Ниже перечислены новые и пересмотренные стандарты и разъяснения МСФО, вступившие в силу в 2019 году и обязательные к применению для периодов, заканчивающихся 31 декабря 2019 года.


Новые стандарты:


Измененные стандарты:

  • #1. Поправки к IAS 19 - Изменение и сокращение программ, погашение обязательств по программам вознаграждения.
  • #2. Поправки к IAS 28 - Долгосрочные вложения в ассоциированные организации и совместные предприятия.
  • #3. Поправки к IFRS 3, IFRS 11, IAS 12 и IAS 23, выпущенные в рамках процесса Ежегодных Усовершенствований МСФО 2015-2017.
  • #4. Поправки к IFRS 9 - Условия о досрочном погашении с потенциальным отрицательным возмещением.

Разъяснения:

  • КРМФО (IFRIC) 23 «Неопределенность в отношении правил исчисления налога на прибыль».

IFRS 16 «Аренда».

МСФО (IFRS) 16 предусматривает комплексную модель для выделения в договорах компонентов аренды и их представления в финансовой отчетности арендаторов и арендодателей.

Вопросы и проблемы, возникающие при применении IFRS 16, рассматриваются в серии публикаций, посвященных этому стандарту.

Описанные ниже поправки также рассматривались здесь:

МСФО 2019: Основные изменения, о которых следует знать

#1. Поправки к МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» - Изменение и сокращение программ, погашение обязательств по программам вознаграждения.

Поправки уточняют, что стоимость услуг прошлых периодов (или прибыли и убытки от погашения обязательств) рассчитываются путем оценки обязательства (актива) программы с установленными выплатами с использованием обновленных допущений и сравнением предлагаемого вознаграждения и активов программы до и после изменения программы (а также сокращения программы или полного погашения обязательств по программе).

При этом компания не должна учитывать эффект предельной величины активов (который может возникнуть, когда по программе с установленных выплатами есть профицит или когда к ней применяются минимальные требования к финансированию).

Поправки также требуют использования обновленных допущений, использованных при оценке стоимости услуг текущего периода и чистой величины процентов по чистому обязательству (активу) программы с установленными выплатами, чтобы определить стоимость услуг текущего периода и чистую величину процентов для оставшейся части отчетного периода после внесения изменений в программу.

Поправки уточняют, что в период после внесения изменений в программу, чистая величина процентов рассчитывается путем умножения чистого обязательства (актива) программы с установленными выплатами, переоцененного в соответствии с параграфом IAS 19:99, на ставку дисконтирования, использованную для переоценки

При этом также учитывается эффект от внесения взносов или выплаты вознаграждений по чистому обязательству (активу) программы с установленными выплатами.

#2. Поправки к МСФО (IAS) 28 -  Долгосрочные вложения в ассоциированные организации и совместные предприятия.

Поправки уточняют, что стандарт МСФО (IFRS) 9, включая его требования к обесценению, применяется  к долгосрочным инвестициям в ассоциированные организации и совместные предприятия, которые составляют часть чистых инвестиций компании в эти объекты инвестиций.

См. также полный текст стандарта МСФО (IAS) 28.

#3. Поправки к IFRS 3, IFRS 11, IAS 12 и IAS 23, выпущенные в рамках процесса Ежегодных Усовершенствований МСФО 2015-2017.

Поправки к МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов» уточняют, что, когда компания получает контроль над бизнесом, классифицированным как совместные операции, она применяет требования к объединению бизнеса, осуществляемому поэтапно, включая переоценку по справедливой стоимости ранее удерживаемой доли в совместной операции.

См. также более подробное описание этой поправки.

Поправки к МСФО (IFRS) 11 «Совместное предпринимательство» уточняют, что, когда компания, являющаяся стороной совместного предпринимательства, участвует в совместных операциях, но не имеет над ними совместного контроля, и получает потом совместный контроль над этим совместными операциями, компания не переоценивает ранее принадлежавшую ей долю в совместных операциях.


