Когда около 25,000 членов Международной ассоциации портовых работников (ILA, International Longshoremen’s Association) начали забастовку в октябре 2024 года, три десятка контейнерных портов на востоке и побережьях залива США остановились, и это привело к распространению тревожных настроений.

Некоторые прогнозы заключались в том, что, поскольку эти порты обрабатывают четверть международной торговли страны, их остановка может стоить американской экономике до $4.5 млрд. в день, возродить инфляцию и вызвать последствия, которые будут ощущаться во всем мире.

В этом случае паника длилась всего 72 часа. После поспешных переговоров и предложения повышения заработной платы почти на 62% за шесть лет, портовые работники согласились вернуться на работу, хотя и временно. Это, возможно, были «самые выгодные три дня в истории управления трудом», по словам Патрика Л. Андерсона, директора консалтинговой фирмы Anderson Economic Group.

Но в некотором смысле битва только начинается. Хотя именно повышение заработной платы привлекло внимание средств массовой информации, реальная проблема профсоюза связана с автоматизацией - в частности, с предложением Морского альянса США (USMX, United States Maritime Alliance), который представляет операторов портов и контейнерных перевозчиков, о том, чтобы оснастить больше портов США полуавтоматическими кранами.

По словам владельцев, эти краны оснащены передовыми технологиями, которые делают их более быстрыми и эффективными для работы.

Но ILA утверждает, что их внедрение угрожает средствам к существованию ее членов. Если USMX не согласится с полным запретом на автоматизированное оборудование, профсоюз угрожает опять провести забастовку.

«Мы используем технологии, которые повышают безопасность и эффективность», - заявил президент ILA Гарольд Даггетт, - «Но только когда человек остается у руля».

Роботы помогают собирать автомобили Vega на фабрике General Motors в 1970 году.
Роботы помогают собирать автомобили Vega на фабрике General Motors в 1970 году.

Робот Tesla Optimus выполняет позу йоги, демонстрируя свою способность адаптироваться к окружающей среде.
Робот Tesla Optimus выполняет позу йоги, демонстрируя свою способность адаптироваться к окружающей среде.

Этот спор привлек внимание не только из-за его потенциально огромного воздействия, но и потому, что он является одним из первых в своем роде.

По мере того, как все больше и больше предприятий экспериментируют с робототехникой следующего поколения, профсоюзы США, представляющие работников самых различных отраслей - водителей UPS, работников казино в Лас-Вегасе или работников продуктового магазина - борются за добавление в трудовые контракты условий, направленных на сохранение рабочих мест и компенсацию замещения работников в случае автоматизации.

То, что ранее было заурядными переговорами о заработной плате и условиях труда, превратилось в более крупные, более экзистенциальные споры по поводу отношений между людьми и машинами.

Около 70% из 12 млн. человек, представленных Американской федерацией труда (AFL, American Federation of Labor) и Конгрессом промышленных организаций (CIO, Congress of Industrial Organizations), теперь беспокоятся о том, что их заменят технологии, по оценкам президента AFL-CIO Лиз Шулер: «Рабочим надоело то, как с ними обращались долгое время, и они боятся того, что может ждать их в будущем».

По словам аналитиков, какой бы договор портовые работники ни пытались выторговать, он может стать образцом для аналогичных соглашений по всей стране. «То, что вы видите, - это лейбористы, которые пытаются занять место за столом», - говорит Роберт Бруно, профессор из Университете Иллинойса.

По данным PitchBook, американские инвесторы влили более $15 млрд. в стартапы робототехники с 2019 года, и значительный рост отрасли искусственного интеллекта за последние 18 месяцев начал демонстрировать дивиденды.

Работа, которая ранее выглядела так, что ее могут выполнять только люди, внезапно стала выглядеть рискованной. Экономисты предупреждают о масштабных и разрушительных изменениях в рабочей силе, поскольку машины способны выполнять все больше и больше.

Количество новых роботов превысило полмиллиона в течение третьего года подряд.
Количество новых роботов превысило полмиллиона в течение третьего года подряд.

По словам владельцев бизнеса, в дополнение к давлению на экономику таких стран как США, наблюдается вялый рост в рабочей силе, который затрудняет набор работников.

