Компания Telefonica S.A. является мировым лидером в телекоммуникационном секторе и предоставляет коммуникационные, информационные и развлекательные продукты и услуги в Европе, Африке и Латинской Америке. Компания была открыта в 1924 году в Испании, но по состоянию на 2017 год более 75% ее бизнеса находился за пределами внутреннего рынка.

Компания Deutsche Telekom AG предоставляет сетевые услуги, услуги связи и услуги через фиксированные и мобильные сети. Более половины своей выручки компания получает за пределами своей страны, Германии.

Иллюстрация 8 содержит сопоставимые данные по этих двум компаниям за 2015-2017 годы.

Иллюстрация 8. Данные для компаний Telefonica и Deutsche Telekom.

Telefonica

Deutsche Telekom

2017

2016

2015

2017

2016

2015

(1) Общие активы (€ млрд.)

115.0

123.6

120.3

141.3

148.5

143.9

Рост активов

-6.9%

2.7%

-4.9%

3.2%

(2) Чистая выручка (€ млрд.)

52.0

52.0

54.9

77.3

75.2

71.3

Рост выручки

0%

-5.2%

2.8%

5.5%

(3) Чистый денежный поток от операционной деятельности (€ млрд.)

13.8

13.3

13.6

17.2

15.5

15.0

Рост денежного потока

3.4%

-2.0%

11.0%

3.3%

(4) Балансовая стоимость обыкновенного акционерного капитала (€ млрд.)

16.9

18.2

15.8

42.5

38.8

38.2

Коэффициент долга:
    1 - [(4) ± (1)]

85.3%

85.3%

86.9%

70.0%

73.9%

73.5%

(5) Чистая прибыль (€ млрд.)

2.9

2.1

0.4

3.5

2.7

3.3

Рост прибыли

38.1%

425.0%

29.6%

-18.2%

(6) Средневзвешенное количество акций в обращении (млн.)

5,122.9

4,896.6

4,833.6

4,740.2

4,654.9

4,584.8

(7) Цена за акцию (€)

7.93

9.52

9.13

13.42

16.21

15.44

Коэффициент цена / выручка (P / R):
(7) / [(2) / (6)]

0.8

0.9

0.8

0.8

1.0

1.0

P/CF: (7) / [(3) / (6)]

2.9

3.5

3.2

3.7

4.9

4.7

P/B:  (7) / [(4) / (6)]

2.4

2.6

2.8

1.5

1.9

1.9

P/E:  (7) / [(5) / (6)]

14.0

22.2

110.3

18.2

27.9

21.5

Источники: сайты компаний telefonica.es и deutschetelekom.com.

Анализ временных рядов всех ценовых мультипликаторов в Иллюстрации 8 предполагает, что в настоящее время обе компании привлекательно оценены. Например, коэффициент цена/выручка (P/R) Telefonica за 2017 год составляет 0.78, что ниже среднего значения за 2015-2017 годы, которое составляет примерно 0.83.

Коэффициент цена/денежный поток (P/CF) Deutsche Telekom равен 3.7, что ниже среднего значения этого коэффициента, равного 4.4.

Сравнительный анализ дает несколько смешанные результаты. Значения мультипликаторов P/R, P/CF, P/E за 2017 год выше у Deutsche Telekom, чем у Telefonica.

Этот результат предполагает, что Telefonica оценивается привлекательно по сравнению с Deutsche Telekom. Однако P/B Telefonica выше, чем у Deutsche Telekom.

Аналитик, изучающий эти противоречивые результаты, будет искать информацию, отсутствующую в Иллюстрации 8. Например, EBITDA Telefonica составила €16.4 млрд. в 2017 году. EBITDA Deutsche Telekom за 2017 год составила €20.7 млрд.

Коэффициент цена/EBITDA Telefonica за 2017 год составил: [(7.93 \(\times\) 5,123)/16,400] или [7.92/(16,400/5,123] = 2.5, тогда как значение этого коэффициента для Deutsche Telekom составило 3.1.

Таким образом, более высокий P/E для Deutsche Telekom нельзя объяснить более высокими расходами на амортизацию, процентными расходами и/или большей налоговой нагрузкой, но, по-видимому, он объясняется лучшим качеством прибыли.

В целом, основным преимуществом использования ценовых мультипликаторов является то, что они позволяют выполнять относительные сравнения, как при перекрестном анализе (по сравнению с рынком или другой сопоставимой компанией), так и при анализе временных рядов.

Этот подход может быть особенно выгодным для аналитиков, которые работают с конкретной отраслью или сектором, и которым необходимо определять наиболее перспективные акции в рамках этого сектора.

Ценовые мультипликаторы популярны у инвесторов, поскольку их легко рассчитать, и многие из них публикуются на финансовых сайтах.

При использовании ценовых мультипликаторов необходимо быть осторожным. Акции могут быть относительно недооцененными по сравнению с эталоном, но переоцененными по сравнению с их действительной стоимостью, определенной по одной из моделей приведенной стоимости.

Кроме того, различия в правилах подготовки отчетности между различными рынками и в выбранных методах бухгалтерского учета могут привести к выручке, доходам, балансовой стоимости и денежным потокам, которые сложно сопоставлять. Эти различия могут, в свою очередь, привести к мультипликаторам, которые сложно сопоставлять.

Наконец, мультипликаторы циклических компаний могут сильно зависеть от действующих экономических условий.