Емкость отрасли.

Емкость отрасли (англ. 'industry capacity') - это максимальный объем товаров или услуг, которые отрасль может поставить в течение определенного периода времени.

Влияние отрасли на ценообразование очевидно:

Плотная или ограниченная емкость дает участникам большую ценовую власть, так как спрос на продукцию или услуги превышает предложение, в то время как избыточная емкость приводит к снижению цен и очень конкурентной среде, так как предложение превышает спрос.

Аналитик должен думать не только текущей емкости, но и о будущих изменениях уровней емкости.

Как быстро компании отрасли могут приспособиться к колебаниям спроса? Насколько гибко отрасль приводит в равновесие спрос и предложение? Какое влияние этот процесс оказывает на ценообразование и операционную прибыль отрасли?

Как правило, емкость отрасли является постоянной в краткосрочной перспективе и переменной в долгосрочной перспективе, поскольку емкость может увеличиться, если на это есть достаточно времени (например, за счет открытия новых заводов).

«Достаточное» время (и, следовательно, срок, в течение которого емкость невозможно увеличить), может значительно меняться в зависимости от отрасли. Иногда, наращивание емкости требует нескольких лет, как в случае строительства нового завода по производству фармацевтики или бумаги, что сложно и требует соблюдения нормативных требований (например, связанных с отходами завода).

В других ситуациях емкость можно увеличить ​​или уменьшить относительно быстро, как в случае со сферой услуг, например рекламой.

На циклических рынках, таких как производство бумаги и картона, емкость может быстро меняться.

Высокий спрос на ранних стадиях восстановления экономики может привести к увеличению предложения. Учитывая длительные сроки строительства фабрик и заводов, новые поставки могут появиться на рынке лишь к тому моменту, когда роста спроса станет замедляться, быстро меняя емкость с ограниченной до избыточной.

Такие соображения подчеркивают важность прогнозирования долгосрочного спроса в отрасли при оценке инвестиций в производственную мощность.

Одним из наиболее ярких примеров этого процесса были события, которые произошли на рынке морских перевозок сухих насыпных грузов во время сырьевого бума 2003-2008.

Быстрая индустриализация в Китае, в сочетании с синхронным мировым экономическим ростом, привели к повышенному спросу на грузовые суда, которые могли бы транспортировать железную руду, уголь, зерно и другие подобные сырьевые товары в больших объемах.

Учитывая, что предложение сухогрузов нельзя увеличить очень быстро (поскольку для их постройки требуется долгое время и крупные коммерческие верфи), морские перевозчики, естественно, подняли цены, чтобы воспользоваться глобальной ограниченной емкостью этой отрасли.

На самом деле, цена фрахта крупнейшего типа сухогрузов Capesize (класс судна «Capesize» - судно, которое слишком крупное, чтобы пройти через Панамский канал), увеличилась более чем в 5 раз всего через год, примерно с $30,000 в день в начале 2006 года до почти $160,000 в день к концу 2007 года.

Как и следовало ожидать, заказы на новые перевозки взлетели в этот период, так как отрасль старалась нарастить свою емкость, чтобы воспользоваться, как тогда казалось, ненасытным спросом и очень выгодными ценами.

В начале 2006 года количество заказов на сухогрузы на судостроительных заводах составляло примерно 20% всего мирового флота. А к концу 2008 года заказы на сухогрузы составляли уже почти 70%.

Конечно, перспектива появления этой дополнительной мощности в сочетании с резким спадом совокупного мирового спроса на сырьевые товары, привели к массовому снижению стоимости перевозок.

Цены фрахта Capesize-судов упали с максимума в $160,000 в день на конец 2007 года до минимума в $10,000 в день всего один год спустя.

В этом примере, условия ограниченного предложения, которые были движущей силой сильного роста цены перевозок, были вполне понятны, и эти высокие цены привели к привлекательной доходности капитала (и росту котировок акций) для морских перевозчиков сухих грузов.

Тем не менее, внимательный аналитик изучил бы будущий прирост предложения в виде новых судов и спрогнозировал бы, что ограниченные условия предложения не будут устойчивыми и, таким образом, выгодное ценообразование морских перевозок будет недолгим. Этот прогноз, на самом деле, соответствует именно тому, что произошло.


Обратите внимание, что емкость не обязательно должна быть физической.

После того, как ураган Катрина нанес огромный ущерб юго-востоку США в 2005 году, ставки перестрахования быстро подскочили, поскольку клиенты стремились усилить свою финансовую защиту от будущих ураганов.

Тем не менее, эта высокая стоимость перестрахования привлекла поток свежего капитала на рынок перестрахования, и появился ряд новых перестраховочных компаний, которые привели к обратному падению ставок.

Как правило, если новая емкость является физической (например, новый завод по производству автомобилей или новые грузовые суда), то требуется больше времени для введения новых производственных мощностей, чтобы удовлетворить увеличение спроса, что приводит к длительному периоду ограниченной емкости.