Избранный президент Дональд Трамп планирует массовые депортации. В прошлом месяце он заявил NBC News, что в ближайшие четыре года стремится депортировать всех 11 млн. человек, которые по оценкам нелегально иммигрировали в США, что вероятно, только усилит такие проблемы.

Поскольку Трамп уравновешивает обещания поддержки некоторым профсоюзам, в том числе портовым работникам, с отношениями с Силиконовой долиной, войны за внедрение роботов, вероятно, разгорятся с новой силой при ​​новой администрации.

Илон Маск - ярый энтузиаст этой технологии, о чем свидетельствуют полностью автоматизированные фабрики Tesla и стремление продемонстрировать разработанного Tesla робота Optimus.

Но Трамп, возможно, помня об идеях своей программы MAGA, кажется, придерживается другой точки зрения. Недавно он написал о портовых работниках следующее: «деньги, сэкономленные с помощью автоматизации, не стоят рядом со страданиями, болью и вредом, которые она приносит американским рабочим».

Лидеры, в том числе Даггетт, пообещали, что если им удастся сдержать распространение роботов, они планируют работать с профсоюзами по всему миру, чтобы сделать то же самое.


По словам профсоюза, одна из причин того, что забастовка портовых работников стала настолько горькой, заключается в том, что они чувствуют, что подобное уже случалось раньше.

Перед распространением контейнеризации портовые работники проводили долгие дни, разгружая отдельные ящики, бочки и мешки, а затем перегружая их содержимое на грузовики и грузовые поезда. Это была опасная, но надежная и хорошо оплачиваемая работа, которая на пике своего роста привлекала примерно 100,000 человек по всему США.

После того, как в середине 1950-х годов предприниматель грузоперевозок Мальком Маклин придумал стальной контейнер шириной 8 футов, этот мир рухнул.

Новая технология означала, что груз можно перевозить с минимальными усилиями и намного более низкими затратами. Десятки тысяч рабочих мест исчезли почти за ночь.

Гарольд Даггетт, президент Международной ассоциации портовых работников, присоединяется к пикетирующим работникам возле контейнерного терминала в порту Ньюарк в Нью-Джерси в октябре 2024 года.
Гарольд Даггетт, президент Международной ассоциации портовых работников, присоединяется к пикетирующим работникам возле контейнерного терминала в порту Ньюарк в Нью-Джерси в октябре 2024 года.

Несмотря на огромный рост мирового экспорта, число работников, работающих в портах Нью-Йорка и Нью-Джерси, упало с 55,000 в 1950-х годах до 4,000 сегодня, говорит Жан-Поль Родриг, профессор морского бизнеса в Техасском университете.

«Это уничтожило много рабочих мест портовых работников и стало большой проблемой», - говорит Родриг.

Когда в начале 2000-х годов на восточном побережье США впервые появились полуавтоматические краны, лидеры ILA сказали, что они согласились с изменениями, потому что это поможет создать рабочие места. Но теперь они говорят, что произошло обратное.

«Автоматизация, будь то полная или частичная, заменяет рабочие места и разрушает исторические рабочие функции, которые мы хотим защитить», - сказал Даггетт в своем заявлении.

Исследование 2022 года, проведенное профсоюзом портовых работников Западного побережья, показало, что частичная автоматизация портов Лос-Анджелеса и Лонг-Бич привела к потере почти 1,200 рабочих мест в 2020 и 2021 годах.

USMX говорит, что, поскольку большинство портов, в которых работают его члены, не имеют свободного места, единственный выход - это «уплотнять терминалы», добавляя машины, которые ускоряют операции.

На обычном кране оператор сидит внутри кабины, поднимая контейнеры с судов, и сортирует их, прежде чем погрузить на грузовики или поезда - это высококвалифицированная работа, которая позволяет работникам зарабатывать до $200,000 в год.

В полуавтоматической крановой системе (RMG), установленной на железной дороге, оператор работает удаленно из офиса за пределами площадки, контролируя работу крана по видеосвязи, но позволяя системе выполнять большую часть работы.

Работа требует схожих навыков и обучения, но для нее требуется меньше людей.

Лидеры профсоюзов утверждают, что они уже совершили «скачок в производительности», используя кое-что из этой технологии, но говорят, что дальнейшая автоматизация - это слишком большой шаг.

