Столкнувшись с ростом энергозатрат и переходом на электромобили, некогда процветавшие промышленные районы Германии пытаются адаптироваться к новым экономическим условиям.
Бернд Хофманн основал свою инжиниринговую компанию 56 лет назад. С тех пор он видел много взлетов и падений - шок от цен на нефть в 70-х, потрясение от воссоединения Германии в 1990 году, мировой финансовый кризис 2008 года. Но ничего подобного нынешней ситуации он не видел.
«Это один из худших экономических этапов на моей памяти», - говорит 80-летний человек.
Компания Hofmann Company Femeg, которая производит водные датчики, предохранительные клапаны и прецизионное оборудование для автомобильной и химической промышленности, стала жертвой нынешнего спада, который вызывает серьезные сомнения в будущем традиционной для Германии бизнес-модели, основанной на экспорте.
Экономика Германии застряла в колее. Экспорт и производство снижаются, инфляция подавляет потребительский спрос, а строительную отрасль штормит от высоких процентных ставок.
Бизнес-лидеры бьют тревогу. Практически «каждая европейская экономика растет, кроме Германии», - говорит Райнер Далгер, глава немецкой ассоциации работодателей BDA, - «Это четкий сигнал о том, что мы должны действовать».
Действительно, в этом месяце МВФ предсказал, что Германия окажется худшей ведущей экономикой в текущем году, а ВВП будет сокращаться на 0.5%. Он сослался на более слабый спрос со стороны торговых партнеров, а также на проблемы в секторах, которые чувствительны к высоким процентным ставкам. И, напротив, он спрогнозировал рост экономики США на 2.1%, а Франции - на 1.0%.
Эксперты хорошо понимают, почему Германия сталкивается с такими уникальными мрачными перспективами. Она гораздо сильнее пострадала от прошлогоднего роста цен на энергоносители, чем многие другие крупные экономики, отчасти потому, что в этой стране так много крупных производственных компаний.
То, что ЕЦБ ужесточил монетарную политику ради борьбы с инфляцией, также внесло свою лепту, как и вялое восстановление торговли с Китаем, крупнейшим торговым партнером Берлина.
Министр экономики Роберт Хабек признал ранее, что Германия выходит из кризиса «медленнее, чем ожидалось».
Но некоторые из проблем, с которыми сталкивается страна, будут более долгосрочными. Компании все чаще жалуются на растущие издержки ведения бизнеса в Германии - бремя климатической политики, высокие налоги и дорогостоящая энергия. Они также указывают на нехватку квалифицированных рабочих и чрезмерную бюрократию.
«Пока мы обсуждаем с правительством внедрение искусственного интеллекта, в их офисах тем временем до сих пор используются факсимильные машины», - говорит Далгер, - «Это просто недопустимо».
Между тем рост продаж электромобилей и достижения Китая на европейском рынке EV угрожают автомобильной отрасли, которая давно стала опорой экономического успеха Германии.
Нигде этот процесс не является таким очевидным, как на юго-западе Германии, где находится компания Femeg и целый ряд других инжиниринговых компаний среднего уровня. Недавний опрос, проведенный исследовательской фирмой IW Consult, определил район Доннерберг (названный в честь горы, которая доминирует в окружающем ландшафте), как один из самых проблемных регионов Германии.
Исследователи анализировали два больших преобразования, которые в настоящее время проходят в стране: переход к безуглеродной экономике (который окажет давление на энергоемкие и высокоуглеродные отрасли, такие как производство стали и химикатов); а также переход на электромобили.
Они обнаружили, что 6 из 400 районов и городов Германии особенно пострадали от этих процессов, и Доннерсберг был одним из них. Для Берна Хофманна наступает расплата.
«Правительство всегда говорило людям, что мы лучшие, величайшие и закат никогда не настанет», - говорит он, - «В течение многих лет рост был единственным путем. И мы впали в своего рода летаргию... Следующие несколько лет будут тяжелыми для всех производителей».
Показательным примером экономических проблем Доннерсберга является американский производитель автозапчастей BorgWarner, который в настоящее время проводит мучительную реструктуризацию.
Фабрика компании, расположенная в Кирххаймболандене, региональном центре Доннерсберга, специализируется на турбокомпрессорах - небольших турбинах, которые нагнетают больше воздуха в камеру сгорания автомобильного двигателя для повышения его эффективности. Это крупнейший работодатель города.
Долгое время эта компания была лидером рынка. Но в течение последних лет спрос снижался, говорит Андреас Денне, глава Borgwarner Turbo Systems. Первым ударом стал скандал с фальсификацией углеродных выбросов компанией Volkswagen в 2015 году. По его словам, это вызвало «крах на рынке дизельных двигателей». Затем появились «дискуссии вокруг электромобилей».
Первоначально BorgWarner надеялась, что у ее премиальной продукции все еще есть будущее; в конце концов, ее можно использовать в так называемых «мягких гибридах», которые используют традиционный ДВС вместе с 48-вольтовой батареей. Компания также надеялась, что обычные бензиновые и дизельные двигатели останутся еще на долгие годы.
