Отчетность по налогу на прибыль находится в центре внимания финансовых регуляторов и инвесторов.

Раскрытие в отчетности числовой сверки, объясняющей взаимосвязь между расходом (доходом) по налогу и бухгалтерской прибылью, а также изменений в эффективной налоговой ставке, в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», является важным источником информации об устойчивости эффективной налоговой ставки компании и факторов, влияющих на нее.

[См. также параграф IAS 12:81]

Характер статей сверки и причины их возникновения должны быть четко разъяснены. Также должны быть разграничены существенные единовременные или необычные статьи и статьи, которые, как ожидается, являются регулярными.

Налог на прибыль, как правило, является источником неопределенности, связанной с расчетными оценками, особенно в отношении неопределенных статей, влияющих на расчет налога, которые подлежат раскрытию в соответствии с МСФО (IAS) 1.

[См. параграф IAS 1:125 и далее]

Необходимо раскрыть значительные риски существенных корректировок в следующем финансовом году, в том числе количественную информацию, такую как чувствительность балансовых величин или диапазоны обоснованно возможных значений балансовых величин.

[См. параграф IAS 1:129]

Возможность существенных корректировок в последующие периоды также является ценной информацией, которая может быть включена, например, в примечания к налоговым статьям.

Влияние налога на прибыль должно быть соответствующим образом отражено в каких-либо альтернативных финансовых показателях. Например, учетная политика по представлению «скорректированной» или «управленческой» прибыли (англ. 'underlying profit') должна охватывать представление таких статей, как разовые налоговые льготы.

Признание отложенных налоговых активов.

В июле 2019 года Европейское агентство по ценным бумагам и рынкам (ESMA) опубликовало публичное заявление (Public Statement, ESMA32-63-743) с изложением своих ожиданий в отношении применения требований МСФО (IAS) 12, касающихся признания, оценки и раскрытия отложенных налоговых активов (DTA, 'deferred tax assets'), возникающих от неиспользованных налоговых убытков.

В этом заявлении отражены проблемы, возникающие у регулирующих органов в различных юрисдикциях, и хотя оно касается признания отложенных налоговых активов, возникающих от неиспользованных налоговых убытков, аналогичные соображения могут также применяться для оценки других вычитаемых временных разниц.

При рассмотрении вопроса о вероятности наличия налогооблагаемой прибыли, эмитенты помнить, что:

  • В МСФО (IAS) 12 нет конкретных временных ограничений в отношении продолжительности будущего «прогнозного» периода планирования, используемого для определения наличия налогооблагаемой прибыли (в счет которой можно зачесть вычитаемые временные разницы).
  • Продолжительность используемого периода планирования зависит от целого ряда факторов, специфичных для каждой компании, включая историческую прибыльность компании, точность и надежность бюджетного контроля, и ожидаемую будущую деятельность.
  • Необходимо соблюдать осторожность, если период планирования, используемый для определения наличия налогооблагаемой прибыли, превышает нормальный цикл планирования компании.
  • Несмотря на то, что надежность планирования снижается по мере увеличения периода прогнозирования, компаниям, в целом, не следует ограничивать этот период исключительно на основе субъективной оценки. Можно прогнозировать налогооблагаемую прибыль за дополнительные годы с достаточной степенью достоверности на основе исторических результатов деятельности.
  • В некоторых случаях можно сокращать период планирования, если ожидаются существенные изменения в бизнесе компании (например, вероятный будущий выход из юрисдикции). В таких условиях, используемые временные рамки будет ограничены, и они не должны меняться, пока не изменятся факты и обстоятельства, повлиявшие на эту корректировку.

Достоверность расчетной оценки компанией будущей налогооблагаемой прибыли можно оценить с учетом таких факторов, как:
  • обоснованность бизнес-плана руководства компании и его влияние на будущую налогооблагаемую прибыль, в том числе история реализации заявленных планов руководства и его способность выполнять свои планы (с учетом договорных обязательств, доступного финансирования или долговых обязательств);
  • согласованность оценки с соответствующими данными по отрасли, в том числе краткосрочными и долгосрочными тенденциями в отрасли;
  • обоснованность финансовых прогнозов, основанных на исторических результатах деятельности;
  • обоснованность финансовых прогнозов с учетом текущих экономических условий;
  • соответствие допущений прогнозов допущениям, использованным в предыдущих периодах и в прогнозах, сделанных в прочих расчетных оценках финансовой отчетности (например, анализ обесценения гудвила); при этом следует учитывать, основные различия могут быть оправданы, поскольку отражают различия в целях и требованиях прочих расчетных оценок финансовой отчетности;
  • убедительность стратегий и возможностей налогового планирования, включая их согласованность с бизнес-стратегией компании; и
  • волатильность исторических результатов компании (или отсутствие волатильности).

Неопределенности, связанные налоговыми трактовками.

На конец декабря 2019 года отчитывающиеся по МСФО компании должны рассматривать неопределенные налоговые трактовки, с применением КРМФО (IFRIC) 23 «Неопределенность в отношении правил исчисления налога на прибыль», которое является разъяснением МСФО (IAS) 12.

В IFRIC 23 излагается подход к налоговому учету, когда есть неопределенность в отношении налоговых трактовок. Выводы этого разъяснения согласуются с ранее действовавшим учетом.

Вкратце его выводы заключаются в следующем:

  • Неопределенности, связанные с неясностью применения налогового законодательства в отношении налоговых обязательств или активов, должны быть отражены в признании налогового обязательства или актива только тогда, когда есть вероятность платежа или зачета (т.е., вероятность того, что налоговый орган согласится с неопределенной налоговой трактовкой).
  • Требуется суждение при количественной оценке налогового платежа или зачета (т.е., применение метода наиболее вероятной суммы или метода ожидаемой стоимости - см. параграф IFRIC 23:11).
  • При принятии этих решений предполагается «риск полного обнаружения» (т.е. вся необходимая информация будет доступна налоговым органам).

Представление неопределенных налоговых обязательств и активов.

В сентябре 2019 года по Комитет по интерпретациям МСФО (IFRIC) вынес решение, которое разъясняет, должна ли компания представлять неопределенные налоговые обязательства (или активы) как текущие или отложенные налоговые обязательства (или активы), или вместо этого представлять такие обязательства (или активы) в рамках другой статьи отчетности, такой как резервы (оценочные обязательства).

Комитет отметил, что неопределенные налоговые обязательства (или активы), признанные с применением IFRIC 23, являются обязательствами (или активами) текущего или отложенного налога на прибыль, как это определено в IAS 12.

Ни IAS 12, ни IFRIC 23 не содержат требования о представлении неопределенных налоговых обязательств или активов, - поэтому к ним применяются требования МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности».

Текущие и отложенные налоговые активы и обязательства входят в минимальный перечень статей отчета о финансовом положении, в соответствии с параграфом IAS 1:54.

Далее (параграф IAS 1:57) IAS 1 объясняет, что статьи этого минимального перечня «в достаточной степени отличаются по характеру или назначению, чтобы их следовало представлять в отчете о финансовом положении раздельно».

Соответственно, Комитет пришел к выводу, что применяя МСФО (IAS) 1, компания обязана представлять неопределенные налоговые обязательства как текущие или отложенные налоговые обязательства, а неопределенные налоговые активы как текущие или отложенные налоговые активы.