27 мая 2021 года Совет по МСФО (IASB или Совет) выпустил Проект Практического руководства по МСФО ED/2021/6 «Комментарии руководства» (Management Commentary).

Проект (ED) вносит  предложения о пересмотре Практического руководства 1 по МСФО «Комментарии руководства» (PS1) от 2010 года.

Комментарии руководства являются важной частью финансовой отчетности, которая дополняет финансовую отчетность организации, предоставляя обсуждение и анализ, а также прогнозируемую и нефинансовую информацию.

В различных юрисдикциях комментарии руководства могут именоваться по-разному: «management report» (отчет руководства), «management’s discussion and analysis» (обсуждение и анализ руководства), «operating and financial review» (операционный и финансовый обзор) и «strategic report» (стратегический отчет).

Совет объявил несколько причин для пересмотра PS1, включая инновации в других концептуальных основах отчетности и недостатки в текущей практике подготовки отчетности, такие как недостаточные акценты на долгосрочных перспективах и недостаток конкретной информации о нематериальных ресурсах и ESG-вопросах.

При разработке предложений по пересмотренному PS1 Совет хочет содействовать процессу выявления и представления информации, которая будет полезна для инвесторов и кредиторов.

Другая цель состоит в том, чтобы обеспечить отчитывающимся организациям достаточную гибкость в изложении своей «собственной истории» и соблюдение прочих требований или руководства по подготовке отчетности, например тех, что применимы к отчетности о об экологической устойчивости.

Совет также нацелен на обеспечение достаточной дисциплины в обеспечении применения PS.

Предложения Проекта обновленного PS1.

Предложения включают основную цель того, чтобы комментарии руководства содержали раскрытие шести основных областей содержания. Предложения также содержат примеры информации, которая может быть предоставлена ​​для удовлетворения этих целей.

ED также содержит предложения по требованиям и руководство по выбору и представлению информации.

Признавая важность вопросов, которые могут повлиять на финансовые показатели и финансовое положение компаний в долгосрочной перспективе, Совет предлагает включить в PS отдельное приложение с подробными требованиями и руководством в отношении информации о нематериальных ресурсах и отношениях, а также о ESG-вопросах.

Цель комментариев руководства.

Формулируя цель в соответствии с Концептуальными основами отчетности (2018), ED предлагает ввести двойную цель комментариев руководства:

  • Предоставление информации, которая «повышает понимание инвесторами и кредиторами финансовых результатов и финансового положения организации, представленных в ее финансовой отчетности».
  • Обеспечение «формирования мнения о факторах, которые могут повлиять на способность организации создавать ценность и генерировать денежные потоки во всех временных горизонтах, включая длительные сроки».

Для достижения этого, комментарии руководства должны предоставлять информацию, которая является существенной для инвесторов и кредиторов.

Совет отмечает, что существенная информация, вероятно, относится к «ключевым вопросам», которые являются фундаментальными для способности организации создавать ценность и генерировать денежные потоки, например, ключевые особенности бизнес-модели компании и ключевые аспекты стратегии управления.

Еще одним ключевым принципом предложений является то, что комментарии руководства должны предоставлять перспективы руководства.

Исходя из этого, Совет предлагает, чтобы информация для комментариев руководства соответствовала информации, непосредственно используемой руководством, включая метрики, используемые для отслеживания финансовых результатов.

Цели раскрытия для шесть областей содержания комментариев руководства.

Предложения требуют, чтобы комментарии руководства предоставляли существенную информацию, необходимую для структурированного раскрытия целей по шести областям содержания комментариев руководства.

Цели структурированы в три компонента.

  • Ключевые цели (1) определяют информационные потребности инвесторов и кредиторов в данной области содержания.
  • Цели оценки (2) определяют оценку, которую инвесторы и кредиторы должны сделать в отношении области содержания.
  • На основе предыдущих двух компонентов, формируются конкретные цели (3), детализирующие информационные потребности пользователей.

Совет предлагает процесс выполнения целей, двигаясь «снизу вверх»:

  • Определить информацию, необходимую для удовлетворения конкретных целей (3).
  • Оценить, обеспечивает ли информация достаточную основу для определенных целей оценки (2). Если нет, определить дополнительную информацию, позволяющую сделать эти оценки.
  • Оценить, достаточна ли информация, необходимая для удовлетворения конкретных целей (3) и целей оценки (2), для достижения ключевых целей (1). Если нет, определить дополнительную информацию, необходимую для соответствия ключевым целям.

Для каждой области содержания ED предлагает примеры ключевых вопросов, метрик и информации, которые могут быть существенными.

Совет подчеркивает, что информация в примерах не всегда необходима для удовлетворения целей, тогда как другая информация также может потребоваться в зависимости от фактов и обстоятельств.

Предложенные ключевые цели для шести областей содержания.

Комментарии руководства должны предоставлять информацию, которая позволяет инвесторам и кредиторам понять:


Бизнес-модель(и).

Как бизнес-модель организации создает ценность и генерирует денежные потоки.


Стратегию.

Стратегия управления для поддержания и развития бизнес-модели.


