Подобно отраслям с барьерами для входа, отрасли, в которых сосредоточено относительно небольшое число игроков, часто испытывают относительно меньшую ценовую конкуренцию.

Опять же, есть важные исключения, поэтому аналитик не должен автоматически предполагать, что концентрированные отрасли (англ. 'concentrated industries') всегда обладают ценовой властью или, что фрагментированные отрасли (англ. 'fragmented industries') ею не обладают.

Анализ концентрации отрасли должен начинаться с анализа доли рынка:

Какую долю рынка имеет каждый из основных игроков отрасли, и насколько велики эти доли относительно друг друга и относительно оставшейся части рынка?

Зачастую относительные доли рынка конкурентов имеют такое же значение, как и их абсолютные доли рынка.

Например, мировой рынок коммерческих магистральных самолетов чрезвычайно концентрирован, поскольку в производстве этих типов самолетов доминируют Boeing и Airbus. Эти две компаний имеют примерно одинаковые рыночные доли, однако по сути, они контролируют весь рынок.

Поскольку ни одна из них не пользуется преимуществом масштаба относительно своего конкурента, и поскольку захват рынка одной компанией означает потерю рынка другой компанией, конкуренция между ними очень жесткая.

Эта ситуация контрастирует с рынком хозяйственных товаров и инструментов в США, где доминируют компании Home Depot и Lowe's. Эти две компании имеют 11% и 7% рыночные доли соответственно, которые не выглядят очень большими.

Тем не менее, следующий крупнейший конкурент имеет только 2% рынка, и большинство участников рынка являются мелкими по сравнению с Home Depot и Lowe's.

И Home Depot и Lowe's исторически показывали высокую доходность инвестированного капитала (ROIC), отчасти потому, что у них есть возможность расти и увеличивать рентабельность, нацелившись на мелких конкурентов, а не за счет ожесточенной конкуренции друг с другом.

Фрагментированные отрасли, как правило, имеют высокую ценовую конкуренцию по нескольким причинам.

  • Во-первых, большое количество компаний затрудняет координацию, поскольку у каждого участника отрасли есть слишком много конкурентов, что затрудняет эффективный мониторинг.
  • Во-вторых, каждый участник рынка имеет настолько маленькую долю рынка, что даже небольшое увеличение доли рынка может оказать существенное влияние на успех игрока, что является сильным стимулом для каждой компании снижать цены и пытаться захватить долю рынка.
  • Наконец, большое количество игроков побуждает участников отрасли воспринимать себя индивидуалистически, а не участниками большей группы, что может привести к ожесточению конкурентного поведения.

В концентрированных отраслях, напротив, каждый игрок может относительно легко отслеживать действия конкурентов, что делает негласную координацию между игроками гораздо более осуществимой. Также основные участники отрасли являются крупными компаниями, что означает, что они больше потеряют (и пропорционально меньше выиграют) от деструктивного ценового поведения.

Большие компании также более связаны с судьбой отрасли в целом, что чаще заставляет их рассматривать долгосрочные последствия ценовой войны для экономики отрасли в целом.

Как и в случае с барьерами для входа, уровень концентрации отрасли является скорее общим принципом, а не жестким правилом при изучении уровня ценовой власти в отрасли.

Например, Иллюстрация 4 показывает примерную классификацию отраслей, составленную Morningstar для рыночных аналитиков, которым нужно классифицировать отрасли по сильной и слабой ценовой власти, а также по концентрации и фрагментации.

Примеры компаний в отраслях заключены в скобки. В верхнем правом квадрате («Концентрированные со слабой ценовой властью») отрасли, которые являются капиталоемкими и / или продающими сырьевые товары, выделены жирным шрифтом.

Концентрированные с сильной ценовой властью

Безалкогольные напитки (Coca-Cola Co., PepsiCo)

Ортопедические устройства (Zimmer, Smith & Nephew)

Лабораторные услуги (Quest Diagnostics, LabCorp)

Биотехнологии (Amgen, Genzyme)

Фармацевтические препараты (Merck & Co., Novartis)

Микропроцессоры (Intel, Advanced Micro Devices)

Промышленные газы (Praxair, Air Products and Chemicals)

Корпоративные хранилища данных (Dell EMC)

Корпоративные сети (Cisco Systems)

Службы доставки (UPS, FedEx, DHL International)

Железные дороги США (Burlington Northern)

Оборона США (General Dynamics)

Тяжелая строительная техника (Caterpillar, Komatsu)

Заморская добыча железной руды (Vale, Rio Tinto)

Кондитерские продукты (Cadbury, Mars/Wrigley)

Кредитные карты (MasterCard, Visa)

Кастодиальные услуги и управление активами (BNY Mellon, State Street)

Инвестиционный банкинг / слияния и поглощения (Goldman Sachs, UBS)

Фьючерсные биржи (Chicago Mercantile Exchange, Intercontinental Exchange)

Канадский банкинг (RBC Bank, TD Bank)

Австралийский банкинг

Табачные продукты (Philip Morris, British American Tobacco)

