Начинающему владельцу бизнеса важно четко понимать, что означает безубыточность, а также понимать разницу между получением выручки и получением прибыли, разницу между чистой прибылью и валовой прибылью и разницу между постоянными и переменными издержками (оба этих показателя необходимы для расчета точки безубыточности).

Когда компания достигает точки безубыточности (которая в западной практике называется 'break-even point' или 'point of breakeven'), бизнес больше не работает в убыток. То есть, это та ситуация, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Показатель точки безубыточности обычно ассоциируется со стартапами, но он также часто используется и в сформировавшихся стабильных предприятиях, для управления ассортиментом продукции.

Точку безубыточности можно рассматривать с двух сторон:

  • Это ситуация, когда первоначальные денежные затраты на финансирование нового бизнеса или предприятия (например, заемный капитал или инвестиции), больше не нужны для поддержания бизнеса. В этом случае у компании имеется достаточный доход для покрытия постоянных и переменных затрат, и текущий остаток денежных средств равен 0 д.е.
  • Это ситуация, при которой компания не получает ни прибыль ни убыток, а ее чистая прибыль составляет 0 д.е.

В любом случае, убыточная компания может оказаться в точке безубыточности, когда выручка достигает определенного уровня и в перспективе может стать прибыльной, по мере роста выручки.

В такой ситуации компании важно выяснить, сколько доходов ей необходимо генерировать, чтобы превысить точку безубыточности и стать прибыльной. При этом компании также необходимо регулярно контролировать уровни доходов.

Достиг ли ваш малый бизнес точки безубыточности? Или он уже превысил точку безубыточности?

Чтобы ответить на эти вопросы, достаточно отслеживать ежемесячные продажи и прибыль вашего бизнеса, не допуская при этом ошибок в учете.

Что нужно знать предпринимателю о точке безубыточности?

В самом простом случае точка безубыточности - это тот момент, когда вы зарабатываете столько, сколько тратите - не больше и не меньше. Даже небольшая прибыль лучше, чем работа в убыток.

Превышение порога безубыточности - это то, к чему стремятся владельцы бизнеса. Это позволяет им:

  • а) получать прибыль и
  • б) добиваться роста и стабильности.

Анализ безубыточности позволяет определить тот момент, когда вы, вероятно, начнете получать прибыль и тот уровень продаж, который обеспечит регулярную ежемесячную прибыль. Этот процесс можно упростить с помощью хорошей системы учета на основе облачных вычислений, позволяющей отслеживать рост и снижение продаж.

Как вычислять точку безубыточности?

Простая формула для расчета точки безубыточности вашего бизнеса:

Точка безубыточности =
Постоянные затраты /
(Цена реализации единицы продукции -
Переменные затраты на единицу продукции)

Давайте подробнее рассмотрим компоненты этой формулы, используя в качестве примера компанию, продающую футболки:

  • Постоянные затраты. Это затраты, которые остаются неизменными независимо от того, какой ежемесячный объем продаж генерирует компания. Такими расходами обычно является аренда, зарплата, страхование и другие общие и административные расходы. Например, для нашего примера мы будем использовать сумму в 10 000 д.е. в качестве ежемесячных постоянных расходов.
  • Цена реализации единицы продукции - это цена, по которой продается ваш продукт. В этом примере 25 д.е. - это цена продажи каждой футболки.
  • Переменные затраты на единицу продукции. Эти затраты включают себестоимость футболки и накладные расходы, такие как погрузка и доставка. В нашем примере 10 д.е. - это стоимость закупки / изготовления футболки, плюс 3,50 д.е. за доставку, в результате чего общие переменные затраты на единицу продукции составят 13,50 д.е.

Расчет точки безубыточности показывает, что компании нужно ежемесячно продавать 869,6 единиц продукции, чтобы каждый месяц оставаться безубыточной. Ежемесячный объем продаж при этом составит 21 739,13 д.е.:

Точка безубыточности = 10 000 / (25 - 13.50) = 869,9 ед. продукции.

Округлим полученный результат:

Точка безубыточности = 870 единиц продукции или выручка в размере 21 750 д.е.

Чтобы получить прибыль и действовать за пределами безубыточности, ежемесячные продажи должны превышать 870 единиц продукции или 21 750 д.е. выручки. Если объем продаж будет ниже, футбольная компания в нашем примере будет работать с убытком.

Следуя этим простым шагам, вы сможете выполнить анализ безубыточности и определить целевой объем продаж, который ваша компания должна генерировать, чтобы стать прибыльной.