fin-accounting
четверг, 12 апреля 2018

IFRS 15 - Учет скидочных ваучеров (купонов)

Рассмотрим учет скидочных схем с применением купонов и баллов в соответствии с МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями», вступившим в силу с 1 января 2018 года.

Хотя МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» включает пять основных общих принципов, он также содержит значительное количество более подробных дополнительных предписаний по применению этих принципов, которые, несмотря на свое название, представляют собой обязательные требования, а не необязательные указания.

Две области особенно важны для ваучерных схем:

  • Неосуществленные права клиентов (потеря);
  • Опциональное предоставление клиенту дополнительных товаров или услуг (схемы лояльности).

В обоих случаях применение МСФО (IFRS) 15, вероятно, приведет к отсрочке признания выручки до тех пор, пока дополнительные товары или услуги не будут переданы клиенту в обмен на ваучеры.

Неосуществленные права клиента (потеря)

Когда клиент приобретает невозмещаемый подарочный купон, который можно обменять на товары или услуги эмитента, розничный торговец признает «договорное обязательство» ('contract liability') на своем балансе.

Обычно это договорное обязательство отражается в отчете о прибылях и убытках после того, как ваучер погашен. Однако, что произойдет, если ваучер никогда не будет выкуплен (например, потому что он потерян)?

При создании стандарта IFRS 15 Совет по МСФО рассмотрел вопрос о том, должен ли розничный продавец в таких обстоятельствах немедленно признавать доход при получении оплаты клиентом за ваучеры, которые, по ожиданиям продавца, не будут погашены (предположительно из-за потери).

Однако он отклонил этот подход и вместо этого потребовал от продавца признать ожидаемую сумму потери в качестве дохода пропорционально структуре прав, осуществляемых клиентом. Другими словами, стоимость ожидаемой потери сочетается со стоимостью ваучеров, которые по ожиданиям розничного продавца в конечном итоге будут погашены и признаны.

Чтобы рассчитать стоимость доходов от потери, розничный торговец должен определить ценность ваучеров, которые «весьма вероятно» не подлежат выкупу. Эта оценка должна быть основана на фактических данных. Если у ритейлера нет достаточных доказательств в отношении ожидаемой потери, он признает сумму потери как выручку, когда вероятность того, что клиент будет пользоваться оставшимися правами, становится низкой.

Пример.

Продавец продает подарочную карту за 100 д.е. Основываясь на историческом опыте, розничный продавец считает, что 10 д.е. подарочной карты в конечном итоге не будут погашены, но может продемонстрировать это ожидание с высокой вероятностью только для 6 д.е.

Розничный торговец должен признать доход в размере 1.064 д.е. (100 / 94) за каждую выкупленную 1 д.е. После того как будет выкуплено 90 д.е., он может признать 4,26 д.е. (4 * 1,064), если оставшиеся 4 д.е. будут выкуплены или когда вероятность того, что клиент, реализует свои оставшиеся права, становится низкой (например, когда истекает срок действия подарочной карты).

Опциональное предоставление клиенту дополнительных товаров или услуг (схемы лояльности).

Когда покупатель приобретает товары у продавца, он иногда получает баллы или ваучеры, которые можно использовать для получения других товаров или услуг у этого продавца или для получения скидки на будущую покупку товаров или услуг. МСФО (IFRS) 15 требует, чтобы такие предложения считались отдельным обязательством, если они представляют собой «материальное право» ('material right') клиента.

Материальное право - это право, которое у клиента не появилось бы без первоначальной покупки. Например, ваучер «10% скидки на вашу следующую покупку», предоставленный в результате продажи, будет представлять собой только материальное право, если розничный продавец не предлагал подобное право бесплатно в газетных рекламных объявлениях.

Если схема лояльности действительно представляет собой материальное право, доход от нее распределяется  в соответствии с относительными ценами продажи проданных товаров.

Пример.

В рамках схемы лояльности розничный продавец предоставляет покупателям «бесплатный» балл на каждые 10 д.е., которые они тратят, при этом каждый балл дает скидку в размере 1 д.е. на будущие покупки (прошлый опыт показывает высокую вероятность того, что только 90% баллов будут погашены). Продавец приходит к выводу, что баллы являются «материальным правом».

Продавец продает товары покупателю за 1000 д.е., а также начисляет ему 100 баллов. 1000 д.е. распределяются между товарами основной покупки и баллами, в соответствии с их относительной справедливой стоимостью.

На товары будет распределено 917,43 д.е. (1000 * [1000 / [1000 + 90]]) и

На баллы - 82.57 д.е. (1000 - 917.43).

Розничный продавец признает 0,92 д.е. (82,57 / 90) на каждую выкупленную 1 д.е.

Другие новости по этой теме:
Для многих компаний переход на стандарт IFRS 15 связан с изменением схему признания выручки. Рассмотрим новые правила и критерии, влияющие на момент признания выручки.
Как IFRS 15 может поменять схему признания выручки?
За последние несколько лет с появлением нового стандарта IFRS правила признания выручки резко изменились. Компании сталкиваются с множеством проблем и дополнительной работой, связанной с надлежащей реализацией этого стандарта. Рассмотрим основные его правила и принципы.
IFRS 15 - Основные правила учета выручки по договорам с покупателями
Что означают скидки в бухгалтерском учете по МСФО? Как бухгалтер учитывает скидки с точки зрения продавца и покупателя?
Учет скидок по МСФО
С 1 января 2018 года стандарт МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» вступил в силу. Рассмотрим порядок признания выручки, когда сроки оплаты, указанные в договоре, отличаются от сроков поставки товара или услуги.
IFRS 15 - Значительные компоненты финансирования в договорах