Еще будучи кандидатом на пост президента, Дональд Трамп адресовал Китаю одни из своих самых резких слов, заявив, что "у нас уже есть торговая война" и намекнул зловеще, - "у нас есть власть над Китаем, экономическая власть".
Еще будучи кандидатом на пост президента, Дональд Трамп адресовал Китаю одни из своих самых резких слов, заявив, что "у нас уже есть торговая война" и намекнул зловеще, - "у нас есть власть над Китаем, экономическая власть".
Как президент Соединенных Штатов, Трамп может использовать торговлю как краеугольный камень своего подъема, - в качестве оружия, с расчетом на то, чтобы коренным образом изменить две крупнейшие экономики мира. Это также повлияет на компании, отрасли и рабочих, которые зависят от сотен миллиардов долларов, находящихся торговом обороте между двумя странами. Ни одна из сторон не может выиграть.
Сокращение объемов торговли не вернет большую часть американских рабочих мест в промышленности, которые отошли к Китаю в предыдущие десятилетия, как он стал основной мировой производственной площадкой. Уже сейчас некоторые отрасли, которые Соединенные Штаты потеряли годы назад, такие как изготовление одежды и легкая промышленность, в настоящее время сокращаются и в Китае ради еще более дешевого производства. Агрессивная позиция с Китаем также связана с риском симметричных действий их правительства, которое поддерживает собственный экономический национализм.
Тем не менее, тревожной реальностью для Пекина является то, что у Трампа есть множество способов, чтобы повлиять на условия торговли. Китай продает широкий спектр товаров в Соединенные Штаты, которые Трамп может обложить более высокими тарифами.
Возможности Китая нанести ответный удар будут более ограниченными. В двух словах: Китай покупает меньше у Соединенных Штатов.
Но Китай может нанести стратегические удары по таким целям, как Boeing, американские автопроизводители и американские фермеры. Пекин осуществляет жесткий контроль над авиакомпаниями Китая. Например, он может поддержать контракты с Airbus, европейским конкурентом компании Boeing, если должностные лица посчитают, что Вашингтон отказывается от сотрудничества.
"Боинг жалуется, - мы были очень хорошими друзьями с Китаем. Почему всегда цель - мы?", - говороит Хе Виевен, бывший китайский чиновник из Министерства торговли, который в настоящее время является содиректором учебного центра влиятельной Китайской ассоциации международной торговли в Пекине.
Помимо этого Китай мог бы нанести ущерб обширной, но хрупкой цепи поставок деталей для широкого спектра товаров, таких как iPhone и автозапчасти. Шесть лет назад китайские ограничения на экспорт жизненно важных минералов привели к масштабным протестам со стороны производителей.
Есть ранние признаки того, что торговля может занять более видное место в переговорах Белого дома с Китаем. При Обаме в повестке дня преобладали территориальные притязания Пекина в Восточной Азии и его влияние на Северную Корею.
Сильным сигналом к этому стало то, что Трамп обратился к Дэну ДиМикко (Dan DiMicco), управляющему сталелитейным гигантом Nucor Corporation, для наблюдения за вопросами торговли его администрации. ДиМикко весьма эмоционально написал в личном блоге, что спад промышленного производства Америки вызван обманом со стороны торговых партнеров, в частности Китая.
"Хиллари Клинтон обвинила торговую политику Трампа в том, что она начнет "торговую войну". Но она отказывается признавать, война уже идет", написал он в своем блоге прошлым летом. "Трамп ясно видит это, и он будет работать, чтобы положить конец китайской "торговой войне"! Эту войну ведет против нас уже почти 2 десятилетия!".
Китай в течение последних двух дней подчеркивал, что от здоровых отношений выиграют обе стороны. В четверг, Лу Кан, представитель Министерства иностранных дел Китая, сказал: "В общих интересах обеих стран разработать план долгосрочных, стабильных и процветающих торговых отношений, и любой американский политик примет такую политику в интересах его страны и американского народа".
В последние годы взгляды Трампа сильно отклонились от позиции Республиканской партии по свободной торговле, и сигнализируют о возврате к более "ястребиной" позиции администрации Рейгана, который неоднократно давил на Японию по вопросам торговли. Со времен Рональда Рейгана, республиканские и демократические администрации не желают противостоять тем странам, которые могут субсидирировать или демпинговать экспорт, из-за риска ухудшения дипломатических или стратегических отношений.
