Конкуренция за доминирование в выполнении личных платежей разгорается, но у трех претендентов самые высокие шансы на победу.
При совместной оплате счета в ресторане, возврате долга знакомому, отправке денежных переводов или оплате товаров и услуг при покупке с рук, пиринговые или одноранговые платежи (P2P), сделанные неофициально от одного человека другому, являются давней особенностью индустрии платежей.
Если раньше мы платили чеком, наличными или банковским переводом, сегодня мы все чаще платим с помощью онлайн-приложения, СМС-сообщения или смартфона.
По данным Juniper Research, стоимость мобильных платежей «от человека человеку» возрастет на 40 процентов по всему миру до 540 миллиардов долларов США к концу 2017 года. Только в Соединенных Штатах общая стоимость транзакций мобильных P2P-платежей вырастет на 55% до 120,38 млрд. долл. США, и, как ожидается, удвоится к 2021 году, утверждает eMarketer.
Среди компаний сейчас идет гонка за расширение географического и демографического охвата, а также за вытеснение конкурентов. В Британии в 2017 году гиганты банковского сектора и крупные финтех-компании будут пытаться выйти на сцену, где до сих пор имели конкурентное преимущество проворные P2P-стартапы.
Провайдеры будут фокусироваться монетизации обслуживания, тем более, что рынок растет. В прошлом компании управляли мобильными P2P-платежами бесплатно, даже в убыток, так как сервис был ориентирован при приобретение как можно большего числа пользователей, согласно исследованиям BI Intelligence.
Однако, по мере роста числа абонентов, и сервис начинает использовать традиционные потоки доходов фирм, поиск путей монетизации становится решающим.
«Платежи P2P - это бизнес минимальной маржи. Это не тот бизнес, где вы делаете много денег, если у вас нет огромных масштабов», - говорит Аурели Ли Хоссис, аналитик Forrester Research.
Для потребителей контекст будет иметь решающее значение. «Речь идет об удобстве и простоте», - говорит Хоссис. Она утверждает, что те компании, которые в конечном итоге выйдут на первое место, будут предлагать экосистему интегрированных услуг, среди которых платежи являются дополнением к другим финансовым услугам.
Хотя P2P-приложение Venmo стало широко известно в США, казалось, что крупные американские банки почти игнорируют финтех-революцию. Однако за кулисами консультации продолжались с 2011 года и, наконец, завершились запуском Zelle в 2017 году, новым платежным приложением P2P, в котором работают более 30 банков США, включая Bank of America, Wells Fargo и J.P. Morgan Chase.
Этот способ расчетов может быть использован любым лицом, имеющим счет дебетовой карты Visa или Mastercard, независимо от поставщика финансовых услуг. Этот шаг демонстрирует, что банки воспринимают мобильные сообщения более серьезно.
Zelle обладает решающими преимуществами перед существующими операторами рынка P2P-платежей, особенно с точки зрения скорости. Деньги, переданные через сеть, будут доступны получателю немедленно, в отличие от большинства услуг, которые обычно занимают не менее одного дня для завершения перевода на банковский счет.
«Банки понимают, что, если они не предлагают услугу P2P-платежей, они начнут терять своих клиентов, которые часто используют эти приложения», - говорит Хоссис. Zelle уже добилась впечатляющих результатов и, похоже, собирается сделать платежи P2P мейнстримом в США.
В первом полугодии 2017 года было сделано 100 миллионов транзакций на сумму 33,6 млрд. долл. США, что более чем в два раза превышает объем Venmo за тот же период времени.
Сейчас Apple использует свою клиентскую базу для предоставления сервиса P2P-платежей на основе сообщений, не используя при этом специального приложения.
В рамках предстоящего обновления мобильной операционной системы iOS11 новая функция позволит пользователям отправлять и получать платежи с помощью iMessage или сообщать через Siri о выплате кому-либо, используя кредитные и дебетовые карты, добавленные в Apple Wallet.
Пользователи получают деньги на счет Apple Pay Cash, и эти цифровые деньги могут быть использованы для покупок с использованием Apple Pay в магазинах и приложениях в Интернете или переданы кому-то другому или переведены со счета Apple Pay Cash на их банковский счет.
Apple пытается идти в ногу с PayPal, так как оба считают своей целью полное банковское платежное обслуживание. Аналитики рассматривают это как естественный следующий шаг для платежных компаний.
Карта Apple Pay Cash, которая будет доставлена платежной компанией Green Dot, будет работать только на устройствах Apple, что может быть потенциальным недостатком.
Было время, когда американские технологические компании обвиняли китайских коллег в подражании своим проектам и инновациям. Но сегодня, особенно в области мобильных платежей и диверсификации платформ, высокотехнологичные гиганты США смотрят на Китай и такие компании, как WeChat, принадлежащая Tencent, и Alipay (дочерняя компания Alibaba), как на свои будущие реплики.
Следуя примеру WeChat, WhatsApp готовится к внедрению P2P-платежей в свое приложение для обмена сообщениями, что будет услугой, позволяющей пользователям переводить деньги друг другу в текстовом сообщении.
Исходя из того, что вы чаще отправляете частые платежи людям, с которыми вы часто общаетесь, платежи в социальных сетях позволяют легко и быстро использовать услугу денежного перевода при непосредственном обсуждении платежа - в приложении для обмена сообщениями.
WhatsApp, насчитывающий более миллиарда пользователей в день, изучает спрос на немедленные банковские переводы в Индии. Услуга позволит примерно 200 миллионам пользователей переводить деньги через приложение.
Платежи в социальных сетях скоро будут распространяться по всей Европе благодаря недавнему ослаблению законов Европейского союза, которые регулируют, кто может предлагать услуги цифровых платежей.