Британские автопроизводители могут столкнуться с высокими тарифами, меньшим резервом рабочей силы и ограничением доступа к 500 миллионам потенциальных клиентов в Европе.
На ярко освещенной сборочной линии Тойоты в Бурнастоне, рабочие занимаются сборкой седанов. Сборочная линия движется с точностью часового механизма, позволяя выпускать новое транспортное средство каждые 72 секунды.
Автомобильная промышленность Великобритании, переживавшая прежде трудные времена, теперь гудит и вибрирует, став центром глобального производства. Большинство автомобилей, сделанных в Бурнастоне, графства Дербишир, такие модели, как Auris и Avensis, делаются на экспорт. Toyota покупает запчасти и нанимает работников во всех уголках Европейского Союза.
Но высокий уровень интеграции, который ранее хвалили, сделал автомобилестроителей особенно уязвимым после голосования Brexit. Если Британия выйдет из ЕС по "грязному" сценарию, Toyota и другие автопроизводители столкнутся с перспективой более высоких тарифов, меньшего резерва рабочей силы и ограничением доступа к 500 миллионам потенциальных клиентов в Европе - все это будет обсуждаться в ближайшие месяцы и годы.
Падение британского фунта также является угрозой. Многие из контрактов на поставку деталей оцениваются в евро, даже с британскими поставщиками, такими как компания Johnson Controls, которая делает сиденья для Toyota.
"Мы ясно дали понять, что если мы потеряем некоторые из этих преимуществ, это сделает производство автомобилей в Соединенном Королевстве и Северной Ирландии менее конкурентоспособными", - сказал Энтони Дж Уокер, заместитель управляющего директора Toyota Manufacturing в Великобритании, - "Мы должны сократить расходы, что будет очень трудно".
Такие автопроизводители, как Toyota, в настоящее время пребывают в режиме обороны. Они говорят правительству, что нуждаются в постоянном, беспрепятственном доступе к Европейскому союзу, для обеспечения экспорта, импорта и получения инженерных талантов, которые, как они говорят, в дефиците в Великобритании. Toyota особенно обеспокоена тем, что их синхронная производственная система, которая требует, чтобы детали прибывали на завод в определенном порядке всего за несколько часов до сборки, не была нарушена.
"Это абсолютно самоубийственно", - сказал Питер Цоуваларис, старший представитель заводского профсоюза. Этот профсоюз также представляет интересы работников других автопроизводителей. - "Я обеспокоен долгосрочной перспективе завода, потому что мы не знаем, что означает Brexit."
Британское правительство понимает, каковы ставки для страны, которая является домом для заводского кластера мирового класса таких зарубежных автопроизводителей, как Nissan, General Motors, BMW и Honda. В этом секторе занято около 169000 человек и он составляет около 12% стоимости британского экспорта, по данным Society of Motor Manufacturers & Traders.
Уже сейчас британский премьер-министр, Тереза Мэй, демонстрирует поддержку. Правительство обещает инвестировать 390 млн. фунтов, или $ 485 млн., чтобы поощрить выпуск передовых транспортных средств с низким уровнем выбросов, в том числе самоходных и электрических автомобилей. Правительство заявляет, что продолжит финансировать обучение работников для Toyota и других автомобильных компаний, а также стимулировать развитие производителей автокомпонентов, базирующихся в Великобритании.
Великобритания также предложила гарантии для Nissan, чей завод в Сандерленде находился под угрозой перед Brexit. Хотя детали пока не известны, но Nissan заявил в октябре, что планирует выпустить новую версию своего популярного Qashqai и другие модели на этом заводе.
"Поддержка и гарантии правительства Великобритании позволили нам принять инвестиционное решение", - сказал председатель и главный исполнительный директор Nissan Карлос Гон, который недавно встретился миссис Мэй.
Англия всегда имела склонность к собственному автомобильному дизайну, производя такие классические модели, как Jaguar XKE и Austin-Healey Sprite. Но в 1960-е и 1970-е годы промышленность страдала от недофинансирования, устаревших моделей, плохого качества и проблем в экономике.
