Цель.

Цель МСФО (IFRS) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности» состоит в обеспечении представления:

  • качественной, прозрачной для пользователей информации в первой финансовой отчетности, составляемой по МСФО;
  • которая была бы сопоставимой между всеми представленными периодами;
  • которая была подходящим отправным пунктом для перевода учета на МСФО;
  • расходы на составление которой не превышали бы выгоды для пользователей.

Компания, впервые формирующая финансовую отчетность по МСФО, применяет переходные положения, установленные МСФО (IFRS) 1.

Исключения составляют случаи, когда стандарт прямо указывает на применение норм других стандартов.

[см. параграф IFRS 1:1]

Сфера применения.

Компания обязана применять настоящий стандарт:

  • к первой финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с требованиями МСФО; и
  • к каждой промежуточной финансовой отчетности, которую она представляет в соответствии с МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность», за часть того периода, который охвачен первой подготовленной в соответствии с МСФО финансовой отчетностью.

Финансовая отчетность компании считается первой годовой отчетностью, подготовленной в соответствии с требованиями МСФО, если компания заявляет о ее полном соответствии с требованиями МСФО, например, если компания:

  • представляла свою финансовую отчетность за последний предшествующий период:
    • в соответствии с национальными требованиями, которые не соответствуют требованиям МСФО;
    • в соответствии с требованиями МСФО, за исключением того, что эта финансовая отчетность не содержала прямо выраженного и безоговорочного заявления о ее соответствии международным стандартам;
    • с включением прямо выраженного заявления о соответствии некоторым, но не всем МСФО;
    • в соответствии с национальными требованиями, не соответствующими международным стандартам, используя некоторые отдельные международные стандарты для учета тех статей, для которых не существовало национальных требований;
    • в соответствии с национальными требованиями, с проведением сверки отдельных статей на соответствие с требованиями международных стандартов;
  • готовила финансовую отчетность в соответствии с требованиями МСФО только для внутреннего пользования, не представляя ее владельцам компании или любым иным внешним пользователям;
  • готовила пакет отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов для целей консолидации, без подготовки полного комплекта финансовой отчетности, соответствующего определению МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»; или
  • не представляла финансовую отчетность за предшествующие периоды.

[см. параграф IFRS 1:2]

Настоящий стандарт не применяется к изменениям в учетной политике компании, которая уже применяет МСФО (изменения в учетной политике регулируются МСФО (IAS) 8 и специфическими требованиями других стандартов).

При определенных обстоятельствах компания может применять МСФО (IFRS) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности» повторно.

Пример применения МСФО (IFRS) 1.

Ценные бумаги компании были размещены на иностранной фондовой бирже. Компания выпускала отчетность в соответствии с требованиями МСФО (и, следовательно, применяла МСФО (IFRS) 1) поскольку таковы были требования биржи. Через некоторое время бумаги компании были исключены из котировального списка по решению самой компании, и она прекратила готовить отчетность в соответствии с МСФО.

Однако впоследствии в стране, где работает компания, в качестве национальных стандартов финансовой отчетности были приняты международные стандарты финансовой отчетности. В результате, компания вновь обязана готовить отчетность в соответствии с требованиями МСФО.

Компания, которая ранее выпускала отчетность в соответствии с требованиями МСФО, но потом перестала это делать, имеет право вновь применить МСФО (IFRS) 1, если она планирует возобновить выпуск отчетности по МСФО.

Цель МСФО (IFRS) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности» -упростить процесс перехода на МСФО. Если компания ранее выпускала отчетность в соответствии с требованиями МСФО, то применить МСФО (IFRS) 1 повторно, вероятно, будет более обременительным, чем просто продолжить готовить отчетность по МСФО, как будто компания и не прекращала это делать.

МСФО (IFRS) 1 позволяет компании выбрать, применить МСФО (IFRS) 1 повторно или, в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 8, ретроспективно применить действующие МСФО, как будто компания никогда не прекращала выпуск отчетности по МСФО.