К сожалению, увеличение емкости часто превышает долгосрочный спрос, и поскольку физические капитальные вложения часто очень трудно перераспределить повторно, то отрасли, которые зависят от физической емкости, могут очень долго пребывать в условиях избыточной емкости и слабой ценовой власти.

В отличие от этого, финансовый и человеческий капитал можно быстро перераспределить в новые области.

Например, в примере перестрахования финансовый капитал быстро вошел на рынок перестрахования и воспользовался ограниченной емкостью отрасли. Но если бы на этот рынок вошло слишком много капитала, то его избыток можно было бы легко перераспределить в более прибыльные направления.

Деньги имеют множество применений, но огромные грузовые суда вряд ли можно использовать для чего-то иного, чем транспортировка тяжелых грузов по океанам.

Стабильность доли рынка.

Изучение стабильности долей рынка отрасли (англ. 'market share stability') на протяжении определенного временем аналогично изучению барьеров для входа в отрасль и частоты, с которой новые игроки входят в отрасль.

Фактически, барьеры для входа и частота появления новых продуктов, наряду с такими факторами, как дифференциация продуктов, - все это влияет на рыночные доли.

  • Стабильные доли рынка обычно указывают на менее конкурентные отрасли.
  • Нестабильные доли рынка часто указывают на высококонкурентные отрасли, которые имеют ограниченную ценовую власть.

Сравнение двух несырьевых рынков в секторе здравоохранения иллюстрирует этот момент.

За последнее десятилетие отрасль ортопедических имплантов (в основном, искусственные бедра и колени) представляла собой относительно стабильную мировую олигополию.

Иллюстрация 5 показывает, что пять компаний контролируют около 75% мирового рынка, а рыночные доли этих компаний изменились лишь незначительно за последние несколько лет.

Иллюстрация 5. Стабильность долей рынка мировой отрасли ортопедических имплантов (искусственные бедра и колени).

Доли рынка

2014(%)

2015(%)

2016(%)

2017(%)

Stryker

32.0

31.5

31.0

31.8

Zimmer Biomet

15.4

19.0

21.0

20.0

Smith & Nephew

15.3

14.7

12.8

12.2

Hologic

8.4

8.6

7.7

7.8

Integer

2.3

2.5

3.8

3.7

Источник: Отчетность компаний и данные Capital IQ.


Напротив, рынок стентов (импланты из металлической проволоки, используемые для предотвращения сужения и закупорки артерий) США также контролируется горсткой компаний, рыночные доли которых были очень стабильны, но в конце 2000-х стали быстро меняться.

Компания Johnson & Johnson, которая вместе с Boston Scientific доминировала на рынке стентов США на протяжении многих лет, пришла от примерно половины рынка в 2007 году, к обладанию лишь 15% долей рынка в начале 2009 года и уходу с рынка в 2011 году.

За тот же период Abbott Laboratories увеличила свою долю рынка с нуля до примерно 30%.

Причиной этого изменения стало появление на рынке новых стентов от Abbott и Medtronic, что привело к захвату доли рынка, которую занимали Boston Scientific (которая изначально придумала это стенты) и Johnson & Johnson (которая разработала устройство), а также последующему выходу с рынка Johnson & Johnson из-за снижения продаж, что отразилось на неспособности компании вытеснить с рынка более инновационных конкурентов.

У компаний отрасли ортопедических протезов было больше стабильности в рыночных долях по двум причинам.

  • Во-первых, искусственные бедра и колени сложно имплантировать, и протез каждого производителя немного отличается. Поэтому ортопедические хирурги специализируются на одном или нескольких имплантах определенных компаний и могут не захотеть тратить время и деньги на обучение имплантации продукции конкурирующей компании.
  • Вторая причина связана с относительно медленным темпом инноваций в отрасли ортопедических протезов. Здесь инновации являются скорее эволюционными, чем революционными, что делает преимущество переключения на другой продукт относительно низким. Кроме того, количество компаний в этой отрасли остается довольно статичным на протяжении многих лет.

Напротив, рынок стентов США пережил быстрые сдвиги в рыночных долях благодаря нескольким факторам.

  • Во-первых, кардиологи кажутся более открытыми для использования имплантов от разных производителей, чем ортопедические хирурги. Эта тенденция может отражать более низкую стоимость переключения на новые стенты относительно ортопедических имплантов.
  • Что еще более важно, темпы инноваций на рынке стентов были довольно быстрыми, что дало кардиологам дополнительный стимул переключиться на более новые стенты с потенциально лучшими результатами для пациентов, поскольку эти новые стенты стали доступны.

Низкие затраты на переключение плюс относительно высокая выгода от переключения привели к быстрому изменению рыночных долей на рынке стентов.

Высокие затраты на переключение для ортопедических имплантов, связанные с медленными инновациями, привели к более низкой выгоде от переключения, что привело к большей стабильности долей рынка в отрасли ортопедических имплантов.