ЕС разбил эти надежды своим решением о запрете выпуска новых транспортных средств с ДВС к 2035 году. После этого BorgWarner объявила о планах сократить рабочую силу в Кирхеймболандене с 1600 работников в 2021 году до 650 работников к 2028 году.
«За многие годы мы привыкли к постоянному росту», - говорит Денн, - «Отсюда мы поставляли турбокомпрессоры по всему миру. Но времена изменились, и это затронуло каждого, кто имеет хоть какое-то отношение к двигателям внутреннего сгорания».
Это относится и ко всем местным поставщикам BorgWarner. Наша «историческая специализация на турбокомпрессорах» является «главной проблемой», - говорит Райнер Гут, глава районного совета Доннерсберга. Например, для компании Femeg поставка деталей для турбокомпрессоров составляет 80% ее бизнеса.
Другие местные компании также ориентированы на автомобильную отрасль. Одной из них является Gienanth, крупная металлургическая компания, основанная в 1735 году в Эйзенберге, крупнейшем городе Доннерсберга, которая обрела известность еще столетие назад как производитель запчастей для гоночных автомобилей Bugatti.
В настоящее время эта компания производит запчасти для железнодорожных и судовых двигателей, а также для экстренных генераторов, используемых в больницах или центрах обработки данных. Она также производит запчасти для двигателей BMW. Это направление бизнеса неизбежно пострадает из-за отказа от ДВС.
Gienanth говорит, что последние несколько лет она «сотрудничала с потребителями в области продуктов для электромобилей». Она также «расширяет и диверсифицирует свой портфель продуктов», например, сотрудничая с берлинским стартапом STUR, который занимается изготовлением металлической посуды.
Доннерсберг не является отсталым регионом, ориентированным на ископаемое топливо. Весь регион усыпан ветряными турбинами и солнечными батареями. Он может похвастаться японской фабрикой, которая производит камеры наблюдения. У его границ, в городе Кайзерслаутерн, расположен промыленный центр Automotive Cells Co, совместное предприятие Mercedes-Benz, Stellantis и TotalEnergies, где строят гигафабрику по производству литий-ионных батарей для EV.
Тем не менее, в то время, как некоторые части региона возрождаются, другие находятся в упадке. В часе езды от Доннерсберга находится крупная фабрика Ford с почти 60-летней историей и унылым будущим.
В прошлом году Ford заявил, что он перестанет выпускать автомобили на этом заводе, и вместо этого будет выпускать электромобили следующего поколения в испанском городе Валенсия. В этом месяце он объявил, что переговоры о продаже фабрики крупному неназванному инвестору потерпели неудачу. Более 3000 рабочих мест оказались под угрозой.
Постепенный отказ от автомобилей с бензиновым двигателем - одна из проблем, с которой сталкивается Доннерсберг; огромный рост стоимости энергии - другая существенная проблема.
Рейнер Бауэр, отвечающий за развитие бизнеса в округе, говорит, что многие из энергетических компаний региона ранее считались «инновационными, прибыльными, с модельными программами обучения и превосходным управлением». Но энергетический кризис изменил все это.
«Когда вы сталкиваетесь с таким непрерывным ростом затрат на энергию, вы перестаете быть конкурентоспособным на международном уровне», - говорит он.
В качестве примера он приводит металлургический завод Heger, производящий детали для ветряных турбин. Компания объявила о банкротстве в сентябре прошлого года: она заявила, что платит 700.000 евро в месяц за электроэнергию, по сравнению со 100.000 евро до роста цен, и больше не может перекладывать этот рост затрат на потребителей.
«Цены на энергию убивают нас», - заявил тогда управляющий директор Йоханнес Хегер местным СМИ.
Другая компания, которая теперь платит гораздо больше за энергию, - это BASF, крупнейшая в мире химическая группа, которая находится в 40 минутах езды от Доннерсберга в Людвигшафене, на Рейне. Она была вынуждена закрыть несколько своих наиболее энергоемких производств, в том числе аммиака, циклогексанола (который является ингредиентом мыла и пластмасс), а также химикатов для изготовления пенопластов. Это привело к сокращению 700 рабочих мест.
Правительство фаталистично относится к этим событиям.
«Мы производили здесь только аммиак, потому что у нас был доступ к дешевому российскому газу - и теперь его нет», - говорит один высокопоставленный чиновник, - «Я не думаю, что Германия будет производить базовые химикаты, пластмассы и аммиак в 2035 году. Может быть, имеет смысл производить их в Саудовской Аравии, где энергия дешевле».
Но в Доннерсберге смотрят на ситуацию иначе. Регион является домом для сотен работников BASF, которые с тревогой следили за тем, как компания строит новый нефтехимический завод в Китае и сворачивает производство в Европе.
«Если такая компания вынуждена была переместить деятельность за границу из-за высоких затрат на энергию или нехватки квалифицированных работников в Германии, то здесь все кончено», - говорит Гут.
Страдают не только энергоемкие отрасли: спад в строительном секторе Германии также ощущается в Доннерсберге.
«Ситуация драматична», - говорит Фрэнк Дексхаймер, руководитель строительной компании Frambach.
