Договоры с покупателями часто включают скидки за объем, которые предлагаются в качестве поощрения для стимулирования дополнительных покупок и сохранения лояльности покупателя.

[см. параграф IFRS 15:B39]

Скидки за объем обычно предусматривают приобретение покупателем определенного количества товаров или услуг, после чего цена на дополнительные товары и услуги снижается.

Такие соглашения содержат переменное возмещение, так как общая сумма к уплате покупателем не известна на момент начала действия договора и зависит от объема товаров или услуг, который будет приобретен в конечном итоге.

Руководству необходимо оценить скидки за объем, которые по их предположению должен получить покупатель, исходя из опыта выполнения аналогичных договоров.

Руководство также должно учесть ограничение на переменное возмещение.

Руководство должно включить, по меньшей мере, минимальную цену за единицу в расчетную цену операции на момент начала действия договора, если оно не может оценить общее количество единиц, которые оно предполагает продать.

Включение минимальной цены за единицу выполняет функцию ограничения, так как существует высокая вероятность того, что значительного уменьшения совокупной суммы признанной выручки не произойдет.

Руководству необходимо будет уточнять свою оценку общего объема продаж на каждую отчетную дату до тех пор, пока неопределенность не будет разрешена.

Пример (30) учета скидки за объем по МСФО.

1 января 2015 г. компания Суперупаковка Лтд заключает договор с покупателем на поставку Продукта Х по цене $10 за единицу.

Договор предусматривает, что цена за единицу будет снижаться при увеличении объема продаж следующим образом:

Цена за единицу

Объем продаж

$10

0 - 1,000,000 единиц

$9

1,000,001 - 3,000,000 единиц

$8.5

3,000,001 единиц и более

Объем определяется, исходя из продаж в течение календарного года. Суперупаковка Лтд полагает, что общий объем продаж за год составит $2.5 млн единиц, исходя из своего опыта выполнения аналогичных договоров и прогноза продаж покупателю.

Вопрос:

Как должна Суперупаковка Лтд определять цену операции и признавать выручку?

Ответ:

Цена операции составляет $9.4 за единицу и рассчитывается следующим образом:

Расчет:

$10 x 1,000,000 единиц

$10,000,000

$9 x 1,500,000 единиц

$13,500,000

Итого возмещение

$23,500,000

Средняя цена за единицу

$9.4

[23,500,000/2,500,000 единиц]

Суперупаковка Лтд приходит к выводу о наличии высокой вероятности того, что значительного уменьшения признанной выручки (т.е. ниже $9.4 за единицу) при разрешении неопределенности не произойдет.

Следовательно, при продаже каждой единицы выручка признается по средней цене продажи в размере $9.4 за единицу.

Суперупаковка Лтд будет признавать обязательство по договору в отношении денежных средств, полученных сверх цены операции в отношении первого миллиона единиц, проданных по цене $10 за единицу (т.е. $0.6 за единицу).

Это обязательство начнет уменьшаться после того, как продажи превысят один миллион единиц и сумма в выставляемых счетах составит $9 за единицу.

Переоценка рассчитанных скидок с объема.

Суперупаковка Лтд продала 450,000 единиц химической продукции в течение первого квартала 2015 г. Суперупаковка Лтд уменьшает свою оценку общего объема продаж до двух миллионов контейнеров в конце квартала.

Вопрос:

Как Суперупаковка Лтд должна учитывать изменение оценки?

Ответ:

Суперупаковка Лтд должна уточнить свой расчет цены операции, чтобы отразить изменение в оценке. Уточненная цена операции составляет $9.5 за единицу и рассчитывается следующим образом:

$10 x 1,000,000 единиц

$10,000,000

$9 x 1,000,000 единиц

$9,000,000

Итого возмещение

$19,000,000

Средняя цена за единицу

$9.5

[19,000,000 / 2,000,000 единиц]

Суперупаковка Лтд признает последующие продажи по $9.5 за единицу и должна признать дополнительную выручку в размере $45,000 в отношении единиц продукции, проданных в течение первого квартала (исходя из допущения о том, что обязанность к исполнению была выполнена).

Выручка рассчитывается как изменение цены операции ($0.1), умноженное на количество проданных единиц продукции (450,000).

Кумулятивная корректировка отражает выручку, которую Суперупаковка Лтд признала бы в случае, если бы на момент начала действия договора у нее была информация, которая имеется сейчас.