Для того, чтобы предотвратить манипуляции с отчетностью, МСФО (IFRS) 1 требует от компании раскрывать причины, по которым она ранее прекратила, а теперь планирует возобновить выпуск отчетность по МСФО.

Определения.

Дата перехода на МСФО (date of transition to IFRS) - начало наиболее раннего из периодов, для которого компания может представить полную финансовую отчетность, включая сравнительную информацию, подготовленную в соответствии с требованиями МСФО.

Предполагаемая стоимость (deemed cost) - величина, используемая вместо себестоимости или амортизируемой стоимости на определенную дату. Последующая амортизация рассчитывается исходя из предположения, что активы были признаны компанией на эту определенную дату, а их себестоимость была равна предполагаемой стоимости.

Первая отчетность, подготовленная в соответствии с требованиями МСФО (first IFRS financial statement) - первая годовая финансовая отчетность, в которой компания заявляет о полном соответствии требованиям МСФО.

Вступительный отчет о финансовом положении по МСФО (opening IFRS statement of financial position) - отчет о финансовом положении компании (опубликованный или не опубликованный) на дату перехода на МСФО.

Ранее применявшиеся стандарты (previous GAAP) - стандарты бухгалтерского учета, применявшиеся компанией непосредственно перед переходом на международные стандарты финансовой отчетности.

[см. IFRS 1:Appendix A]

Признание и оценка.

Вступительный отчет о финансовом положении в первой отчетности по МСФО.

Компания должна подготовить и представить вступительный отчет о финансовом положении на дату перехода на МСФО. Он станет отправным пунктом для учета по МСФО.

[см. параграф IFRS 1:6]

Учетная политика.

Компания обязана использовать одну и ту же учетную политику в своем вступительном отчете о финансовом положении по МСФО и в своей первой финансовой отчетности по МСФО.

МСФО (IFRS) 1 требует, чтобы компания применяла МСФО, которые действовали на первую отчетную дату, когда компания впервые готовит отчетность по МСФО (все МСФО, обязательные к применению на первую отчетную дату по МСФО или новые стандарты, пока не вступившие в силу, но разрешающие досрочное применение).

1 января 2014 г.

1 января 2015 г.

31 декабря 2015 г.

Дата перехода на МСФО

Сравнительная информация

Первая отчетная дата по МСФО

Вступительный отчет о финансовом положении по МСФО (не публикуется, но раскрывается)

Признание и оценка всех статей с использованием действующих МСФО.

Признание и оценка всех статей с использованием действующих МСФО.

Выбор учетной политики Использование стандартов, действующих на эту дату Первое применение.

Вступительный отчет о финансовом положении при переходе на МСФО должен быть составлен с применением новой учетной политики таким образом, как будто эта политика действовала с самого начала, таким образом компания должна:

  • признать все активы и обязательства, подлежащие признанию в соответствии с требованиями МСФО (например, активы в форме права пользования, полученные по договорам аренды, и соответствующие обязательства);
  • исключить все активы и обязательства, не подлежащие признанию в соответствии с требованиями МСФО (например, капитализированные затраты на научные исследования);
  • реклассифицировать статьи активов, обязательств и капитала в отчете о финансовом положении в соответствии с требованиями МСФО (например, отражение погашаемых привилегированных в составе обязательств);
  • произвести оценку всех активов и обязательств в соответствии с требованиями МСФО (например, исключение ранее капитализированных последующих затрат, связанных с нематериальными активами).

Корректировки, связанные с изменениями учетной политики при переходе на МСФО, относятся к событиям и операциям, произошедшим до даты вступительного отчета о финансовом положении.

Следовательно, компания должна отнести эти ретроспективные корректировки непосредственно на нераспределенную прибыль на дату перехода (или на другую статью в разделе собственного капитала, если это более уместно).

