Компании должны обеспечить, чтобы учетная политика признания выручки была обновлена с учетом новой терминологии, введенной МСФО (IFRS) 15 и чтобы ссылки на любые замененные методы учета были удалены.

Учетная политика признания выручки должна включать в себя больше, чем просто воспроизведение положений стандарта. Например, при объяснении пятиступенчатой ​​модели признания выручки, компании должны адаптировать объяснение к их конкретным обстоятельствам.

В учетной политике должны быть рассмотрены следующие вопросы:

  • Обязанности к исполнению должно быть четко описаны, в том числе специфический характер товаров и услуг, которые компания пообещала передать.
  • Раскрытие учетной политики должно описывать информацию по каждому операционному сегменту и информацию о бизнес-модели компании, представленную где-либо еще, за рамками финансовой отчетности.
  • Учетная политика должна четко объяснять момент признания выручки (т.е., когда контроль над активом передается покупателю), и признается ли выручка по описанным обязанностям к исполнению в момент времени или в течение периода.
    Когда выручка признается в течение периода, учетная политика должна объяснять, используется ли метод ресурсов или метод результатов для оценки степени выполнения обязанностей к исполнению, в том числе объяснение того, почему выбранный метод правдиво отражает передачу товаров или услуг.
    [см. также параграфы IFRS 15:B14-B19]
  • Значительные условия оплаты (например, переменное возмещение или значительные компоненты финансирования) должны быть описаны, а также должно быть объяснено их влияние на бухгалтерский учет.
См. также порядок раскрытия информации об учетной политике - параграф IAS 1:117 и далее.

Значительные суждения и оценки.

МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» требует раскрытия конкретных суждений, которые компания сделала в соответствии с требованиями IFRS 15, если эти суждения оказывают значительное влияние на определение суммы и распределение во времени выручки по договорам с покупателями.

[См. параграф IFRS 15:123 и далее]

Одним из примеров является ситуация, когда в сделке по предоставлению товаров или услуг покупателю участвует третья сторона.

В этом случае компания должна определить характер своих обещаний покупателю:

  • предоставить товары или услуги самостоятельно (т.е., компания является принципалом в сделке), или же
  • организовать передачу товаров или услуг покупателю третьей стороной (т.е., компания является агентом в сделке).

Детализация выручки.

Выручка, признаваемая по договорам с покупателями, должна быть детализирована по категориям, которые описывают, каким образом экономические факторы влияют на характер, величину, сроки и неопределенность возникновения выручки и денежных потоков.

[См. параграф IFRS 15:B87 и далее]

Эта детализация должна соответствовать деятельности и экономической среде компании, а также целям МСФО (IFRS) 15.

Примеры категорий, детализация по которым может быть целесообразна, включают:

  • вид товара или услуги (например, основные продуктовые линейки);
  • географический регион (например, страна или регион);
  • рынок или класс покупателей (например, потребители из государственного и негосударственного секторов);
  • распределение во времени передачи товаров или услуг (например, выручка от товаров и услуг, передаваемых покупателям в определенный момент времени, и выручка от товаров или услуг, передаваемых в течение периода).

Для улучшения раскрытия информации, компания может представить эту информации в виде таблицы, в которой выручка будет также детализирована по каждому операционному сегменту.

Это позволит пользователям четко понять взаимосвязь между раскрытиями, требуемыми МСФО (IFRS) 15 и раскрытиями, требуемыми стандартом МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты», которые опираются на принципы, отсутствующие в IFRS 15.

Остатки по договору.

МСФО (IFRS) 15 требует, чтобы компания раскрывала информацию об остатках на начало и конец периода для дебиторской задолженности, активов по договорам и обязательствам по договорам, относящимся к договорам с покупателями, если они отдельно не представлены или не раскрыты иным образом.

[См. параграф IFRS 15:116 и далее]

Компания должна также раскрывать выручку, признанную в отчетном периоде, которая была включена в остаток обязательства по договору на начало периода, а также выручку отчетного периода, относящуюся к выполненным в предыдущих периодах обязанностям к исполнению.

Если определение выручки по выполненным в предыдущих периодах обязанностям к исполнению предполагает значительные суждения, они также должны быть раскрыты.

В рамках учетной политики, относящейся к остаткам по договору, может быть полезно описать различия между активами по договору и дебиторской задолженностью, чтобы объяснить различные риски, связанные с каждым остатком по договору.

Кроме того, компания должна объяснить, каким образом сроки признания выручки влияют на остатки по договору.