Перспективы стали появляться в 1980-е годы, когда японские автопроизводители начали искать точки опоры в Европе, чтобы получить доступ к единому рынку. Британия манила. Во времена премьер-министра Маргарет Тэтчер, страна становилась всё более и более приветливой к иностранным инвестициям, профсоюзы отступили, а собственная британская автомобильная промышленность не ощущала конкурентной угрозы.
Toyota пришла на британский рынок в начале 1990-х годов, заняв большой участок в центральной части Англии. Японские компании принесли с собой эффективные методы производства. Соседний промышленный центр в Дерби приветствовал появление новых рабочих мест, так как в то время рабочие места в других компаниях были потеряны.
"Японцы полностью развернули ситуацию в обратную сторону", - говорит Гарель Риса, почетный профессор экономики автомобильной промышленности Университета Кардиффа. - "Они показали, что Англия не была местом, не поддающимся контролю."
Японские автопроизводители внедрили более командный подход к некогда спорному британскому производству.
Рабочего на заводе Toyota называют "партнером" компании, и он в среднем зарабатывает более 30000 фунтов в год ($ 37360). Для того чтобы избежать задержек из-за проблем на производственной линии, они используют шнур вызова помощи лидера команды, которого можно узнать по двум желтым полоскам на темно-синей бейсболке, которые носят все рабочие.
Коллегиальный подход Toyota помог с трудовыми отношениями на предприятии, которое входит в профсоюза. Toyota говорит, что ни разу не потеряло производственное время из-за забастовок за четверть века производства в Великобритании.
"Основная причина успеха заключается в их философии", - говорит Цоуваларис, представитель профсоюза. - "Существует всегда открытый канал для общения".
Другие автопроизводители вскоре последовали примеру японских конкурентов.
В начале 2000-х годов, немецкий BMW начал строить новую линию мини-автомобилей в Оксфорде. Позднее в том же десятилетии индийский Tata взялся за производство старых британских марок Jaguar и Land Rover.
В целом, страна выпустила около 1,6 млн. автомобилей в прошлом году. Цифра, хотя и гораздо меньше, чем у таких тяжеловесов, как Соединенные Штаты и Япония, но примерно на одном уровне с Францией, третьего по величине автопроизводителя Европы, после Германии и Испании.
Toyota инвестировала £ 2,2 млрд. в фабрику Бурнастона и завод по производству двигателей в Уэльсе. Вместе они обеспечивают рабочие места для 3200 человек. Британия остается тяжеловесом для Toyota, производя около 30% автомобилей компании в регионе.
Но в настоящее время промышленность сталкивается с неопределенностью.
Британский премьер хочет начать переговоры в начале 2017 года об условиях выхода страны из Европейского союза, переговоры, которые могут продлиться два года или дольше. Спектр возможностей широк - от возможности остаться частью единого рынка, до появления барьеров для торговли с континентом. Обе стороны имеют свои собственные интересы, конкурирующие с автопроизводителями, что делает индустрию потенциальным предметом переговоров.
"Автомобильная промышленность действительно имеет преимущества в ЕС, "сказал Стивен Адамс, партнер в Global Counsel, лондонской фирмы по политическим рискам. - "Она опирается на свободное обращение товаров в ЕС".
Toyota вполне может столкнуться с тем, что завод в Бурнастоне в конечном счете окажется невыгодным.
Автопроизводитель имеет более 30 заводов-изготовителей транспортных средств по всему миру и, как и многие из его соперников, заставляет их соперничать друг с другом, чтобы претендовать на право делать различные модели. Toyota также имеет цепь заводов по всему региону, в том числе крупных автопромышленные узлы во Франции и Турции.
Компании уже приходилось сокращать производство в Бурнастоне ранее. В 2010 году она закрыла конвейер, когда годовой объем производства снизился до 180000 с пикового объема в 282000 в 2006 году.
Уокер, исполнительный Toyota, говорит, что выпуск новой модели в Бурнастоне находится в стадии рассмотрения, и пока решение ещё не принято.
Завод уже претерпел несколько изменений ассортиментного ряда выпускаемых моделей. Сейчас на дисплее приёмной завода изображен Avensis, который экспортируется в Японию.
"Это единственный завод в мире, который поставляет автомобили обратно в Японию", - сказал Уокер, - "Мы очень гордимся этим".