Поправки к МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» поясняют, что организация должна признать налоговые последствия дивидендов в составе прибыли или убытка, прочего совокупного дохода или собственного капитала, в соответствии с тем, как компания первоначально признала операции, сформировавшие прибыль к распределению в виде дивидендов.


Поправки к МСФО (IAS) 23 «Затраты по заимствованиям» поясняют, что если отдельное заимствование остается непогашенным после того, как соответствующий ему актив готов к использованию по назначению или продаже, это заимствование становится частью общих заимствований компании, которые используются при расчете ставки капитализации по общим заимствованиям.

См. также параграф IAS 23:14.

#4. Поправки к МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» - Условия о досрочном погашении с потенциальным отрицательным возмещением.

Поправки исправляют непреднамеренные последствия включения в договор условия об «обоснованном дополнительном возмещении» (т.е. потенциальном отрицательном возмещении) при досрочном погашении.

Поправки допускают, что финансовые активы с возможностью досрочного погашения, которые может привести к получению держателем опциона на продление возмещения за досрочное погашение долга, удовлетворяют условиям SPPI-теста, если соблюдены указанные критерии.

Кроме того, поправки включают в Основы для выводов (Basis for Conclusions) мнение Совета по МСФО (IASB) относительно соответствующего учета финансовых обязательств, которые были изменены или заменены, но не прекращены.

IASB отмечает, что учет в таких случаях должен быть таким же, как при изменении финансового актива. Если меняется валовая балансовая стоимость, то это приводит к немедленному отражению этого изменения в составе прибыли или убытка.

КРМФО (IFRIC) 23 «Неопределенность в отношении правил исчисления налога на прибыль».

В разъяснении излагается подход к налоговому учету, когда есть неопределенность в отношении налоговых трактовок.

Разъяснение требует от компании:

  • определить, рассматривает ли она неопределенные налоговые трактовки вместе или по отдельности; и
  • оценить, насколько вероятно то, что налоговые органы примут неопределенные налоговые трактовки, использованные (или планируемые к использованию) в декларациях по налогу на прибыль:
  • если да, то компания должна вести бухгалтерский учет налога на прибыль в соответствии с подходом, использованным (или планируемым к использованию) в декларациях по налогу на прибыль.
  • если нет, то компания должна отразить в бухгалтерском учете влияние этой неопределенности.

Решения повестки дня Комитета по разъяснениям МСФО в 2019 году.

Наряду со своей деятельностью по разработке формальных разъяснений к стандартам МСФО и вынесения на рассмотрение IASB поправок к стандартам, Комитет по разъяснениям МСФО (IFRS Interpretations Committee) регулярно публикует краткий обзор проблем, которые он решил не включать в свою повестку дня. Этот обзор часто сопровождается обсуждением принятых решений.

Хотя комментарии к решениям повестки дня формально не входят в стандарты МСФО, они являются важным и убедительным руководством к действию, которое следует учитывать при выборе подходящей учетной политики.

Регулирующие органы многих странах ожидают, что компании примут во внимание решения повестки дня при применении стандартов МСФО.

В декабре 2018 года Совет по МСФО (IASB) подтвердил свое мнение о том, что компании имеют право на достаточное время для внедрения изменений в учетную политику, которые возникают из-за решений повестки дня, опубликованных Комитетом по разъяснениям. IASB также заверил, что эта точка зрения будет донесена до заинтересованных сторон.

IASB не определил, что он имел в виду под «достаточным временем», поскольку оно зависит от конкретных фактов и обстоятельств.

Этот срок будет зависеть от характера и объема необходимых изменений учетной политики, и конкретных обстоятельств отчитывающейся компании. Составители отчетности, аудиторы и органы регулирования должны будут сделать суждение, чтобы определить, какой срок является достаточным. Но IASB подтвердил, что он имел в виду месяцы, а не годы.

Разъяснения Комитета по разъяснениям МСФО, выпущенные в 2019 году.

