На ярко освещенной сборочной линии Тойоты в Бурнастоне, рабочие занимаются сборкой седанов. Сборочная линия движется с точностью часового механизма, позволяя выпускать новое транспортное средство каждые 72 секунды.

Автомобильная промышленность Великобритании, переживавшая прежде трудные времена, теперь гудит и вибрирует, став центром глобального производства. Большинство автомобилей, сделанных в Бурнастоне, графства Дербишир, такие модели, как Auris и Avensis, делаются на экспорт. Toyota покупает запчасти и нанимает работников во всех уголках Европейского Союза.

Но высокий уровень интеграции, который ранее хвалили, сделал автомобилестроителей особенно уязвимым после голосования Brexit. Если Британия выйдет из ЕС по "грязному" сценарию, Toyota и другие автопроизводители столкнутся с перспективой более высоких тарифов, меньшего резерва рабочей силы и ограничением доступа к 500 миллионам потенциальных клиентов в Европе - все это будет обсуждаться в ближайшие месяцы и годы.

Сборочная линия на заводе Toyota в Бурнастоне, Англия. Сборочная линия на заводе Toyota в Бурнастоне, Англия.

Падение британского фунта также является угрозой. Многие из контрактов на поставку деталей оцениваются в евро, даже с британскими поставщиками, такими как компания Johnson Controls, которая делает сиденья для Toyota.

"Мы ясно дали понять, что если мы потеряем некоторые из этих преимуществ, это сделает производство автомобилей в Соединенном Королевстве и Северной Ирландии менее конкурентоспособными", - сказал Энтони Дж Уокер, заместитель управляющего директора Toyota Manufacturing в Великобритании, - "Мы должны сократить расходы, что будет очень трудно".

Такие автопроизводители, как Toyota, в настоящее время пребывают в режиме обороны. Они говорят правительству, что нуждаются в постоянном, беспрепятственном доступе к Европейскому союзу, для обеспечения экспорта, импорта и получения инженерных талантов, которые, как они говорят, в дефиците в Великобритании. Toyota особенно обеспокоена тем, что их синхронная производственная система, которая требует, чтобы детали прибывали на завод в определенном порядке всего за несколько часов до сборки, не была нарушена.

"Это абсолютно самоубийственно", - сказал Питер Цоуваларис, старший представитель заводского профсоюза. Этот профсоюз также представляет интересы работников других автопроизводителей. - "Я обеспокоен долгосрочной перспективе завода, потому что мы не знаем, что означает Brexit."

Установка двигателя на сборочной линии Toyota в Бурнастоне. Японские автопроизводители внедрили более командный подход к некогда спорному британскому производству. Установка двигателя на сборочной линии Toyota в Бурнастоне. Японские автопроизводители внедрили более командный подход к некогда спорному британскому производству.

Британское правительство понимает, каковы ставки для страны, которая является домом для заводского кластера мирового класса таких зарубежных автопроизводителей, как Nissan, General Motors, BMW и Honda. В этом секторе занято около 169000 человек и он составляет около 12% стоимости британского экспорта, по данным Society of Motor Manufacturers & Traders.

Уже сейчас британский премьер-министр, Тереза ​​Мэй, демонстрирует поддержку. Правительство обещает инвестировать 390 млн. фунтов, или $ 485 млн., чтобы поощрить выпуск передовых транспортных средств с низким уровнем выбросов, в том числе самоходных и электрических автомобилей. Правительство заявляет, что продолжит финансировать обучение работников для Toyota и других автомобильных компаний, а также стимулировать развитие производителей автокомпонентов, базирующихся в Великобритании.

Великобритания также предложила гарантии для Nissan, чей завод в Сандерленде находился под угрозой перед Brexit. Хотя детали пока не известны, но Nissan заявил в октябре, что планирует выпустить новую версию своего популярного Qashqai и другие модели на этом заводе.

"Поддержка и гарантии правительства Великобритании позволили нам принять инвестиционное решение", - сказал  председатель и главный исполнительный директор Nissan Карлос Гон, который недавно встретился миссис Мэй.

Англия всегда имела склонность к собственному автомобильному дизайну, производя такие классические модели, как Jaguar XKE и Austin-Healey Sprite. Но в 1960-е и 1970-е годы промышленность страдала от недофинансирования, устаревших моделей, плохого качества и проблем в экономике.

Перспективы стали появляться в 1980-е годы, когда японские автопроизводители начали искать точки опоры в Европе, чтобы получить доступ к единому рынку. Британия манила. Во времена премьер-министра Маргарет Тэтчер, страна становилась всё более и более приветливой к иностранным инвестициям, профсоюзы отступили, а собственная британская автомобильная промышленность не ощущала конкурентной угрозы.