Порт Ньюарк в Нью -Джерси. ILA утверждает, что внедрение полуавтоматических кранов угрожает членам этого профсоюза.
Порт Ньюарк в Нью -Джерси. ILA утверждает, что внедрение полуавтоматических кранов угрожает членам этого профсоюза.

Пикет портовых работников в Порту Эверглейдс, штат Флорида, в октябре 2024 года.
Пикет портовых работников в Порту Эверглейдс, штат Флорида, в октябре 2024 года.

«Речь идет не об удовлетворении операционных потребностей, а о том, чтобы заменить работников под видом прогресса, в то же время максимизируя корпоративную прибыль», - написал Даггетт в недавнем эссе на веб-сайте профсоюза.

По словам Родрига, портовым работникам есть чего бояться, учитывая, что около 40% из них грозит потеря работы.

Но USMX описывает призывы к запрещению автоматизации как «неработающие», заявляя, что современная технология кранов «почти удвоила» как пропускную способность контейнерных терминалов, так и количество рабочих в портах, использующих ее.

«USMX никогда не стремилась и не стремится устранить рабочие места», - говорится в заявлении.


С тех пор, как в 1960-х годах General Motors впервые установила роботов на сборочные линии, автопроизводители были пионерами в области автоматизации.

Тем не менее, до роста ИИ, в других отраслях - там, где требуется человеческая ловкость, или где роботам приходится реагировать на непредсказуемую или опасную среду - изо всех сил пытались следовать их примеру.

Тем не менее, недавние достижения дали машинам возможности, которые ранее считались невозможными. Это означает, что они будут использоваться во все более широком спектре рабочих пространств.

Производственные компании, в частности, инвестировали значительные средства, общая установка промышленных роботов увеличилась на 12% до более чем 44,000 единиц в 2023 году - это самый большой объем по меньшей мере за десятилетие, согласно данным Международной федерации робототехники.

Опять же, автомобильная промышленность последовала по этому пути, вслед за компаниями электротехники и электроники.

По данным Pitchbook, инвестиции венчурного капитала в робототехнику выросли с $2 млрд. в 2019 году до более чем $3.5 млрд. в 2024 году. За первые девять месяцев 2024 года было заключено 130 сделок по сбору средств для стартапов робототехники - это больше чем на протяжении всего 2019 года.

Среди наиболее громких сделок были инвестиции в размере $675 млн. в феврале прошлого года, сделанные основателем Amazon Джеффом Безосом, а также Microsoft и Nvidia в проект Figure AI, стартап Силиконовой долины, основанный в 2022 году, который работает над безликим гуманоидным роботом «общего назначения».

Эти роботы, чьи стоимость для клиентов будет стоить от $30,000 до $150,000, могут выполнять сложные задачи, включая перемещение коробки на конвейерную ленту, что потенциально подвергает опасности работу любого, кто работает, скажем, в распределительном центре.

Первые модели были поставлены «коммерческому клиенту» в прошлом месяце.

Адам, интерактивный робот-бармен, делает напитки для посетителей на выставке CES 2024 в конференц-центре Лас-Вегаса в январе прошлого года.
Адам, интерактивный робот-бармен, делает напитки для посетителей на выставке CES 2024 в конференц-центре Лас-Вегаса в январе прошлого года.

Робот-крупье играет в карты на выставке MGS Entertainment Show в Макао, Китай.
Робот-крупье играет в карты на выставке MGS Entertainment Show в Макао, Китай.

Во время своей ежегодной поездки на выставку потребительской электроники Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе в прошлом году члены кулинарного профсоюза Culinary Union, который представляет персонал казино в городе, были шокированы, увидев, как роботы жарят еду и делают коктейли.

«Если они установят эти машины, как люди будут зарабатывать на жизнь?», - спрашивает Франсиско Руфино, повар в отеле Paris Las Vegas, - «Как они собираются платить за аренду? Как они будут платить за еду?»

Работодатели и аналитики говорят, что есть веские основания для автоматизации. По словам Лори Харбор из Harbour Results, повышение заработной платы, которое испытали многие американцы за последние несколько лет, имело свою цену.

«Американские работники боролись за заработную плату, которая могла поддерживать нашу инфляцию», - говорит она, - «Проблема в том, что это делает США несколько неконкурентоспособными».

60.4% - оценка доли американцев, работающих или пребывающих в поисках работы к 2030 году, по сравнению с 67.3% в 2000 году.