Ресурсы и отношения.

Ресурсы и отношения, от которых зависит бизнес-модель и стратегия управления.


Риски.

Риски, которые могут нарушить бизнес-модель, стратегию, ресурсы или отношения.


Внешняя среда.

Как внешняя среда влияет или может повлиять на бизнес-модель, стратегию, ресурсы, отношения или риски, которым подвержена организация.


Финансовые результаты и финансовое положение.

Финансовые результаты и финансовое положение организации, представленные в финансовой отчетности.

Выбор и представление информации.

Существенная информация.

ED предлагает руководство, предназначенное, чтобы помочь руководству компании выявлять существенную информацию, включая руководство о том, как определить ключевые вопросы и три показателя существенности информации:

  • Информация связана с ключевым вопросом.
  • Информация используется руководством компании.
  • Информация предоставляется на рынки капитала.

Совет также предлагает, чтобы требования или руководства, выпущенные, например, отраслевыми органами или организациями, заинтересованными в отчетности об экологической устойчивости, были бы полезны в выявлении существенной информации.

Критерии (качественные характеристики) полезной информации.

ED предлагает, чтобы для удовлетворения целям, информация в комментариях руководства должна быть полной, сбалансированной, точной и последовательной.

Кроме того, Проект предлагает, чтобы информация считалась более полезной, если она понятна и лаконична, сопоставима с информацией, представленной в предыдущих периодах, и с информацией, представленной другими организациями, а также проверяема.

Руководство по применению предлагается в отношении каждого критерия.

Например, для критерия полноты информации, Совет предлагает, чтобы существенная информация включалась, даже если она была представлена ​​в предыдущем периоде или другом опубликованном отчете. Однако, при выполнении определенных критериев, такая информация может быть включена в виде ссылки на соответствующий источник.

За исключением критерия последовательности (согласованности), эти критерии соответствуют характеристикам полезной финансовой информации в Концептуальных основах (2018).

Поскольку шесть областей содержания взаимосвязаны, ED предлагает ввести требование, чтобы если вопрос, обсуждаемый в одной области содержания, имеет последствия для других областей, то предоставлялась информация, позволяющая пользователям оценить эти последствия.

ED также предлагает представлять информацию, позволяющую пользователям связать ее с информацию из финансовой отчетности, а предоставляющую объяснения любых несоответствий между информацией в комментариях руководства и другой опубликованной информацией (например, в презентациях инвесторов или на веб-сайте).

Метрики.

Отмечая, что существенная информация, вероятно, будет включать метрики, используемые руководством для мониторинга качественных или количественных аспектов ключевых вопросов, ED предлагает требовать от организаций определения, объяснения и согласования любой метрики, не представленной в финансовой отчетности.

Кроме того, Совет предлагает требовать определенных раскрытий, связанных с метриками, аналогичными, но не таким же, как, те, которые используются для определения вознаграждения руководства и, если это уместно, требовать раскрытий, связанных с метриками, используемыми для составления прогнозов и целей.

Вопросы соответствия.

Организация не обязаны соответствовать PS ради соответствия стандартам МСФО.

В 2010 году Совет решил выпустить пояснения относительно комментариев руководства в виде PS, чтобы позволить регуляторам решать вопросы соответствия комментариев руководства.

Следуя этому подходу, Совет стремится, чтобы пересмотренное PS1 обеспечивало эффективную основу для оценки соответствия, так чтобы соответствие пересмотренному PS1 могло иметь нормативную силу. Независимо от того, организация может применить пересмотренное PS1 на добровольной основе.

Подобно стандартам МСФО, Совет предлагает, чтобы комментарии руководства, которые соответствуют всем требованиям PS, включали в себя явное и безоговорочное утверждение об этом соответствии.

Тем не менее, Совет предлагает, чтобы организации могли предоставить заявление о соответствии с оговорками, указывающими причины любых отклонений от требований PS1, если таковые имеются.

Совет также предлагает, чтобы организация могла заявить о соответствии пересмотренному PS, даже если ее финансовая отчетность подготовлена не ​​в соответствии со стандартами МСФО.

Дальнейшие шаги.

ED открыт для публичных комментариев до 23 ноября 2021 года. Совет рассмотрит полученные комментарии до принятия решения о заключительных изменениях в PS1.

Выводы.

Предложения ED сохраняют многие основные принципы PS1. Совет сосредоточился на разъяснении целей комментариев руководства и помощи руководству в определении и представлении информации, необходимой для достижения этой цели.

Очевидно, что Совет видит комментарии руководства подходящим местом для информации о вопросах ESG, которые существенны для инвесторов и кредиторов. Также ясно, что Совет предусматривает применение пересмотренного PS в сочетании, например, с требованиями и руководством по экологической устойчивости.

При рассмотрении предложений Совета, ключевой вопрос заключается в том, обеспечат ли они достаточную помощь руководству, чтобы ориентироваться в нынешнем сложном ландшафте отчетности, а также помогут ли они определять и представлять конкретную информацию об организации, существенную для инвесторов и кредиторов, в одном отчете.