"Это азы, которым вы учитесь в юридической школе и в первые дни вашей юридической карьеры," сказал Алан Прайс, длительное время работающий адвокатом для американских стальных и алюминиевых производств в Wiley Rein.
При практическом использовании эти меры иногда оказывались неэффективными.
В одном редком случае Обама использовал свои полномочия, чтобы наложить тарифы до 35 процентов на импорт китайских шин вскоре после того, как вступил в должность. Тарифы побудили Китай наложить жесткие тарифы на американское мясо цыплят и автомобильную продукцию. Обе страны пожаловались в ВТО, которая встала на сторону Соединенных Штатов.
Этот случай побудил США производить больше шин, но импорт из других стран возрос еще быстрее. И администрация Обамы позже стал более осторожно относиться к сложным для Китая торговыми ограничениями.
Любые торговые действия со стороны Трампа, так или иначе, столкнутся с ограничениями.
В этом году он упомянул про введение тарифа в размере 45% на весь объема импорта из Китая. Но позже он избегал подробностей - его власть сделать это в любом случае также ограничена. Закон позволяет ему увеличивать тарифы не более чем на 15 процентов в течении 150 дней, на весь импорт, если в стране не объявлено чрезвычайное положение. Другие законы позволяют ему вводить тарифы на целевые товары.
Если Трамп решит продемонстрировать агрессивную позицию быстро, он будет выступать против импорта стали и алюминия из Китая. Администрация Обамы готовилась подать иск в ВТО против Китая, обвиняя его субсидировании экспорта алюминия. Соединенные Штаты, Япония и Европейский Союз уже жалуются, что китайские государственные субсидии сильно способствуют внутренней сталелитейной промышленности, благодаря чему они могу выбрасывать на мировой рынок миллионы тонн избыточных товаров каждый год.
Китай явно более уязвим, учитывая солидное количество товаров, которые он продает в Америке. На протяжении более десяти лет Китай последовательно экспортировал товары стоимостью около $4 на каждый товар стоимостью в $1, которые он импортирует. Экспорт в США составляет около 4% китайской экономики, а американский экспорт в Китай - лишь около двух третей 1% от экономики Соединенных Штатов.
"У нас нет большого набора инструментов для ответного удара, потому что мы экспортируем больше, чем импортируем", сказал Хе, бывший китайский чиновник Министерства коммерции.
Тем не менее, Китай может причинить неприятности в чувствительных областях, которые обеспечивают американские рабочие места, таких как реактивные самолеты Boeing.
Boeing отказался от комментариев, сказав только: "Мы поздравляем избранного президента Трампа и вновь избранных членов Конгресса и рассчитываем на сотрудничество с ними, и заверяем, что продолжим расти в глобальной экономике, и защитим наших работников."
General Motors и Ford Motor считают, что Китай вносит большой вклад в продажи. Их производство для внутреннего рынка США сосредоточено в основном в Китае. Но большая часть дизайнерских и инженерных работ по-прежнему выполняется в Соединенных Штатах. Китай может повредить автопроизводителям путем принятия внутренней политики, которые даст большие преимущества европейским конкурентам, в частности, Volkswagen и Mercedes-Benz.
Другие американские компании могут меньше пострадать от ограничений торговли, чем в прошлом. Некоторые американские компании долгое время изо всех сил пытались выйти на Китайский рынок. Пекин заморозил контракты китайских телекоммуникационных компаний после откровений Сноудена по поводу сбора Америкой разведывательной информации в Китае. И китайские государственные предприятия переместили большую часть своего инвестиционно-банковского бизнеса с Уолл-стрит к доморощенным конкурентам.
Американские фермеры приветствуют китайские закупки, но неясно, насколько сильно они могут пострадать от любых изменений в регулировании внешней торговли. Куриное мясо, соевые бобы, кукуруза и другие продукты питания являются товарами, широко обращающимися на мировых рынках, и фермеры часто могут продать их в другом месте.
Китайские товары уже давно помогают держать цены на низком уровне для американцев. Но роль китайского экспорта в удерживании цен снижается по мере роста затрат на рабочую силу в Китае. Кроме того такие конкуренты, как Индонезия, Вьетнам и Индия расширяют производство.
Самый большое потенциальное оружие Китая - сорвать цепочки поставок транснациональных корпораций путем прекращения экспорта важнейших материалов или компонентов. Но это может повредить репутации Китая как надежного поставщика.
"Я не думаю, что мы зайдем так далеко в данный момент, поскольку есть большой простор для переговоров", сказал Хе, - "Но если на нас надавят слишком сильно, ничего не нельзя исключать."