С января по сентябрь 2019 года Комитет по разъяснениям МСФО опубликовал следующие решения повестки дня.

Эти решения также перечислены и описаны в едином документе: Compilation of Agenda Decisions - Volume 1.

Обновление IFRIC за январь 2019

IAS 37

Учет депонированных сумм, связанных со спорными налоговыми обязательствами, помимо налога на прибыль.

IFRS 15

Оценка обещанных товаров или услуг.

IAS 27

Инвестиции в дочернюю компанию, учитываемые по первоначальной стоимости: Частичное выбытие.

Инвестиции в дочернюю компанию, учитываемые по первоначальной стоимости: Постепенное приобретение.

Обновление IFRIC за март 2019

IFRS 9

Применение требования о высоковероятной прогнозируемой операции, когда производный инструмент классифицирован как инструмент хеджирования.

Физические расчеты по фьючерсным договорам на покупку или продажу нефинансового объекта.

Повышение кредитного качества при оценке ожидаемых кредитных убытков.

Оздоровление кредитно-обесцененного финансового актива (т.е. частичное или полное восстановление обесценения).

IFRS 11

Продажа продукции участником совместных операций.

Обязательства участника совместных операций, связанные с его долей в совместных операциях.

IAS 23

Капитализация затрат по заимствованию при постепенной передаче построенного актива.

IAS 38

Право покупателя на получение доступа к программному обеспечению поставщика, размещенному в облаке.

Обновление IFRIC за июль 2019

Удержание криптоактивов.

IFRS 15

Затраты на выполнение договора.

IFRS 16

Права на использование недр.

IAS 19

Влияние потенциальной скидки на классификацию программы вознаграждения.

Обновление IFRIC за сентябрь 2019

IFRS 15

Компенсация за задержки или расторжение договора.

IFRS 16

Ставка привлечения дополнительных заемных средств арендатором.

IFRS 9

Справедливая стоимость хеджирования валютного риска по нефинансовым активам.

IAS 1

Представление обязательств или активов, связанных с неопределенными налоговыми трактовками.

IAS 7

Раскрытие информации об изменениях в обязательствах, возникающих в рамках финансовой деятельности.

IAS 41

Последующие расходы на биологические активы.

Новые и пересмотренные стандарты и разъяснения МСФО для раннего применения в периоды, заканчивающиеся 31 декабря 2019.

Параграф 30 IAS 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» требует, чтобы компании раскрывали потенциальное влияние новых и пересмотренных стандартов МСФО, которые были выпущены, но еще не вступили в силу.

Достаточность этих раскрытий в настоящий момент находится в центре внимания регулирующих органов.

В приведенном ниже перечне приведены новые и пересмотренные стандарты МСФО, потенциальное влияние применения которых также должно быть рассмотрено и раскрыто в отчетности за 2019 год и в последующие периоды.

МСФО

Дата вступления в силу - периоды, начинающиеся с указанной даты или позже:


Новые стандарты:

IFRS 17 «Договоры страхования»

1 января 2021*


Измененные стандарты:

Поправки к IFRS 10 и IAS 28 - Продажа или взнос активов в ассоциированную организацию или совместное предприятие инвестором.

IASB решил в декабре 2015 года отложить на неопределенный срок дату вступления в силу этих поправок.

Поправки к Концептуальным основам МСФО (КО), включая поправки, связанные со ссылками в стандартах на КО.

1 января 2020

Поправки к IFRS 3 - Определение бизнеса.

1 января 2020

Поправки к IAS 1 и IAS 8 - Определение существенности.

1 января 2020

Поправки к IAS 39, IFRS 7 и IFRS 9 - Реформа базовой процентной ставки.

1 января 2020

* В июне 2019 года Совет по МСФО (IASB) выпустил предварительный проект поправок к МСФО (IFRS) 17. В этом проекте IASB предлагает отложить дату вступления в силу МСФО 17 на один год, так чтобы компании должны были применять IFRS 17 в отношении годовых периодов, начинающихся c 1 января 2022 года и позже.