[см. параграф IFRS 1:7]

Исключения из требований ретроспективного применения МСФО.

Стандарт требует использование ретроспективного подхода при переходе на МСФО, но предусматривает:

  • 7 обязательных исключений; и
  • 14 добровольных освобождений.

Обязательные исключения.

МСФО (IFRS) 1 запрещает ретроспективное применение отдельных норм стандартов компаниями, применяющими МСФО впервые, а именно:

  1. формирование бухгалтерских оценок;
  2. прекращение признания финансовых активов и финансовых обязательств;
  3. учет хеджирования;
  4. учет активов, предназначенных для продажи, и прекращенной деятельности;
  5. некоторые аспекты учета неконтролирующей доли;
  6. классификация и оценка финансовых активов;
  7. учет займов, полученных от государства

[см. параграф IFRS 1:13]

Формирование бухгалтерских оценок.

Бухгалтерские оценки, применяющиеся для целей подготовки вступительного отчета о финансовом положении по МСФО должны соответствовать аналогичным оценкам, применявшимся на эту дату по национальным стандартам, за исключением корректировок, связанных с применением другой учетной политики.

Исключением являются также и случаи, когда совершенно очевидно, что оценки, сделанные ранее, были ошибочными.

Прекращение признания финансовых активов и финансовых обязательств.

Компания, применяющая МСФО впервые, не должна признавать финансовые активы и обязательства в соответствии с МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», если она прекратила их признание по ранее применявшимся правилам учета до 1 января 2004 года.

Учет хеджирования.

Порядок учета при хеджировании, установленный МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» применяется перспективно с даты перехода на МСФО.

Учет активов, предназначенных для продажи, и прекращенной деятельности.

Компания, переходящая на МСФО, должна применять требования МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность» в отношении вопросов классификации перспективно со дня вступления в силу (с 1 января 2005 года).

Учет неконтролирующей доли участия.

Компания, переходящая на МСФО, должна применять требования МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» перспективно со дня перехода на МСФО.

Однако если компания решит применить МСФО (IFRS) 3 ретроспективно по отношению к объединениям компаний, произошедшим до даты перехода на МСФО, то она обязана применять и МСФО (IFRS) 10 ретроспективно.

Классификация и оценка финансовых активов.

Компания, переходящая на МСФО, должна оценить, удовлетворяет ли финансовый актив условиям, обозначенным в МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», основываясь на фактах и условиях, существующих на дату перехода на МСФО.

При удовлетворении определенных условий компания может классифицировать финансовый актив, как актив, оцениваемый по справедливой стоимости через прибыли и убытки, а также классифицировать долевую инвестицию по справедливой стоимости через прочий совокупный доход.

Если ретроспективное применение метода эффективной процентной ставки или требований тестирования на обесценение не является возможным, то справедливая стоимость финансового актива на дату перехода на МСФО становится новой амортизированной стоимостью данного финансового актива на дату перехода.

Учет займов, полученных от государства.

Требования МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» и МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» в отношении займов, полученных от государства, должны применяться перспективно с даты перехода на МСФО.

Компания должна использовать балансовую стоимость займа, рассчитанную на дату перехода на МСФО в соответствии с ранее применявшимися стандартами, в качестве балансовой стоимости займа во вступительном отчете о финансовом положении по МСФО. Доход, возникающий в связи с тем, что ставка по займу, полученному от государства, ниже рыночной ставки, в отчетности не признается.

Далее компания ведет учет займа в соответствии с МСФО (IFRS) 9. Для этого необходимо рассчитать эффективную ставку процента по займу, принимая во внимание балансовую стоимость займа на дату перехода на МСФО, а также сумму и срок возврата займа.

Компания имеет право применять МСФО (IFRS) 9 и МСФО 20 ретроспективно в отношении займов, полученных от государства до даты перехода на МСФО. Но только при условии, что вся необходимая для этого информация была получена на момент первоначального признания займа.