Алкогольные напитки (Diageo, Pernod Ricard)

Концентрированные со слабой ценовой властью

Коммерческие самолеты (Boeing, Airbus)

Автомобили (General Motors, Toyota, Daimler)

Компьютерная память (DRAM & Flash Product, Samsung, Hynix)

Полупроводниковое оборудование  (Applied Materials, Tokyo Electron)

Лекарства-дженерики (Teva Pharmaceutical Industries, Sandoz)

Потребительская электроника (Sony Electronics, Koninklijke Philips Electronics)

ПК (Dell, Acer, Lenovo)

Принтеры / офисные устройства (HP, Lexmark)

Нефтепереработка (Valero, Marathon Oil)

Нефтяные компании (BP, ExxonMobil)

Фондовые биржи (NYSE, Deutsche Borse Group)

Фрагментированные с сильной ценовой властью

Управление активами (BlackRock, Fidelity)

Коммерческие образовательные услуги (Apollo Group, DeVry University)

Аналоговые микрочипы (Texas Instruments, STMicroelectronics)

Промышленная дистрибуция (Fastenal, W.W. Grainger)

Дистрибуция пропана (AmeriGas, Ferrellgas)

Частный банкинг (Northern Trust, Credit Suisse)

Фрагментированные со слабой ценовой властью

Потребительские фасованные товары (Procter & Gamble, Unilever)

Розничная торговля (Walmart, Carrefour Group)

Морская транспортировка (Maersk Line, Frontline)

Солнечные панели

Жилое строительство

Авиакомпании

Добыча металлов

Химические вещества

Инженерные сооружения

Металлические конструкции

Коммерческая печать

Рестораны

Радиовещание

Нефтяные услуги

Страхование жизни

Перестрахование

Нефтеразведка

Банкинг США

Взаимные фонды

Страхование недвижимости / несчастных случаев

Бытовые продукты

Источник: Morningstar Equity Research.

Отрасли в верхнем правом квадрате опровергают принцип «концентрация способствует хорошей ценовой власти». Мы уже привели пример с коммерческими самолетами ранее, но во многих других отраслях также преобладает небольшое количество игроков, и эти отрасли также имеют сложную конкурентную среду и ограниченную ценовую власть.

Когда мы исследуем эти концентрированные конкурентные отрасли, мы замечаем четкую закономерность: многие отрасли в этом квадрате (выделенные жирным) являются капиталоемкими и продающими сырьевые товары.

Как мы увидели при обсуждении барьеров для входа, капиталоемкие отрасли могут быть склонны к избыточной емкости, что смягчает преимущества концентрации отрасли. Кроме того, если отрасль продает сырьевые товары, которые трудно или невозможно дифференцировать, это стимулирует ценовую конкуренцию, поскольку более низкая цена часто приводит к захвату большей доли рынка.

Есть несколько концентрированных и рациональных сырьевых отраслей, таких как добыча калийных удобрений и заморская добыча железной руды.

Эти отрасли выделяет то, что они гиперконцентрированы: два крупнейших игрока контролируют 60% мирового рынка калия, и три крупнейших игрока контролируют две трети мирового рынка заморской добычи железной руды.

Рынок компьютерной памяти является идеальным примером концентрированной, но конкурентной отрасли. Память DRAM широко используется в ПК, и эта отрасль концентрирована, причем около трех четвертей мирового рынка удерживаются четырьмя компаниями.

Эта отрасль также является сильно капиталоемкой; стоимость новой фабрики достигает $3 млрд. Но один чип DRAM очень похож на другой, и игроки на этом рынке имеют сильный экономический стимул для захвата доли рынка из-за сильной экономии на масштабе, свойственной фабрикам по производству полупроводников.

В результате ценовая конкуренция в этой отрасли чрезвычайно сильна, и концентрация, по сути, является спорным вопросом в условиях такой отличающейся конкурентной динамики.

Мировой рынок безалкогольных напитках также сильно концентрирован, но требования к капиталу относительно низкие и участники отрасли продают дифференцированный продукт. Pepsi и Coca-Cola не владеют собственными фабриками для разлива, поэтому падение доли рынка не влияет на них так же, как на производителей компьютерной памяти.

Более того, хотя производители чипов памяти гарантированно увеличивают долю рынка и объемы продаж за счет сокращения цен, значительная доля потребителей не будет переключаться с Pepsi на Coke (или наоборот), даже если один напиток будет стоить гораздо меньше, чем другой.

Как правило, концентрация отрасли является хорошим показателем того, что отрасль имеет ценовую власть и рациональную конкуренцию, но другие факторы могут перевешивать важность концентрации. Фрагментация отрасли является гораздо более сильным сигналом того, что отрасль является конкурентной с ограниченной ценовой властью.

Обратите внимание, как мало фрагментированных отраслей находятся в нижнем левом квадрате в Иллюстрации 4.

Обсуждаемые здесь отраслевые характеристики являются общими принципами, применяемыми аналитиком, но не строгими правилами, которые приводят к тому, что аналитик игнорирует другие соответствующие аналитические факторы.