страховыми договорами, попадающими в сферу применения IFRS 17.

Тем не менее, респонденты ED сообщили Совету, что если разрешить организациям, которые впервые применяют IFRS 17 и IFRS 9 одновременно, применять наложение классификации к финансовым активам, удерживаемым в рамках нестраховой деятельности, это может улучшить полезность сравнительной информации, представленной при первоначальном применении.

Поэтому Совет пришел к выводу, что преимущества расширения возможности использования наложения классификации перевешивают любые ожидаемые затраты.

Поправки также могут использоваться организациями, которые применили IFRS 9 раньше IFRS 17.

Для этих организаций наложение классификации применяется к финансовым активам, признание которых было прекращено в сравнительный период, и допускается, чтобы они применяли требования к изменению классификации IFRS 17 (по собственному усмотрению организации при первоначальном применении IFRS 17).

Наблюдение.

В данном ED Совет предложил, чтобы наложение классификации можно применять только к организация, которые впервые применяют IFRS 9 одновременно c IFRS 17.

Тем не менее, заинтересованные стороны сообщили Совету, что аналогичные, хоть и менее значимые несоответствия в учете может возникнуть у организаций, которые применили IFRS 9 до применения IFRS 17. Такие несоответствия могут возникнуть из-за того, что эти организации не могут применять параграф IFRS 17:C29 к финансовым активам, признание которых было прекращено в сравнительный период.

Поэтому Совет решил сделать наложение классификации доступным для этих организаций, но только в отношении финансовых активов, признание которых было прекращено в сравнительный период.

Дата вступления поправок в силу.

Организация, которая решает применить наложение классификации, применяет его при первоначальном применении IFRS 17.