Макрон планирует ускорить продажу государственных холдингов для финансирования амбициозных проектов.
2018 год будет напряженным для государственного сектора Франции, поскольку президент Эммануэль Макрон прокладывает путь к первой крупной распродаже государственного бизнеса с момента вступления в должность.
Подготовка к приватизации будет ускорена в 2018 году, государство готовится продать крупные куски своих активов для финансирования амбициозных планов расходов.
Франция имеет долевые позиции в 81 французской компании на общую сумму 100 млрд. евро, от оборонных компаний, таких как Safran, до автопроизводителей, таких как Renault и энергетическом гиганте EDF.
Ожидается, что в этом году будут проданы доли в коммунальной службе Engie и государственной компании Française des Jeux. Аналитики также предложили государству продать часть своей доли в группе телекоммуникационных компаний Orange.
Но в центре внимания оказался оператор аэропортов Парижа Aéroports de Paris. Согласно нескольким источникам, государство выбрало Bank of America Merrill Lynch для изучения вариантов продажи ADP.
Франция владеет 50,6% ADP, рыночная капитализация которой составляет 15,6 млрд. евро. Следующим крупнейшим акционером является Vinci, французский оператор строительства и инфраструктуры, с 8 процентами.
Государственное агентство Agence des participations de l’Etat, которое управляет госсобственностью Франции, заявило: «Правительство еще не приняло решения о возможных изменениях в капитале ADP».
Но наблюдатели рынка уверены, что банкиры и аналитики ожидают, по крайней мере, частичной продажи в следующем году, поскольку Макрон надеется создать инновационный фонд в размере 10 млрд. евро.
Ранее в этом году государство продало 4-процентную долю в Engie за 1,5 млрд. евро, сократив долю в холдинге до 25,5%, и 5% акций Renault за 1,2 млрд. евро, заняв позицию в 15,1%.
Аналитики Natixis заявили, что «мы все меньше и меньше сомневаемся в том, что ADP будет приватизирован», в то время как сообщения в средствах массовой информации, подтвержденные правительственными источниками, предполагают, что государство подталкивает законодательство, открывающее путь для большей приватизации этой весной.
Однако осложнения скрываются. Как сказал один из ведущих банкиров Парижа: «Это будет первая крупная приватизация. Если вы просто посмотрите на рыночную капитализацию и представите премию ... она будет огромной. Это также будет чувствительно политически, так как это одна из основных частей инфраструктуры страны».
Аналитики видят для государства различные варианты, включая полную продажу через блоки или одного оператора, что предполагает большую премию по цене акций в 158 евро.
ADP отказался от комментариев, а представитель Vinci, которого аналитики считают наиболее вероятным покупателем контрольного пакета, сказал: «Мы не знаем, что решит французское правительство. Мы не знаем сроки и условия. Конечно, мы будем следить за тендером, если он будет публичным».
Процесс продажи будет дополнительно осложнен из-за общественного значения актива и правовых барьеров для продажи контрольного пакета.
«Вы не можете просто переместить в частный сектор монопольную общественную службу навсегда. ADP в настоящее время является владельцем земли и обладает неограниченной лицензией», - сказал тот же анонимный банкир.
Одним из вариантов является разделение ADP на две компании, одна из которых держит портфель недвижимости, а другая - управляет аэропортом. Преимуществом для правительства было бы сохранить контроль над земельным участком, который принадлежит ADP благодаря бессрочной лицензии.
Тем не менее, более простой вариант может включать прямую продажу акций, по которым государство предоставляет долгосрочную, но ограниченную лицензию на эксплуатацию аэропорта. Права на землю по этому сценарию в конечном итоге вернутся к государству.
«По моему мнению, трудно продать бессрочные права эксплуатации аэропортов Парижа. Поэтому вы либо разделяете аэропорты, либо переходите к режиму, который не является неограниченной лицензией»
По правилам французских регулирующих органов, когда стоимость актива изменяется мажоритарным акционером, миноритарным акционерам должен быть предоставлен выход по справедливой цене.
Вопрос для правительства заключается в том, как Франция хочет выйти из ADP.
«Аэропорт - это не то, что вы можете передать. Это то, что, как правительство, вы можете контролировать через регулирование. Таким образом, сохранение 10 или 20%, или более, - это также и политическая позиция. Но у французов, к тому же, есть какая-то национальная страсть к государственной собственности».
Во Франции растет спрос на меньшее участие государства в бизнесе, а национальный аудитор Cour des Comptes заявил в 2015 году, что в некоторых случаях требование правительства о высоких дивидендах было связано с «долгосрочным ущербом для бизнеса».
Однако один высокопоставленный правительственный чиновник так высказался о стратегических активах: «когда вы в составе мажоритарных акционеров, вы можете ориентировать стратегию с оперативной точки зрения, вы можете убедиться, что приоритеты правильные».
По поводу потенциальных продаж долей, чиновник сказал:
«Если государство должно снизить свои доли в госкомпаниях, мы должны быть уверены, что эти компании не попадают в собственность владельцев вне блока ЕС».