Окончательное тестирование Toyota Auris, собранных в Бурнастоне. Toyota и другие автопроизводители заявили британскому правительству, что нуждаются в постоянном доступ к рынку ЕС. Окончательное тестирование Toyota Auris, собранных в Бурнастоне. Toyota и другие автопроизводители заявили британскому правительству, что нуждаются в постоянном доступ к рынку ЕС.

Toyota пришла на британский рынок в начале 1990-х годов, заняв большой участок в центральной части Англии. Японские компании принесли с собой эффективные методы производства. Соседний промышленный центр в Дерби приветствовал появление новых рабочих мест, так как в то время рабочие места в других компаниях были потеряны.

"Японцы полностью развернули ситуацию в обратную сторону", - говорит Гарель Риса, почетный профессор экономики автомобильной промышленности Университета Кардиффа. - "Они показали, что Англия не была местом, не поддающимся контролю."

Японские автопроизводители внедрили более командный подход к некогда спорному британскому производству.

Рабочего на заводе Toyota называют "партнером" компании, и он в среднем зарабатывает более 30000 фунтов в год ($ 37360). Для того чтобы избежать задержек из-за проблем на производственной линии, они используют шнур вызова помощи лидера команды, которого можно узнать по двум желтым полоскам на темно-синей бейсболке, которые носят все рабочие.

Коллегиальный подход Toyota помог с трудовыми отношениями на предприятии, которое входит в профсоюза. Toyota говорит, что ни разу не потеряло производственное время из-за забастовок за четверть века производства в Великобритании.

"Основная причина успеха заключается в их философии", - говорит Цоуваларис, представитель профсоюза. - "Существует всегда открытый канал для общения".

Другие автопроизводители вскоре последовали примеру японских конкурентов.

В начале 2000-х годов, немецкий BMW начал строить новую линию мини-автомобилей в Оксфорде. Позднее в том же десятилетии индийский Tata взялся за производство старых британских марок Jaguar и Land Rover.

В целом, страна выпустила около 1,6 млн. автомобилей в прошлом году. Цифра, хотя и гораздо меньше, чем у таких тяжеловесов, как Соединенные Штаты и Япония, но примерно на одном уровне с Францией, третьего по величине автопроизводителя Европы, после Германии и Испании.

Toyota инвестировала £ 2,2 млрд. в фабрику Бурнастона и завод по производству двигателей в Уэльсе. Вместе они обеспечивают рабочие места для 3200 человек. Британия остается тяжеловесом для Toyota, производя около 30% автомобилей компании в регионе.

Toyota Auris сходит с конвейера Toyota Auris сходит с конвейера

Но в настоящее время промышленность сталкивается с неопределенностью.

Британский премьер хочет начать переговоры в начале 2017 года об условиях выхода страны из Европейского союза, переговоры, которые могут продлиться два года или дольше. Спектр возможностей широк - от возможности остаться частью единого рынка, до появления барьеров для торговли с континентом. Обе стороны имеют свои собственные  интересы, конкурирующие с автопроизводителями, что делает индустрию потенциальным предметом переговоров.

"Автомобильная промышленность действительно имеет преимущества в ЕС, "сказал Стивен Адамс, партнер в Global Counsel, лондонской фирмы по политическим рискам. - "Она опирается на свободное обращение товаров в ЕС".

Toyota вполне может столкнуться с тем, что завод в Бурнастоне в конечном счете окажется невыгодным.

Автопроизводитель имеет более 30 заводов-изготовителей транспортных средств по всему миру и, как и многие из его соперников, заставляет их соперничать друг с другом, чтобы претендовать на право делать различные модели. Toyota также имеет цепь заводов по всему региону, в том числе крупных автопромышленные узлы во Франции и Турции.

Компании уже приходилось сокращать производство в Бурнастоне ранее. В 2010 году она закрыла конвейер, когда годовой объем производства снизился до 180000 с пикового объема в 282000 в 2006 году.

Уокер, исполнительный Toyota, говорит, что выпуск новой модели в Бурнастоне находится в стадии рассмотрения, и пока решение ещё не принято.

Завод уже претерпел несколько изменений ассортиментного ряда выпускаемых моделей. Сейчас на дисплее приёмной завода изображен Avensis, который экспортируется в Японию.

"Это единственный завод в мире, который поставляет автомобили обратно в Японию", - сказал Уокер, - "Мы очень гордимся этим".