Некоторые сектора экономики говорят, что они обеспокоены тем, что заканчиваются люди, особенно в тех областях, где самая сложная и опасная работа.

Поскольку население стареет и работающим семьям сложно обеспечить уход за детьми, доля американцев, работающих или пребывающих в поисках работы, снижалась на протяжении десятилетий - с 67.3% в 2000 году до 62.5% в конце прошлого года. По оценкам экономистов, к 2030 году этот показатель снизится до 60.4%.

В недавнем отчете сайта найма Indeed аналитики писали, что они ожидают, что «сокращение предложения работников будет иметь значительный вес на рынке труда в ближайшие годы», особенно если администрация Трампа выполнит свои угрозы депортации.

Ник Дерст, старший аналитик в девелопере недвижимости The Durst Organization, ссылается на сокращение занятости мойщиков окон в США.

Несмотря на большой рост строительства, число людей, занятых в отрасли мытья окон в стране, упало более чем на 5% с 2019 года, согласно анализу IbisWorld.

В 2022 году венчурное подразделение компании инвестировало в производителя робота для мытья стекла Skyline Robotics.

Теперь можно увидеть, как робот Ozmo натирает окна небоскреба около Таймс-сквер. По словам Дерста, инвестиции - это способ быть активным в решении проблемы нехватки труда.

«Мне хорошо понятно, почему не появляется следующее поколение работников», - говорит президент Skyline Robotics Росс Блум, - «Это действительно тяжелая работа ... кто сегодня хочет висеть в воздухе на высоте 1,000 футов и заниматься ручным трудом?»

Блюм и другие энтузиасты робототехники настаивают на том, что их цель - не заменить работников, а предоставить им инструменты, чтобы сделать их труд более безопасным и продуктивным.

И все же профсоюзы не убеждены. Эдвин Кесада, менеджер по производству в магазине Stop & Shop на Лонг-Айленде, который также является членом профсоюза розничной торговли, говорит, что роботы, которые могут за ночь просканировать все полки в магазине, стали «обоюдоострым мечом».

«Это делает некоторые аспекты нашей работы проще», - говорит Кесада, - «Но опять же, иногда технология - это просто способ устранения большего количества рабочих мест».


В последние годы как розничные, так и кулинарные профсоюзы договорились о положениях в трудовых контрактах, которые, как они надеются, будут защищать работников.

Казино в Лас-Вегасе теперь обязаны уведомлять людей за шесть месяцев перед внедрением новых технологий, а также предоставлять бесплатное обучение для их использования и выплачивать пакеты выходного пособия для тех, кто уволен из-за технологий.

UPS согласился вести переговоры с Teamsters, одним из самых влиятельных профсоюзов в США, прежде чем ввести беспилотные дроны или машины без водителя.

Нью-Йоркские розничные магазины, чьи работники входят в профсоюз RWDSU, также требуют, чтобы руководство пришло к соглашению, прежде чем вводить новые технологии.

Но это не снижает беспокойства по поводу широкого распространения замещения рабочих мест.

«Этот механизм хорош для корпораций», - говорит Руфино, повар из Лас-Вегаса, - «Это экономит их затраты на рабочую силу. Но в то же время из-за этого взлетит уровень безработицы».

Некоторые аналитики утверждают, что работники могут выиграть сражения, но они, вероятно, проиграют войну. По словам Родрига из Техасского Университета, немногие люди обладают рычагами давления, подобно портовым работникам.

Тем не менее, экономисты разделились в мнениях о том, сколько людей на самом деле будут замещены, если роботам удастся захватить рабочие места.

«Исторически широко распространенная, массовая потеря рабочих мест не происходила сразу же при появлении новых технологий», - говорит Билл Роджерс, директор Института экономического капитала в Федеральном резервном банке Сент-Луиса, - «Значит ли это, что этого не может произойти? Возможно, но я бы следовал историческому опыту».

Другие менее оптимистичны. Экономист Дарон Ацемоглу говорит, что текущие возможности роботов означают, что те, кто наиболее подвержен замещению, - это «голубые воротнички», которые не имеют высшего образования, что может затруднить их переход на высокотехнологичные роли, которые могут быть созданы автоматизацией.

Это может повысить экономическое неравенство за счет разделения работников на тех, кто закончил колледж, и тех, кто нет.