Строительные фирмы по всей Германии испытывают большие трудности из-за высоких процентных ставок и значительного увеличения стоимости строительных материалов. Исследование Ifo Institute показало, что 21,4% жилищных строительных компаний пострадали от отмены проектов в сентябре, что является самым высоком уровнем с момента начала ведения статистики в 1991 году.
Фирма Frambach смягчила этот удар благодаря разнообразию своих услуг. Она участвует в проектах гражданского строительства и ремонте жилых зданий, где еще есть перспективные проекты. Но все компании, занимающиеся исключительно новым строительством, пострадают, по словам Дексхаймера.
«Следующий год будет суровым для этих компаний», - добавляет он, - «Мы увидим много банкротств».
Дексхаймер говорит, что настоящие жертвы кризиса - молодые семьи. По его словам, цена дома на одну семью с участком земли в Доннерсберге составляла 500.000 евро; сейчас цена составляет 750.000 евро, из-за более высоких затрат на строительство. Между тем, ставки по ипотечным кредитам выросли примерно с 1% до 4-5%.
«Молодые семьи больше не могут получить ипотечный кредит - это слишком дорого», - говорит он.
Доказательства спада легко найти в Кирххаймболандене. Город недавно попытался продать около 40 участков под новые дома, но сумел продать лишь 3 из них. «Участки простаивают», - говорит Дексхаймер, - «Спрос рухнул».
Доннерсберг также станет жертвой одной из самых устойчивых проблем Германии: хронической нехватки квалифицированной рабочей силы. Правительство заявило, что старение населения приведет к тому, что к 2035 году у Германии не будет хватать 7 млн. работников. Страна приняла законы, облегчающие трудоустройство иностранцев в стране. Но бизнес считает, что нужно сделать гораздо больше.
Хуберт Хак, владелец небольшого литейного завода в Эйзенберге, который производит детали для автомобильной и машиностроительной отрасли, говорит, что поиск работников стал его «самой большой проблемой» - даже большей, чем счета за электроэнергию.
Он пытался закрыть три вакансии в своей компании в течение нескольких месяцев.
«Молодые люди, кажется, больше обеспокоены балансом между работой и личной жизнью, чем усердной работой», - говорит он.
Хак говорит, что прибегал к найму пенсионеров. «У меня есть 5 пенсионеров, которые работают неполный рабочий день, по мере необходимости. Они более надежны, чем молодые».
Его история типична. Опрос Ifo, проведенный в августе, показал, что у 43.1% немецких компаний не хватает квалифицированных работников. Ранее в этом месяце Хабек признал, что это одна из «самых больших структурных проблем, которые компания должна преодолеть».
Но Хабек также видит обнадеживающие признаки. Выступая перед журналистами в начале этого месяца, он сказал, что экономика Германии должна вернуться к росту в следующем году. По его словам, инфляция снижается, рынок труда остается надежным, и реальные доходы растут, что может помочь вытащить внутренний спрос из спада.
Этот оптимизм разделяет Иоахим Нагель, глава центрального банка Германии. Выступая перед деловыми и политическими лидерами в Берлине, он опроверг заявления о том, что Германия стала «больным жителем Европы» или страной, охваченной «деиндустриализацией».
По его словам, немецкие компании хорошо выдержали газовый кризис, вкладывая значительные средства в усиление эффективности, чтобы сократить использование энергии. По его словам, они показали себя «очень адаптивными» и изобретательными, особенно средние и малые компании, которые формируют основу немецкой экономики.
«Их устойчивость оставляет в целом оптимистичное впечатление», - сказал он, - «'Сделано в Германии', на мой взгляд, будет оставаться желанным и успешным товарным знаком».
В долгосрочной перспективе Германия также может добиться больших успехов в создании новых отраслей промышленности. Заинтересованные значительным субсидиям, Intel и TSMC строят полупроводниковые фабрики в Магдебурге и Дрездене, что означает сдвиг в промышленной географии Германии с юга на восток. Аккумуляторные фабрики для электромобилей появляются повсюду, а старые компании, такие как Thyssenkrupp, инвестируют миллиарды в декарбонизацию своего производства.
Хабек говорит, что его министерство контролирует выделение запланированных инвестиций в 80 млрд. евро иностранным фирмам. «Германия, как место для бизнеса, может быть успешна, если этого захочет», - сказал он в прошлом месяце.
BorgWarner, производитель автомобильных турбин, изо всех сил старается переосмыслить себя. Она разработала «E-booster», электрически управляемый компрессор, который можно использовать в гибридах. Денн описывает его как «мост в будущее» для своей фабрики.
Компания также стремится использовать свою технологию турбокомпрессоров для децентрализованного производства электроэнергии. Ее технический центр разработал «E-Fan» - электрический вентилятор для охлаждения компонентов автомобилей, управляемых аккумулятором. Но он будет выпускаться на заводах BorgWarner в Португалии и США, а не в Доннерсберге.
Ханс-Йоахим Ретцлафф, глава отдела кадров в техническом центре, говорит, что возможности для немецкой автомобильной промышленности будут сокращаться.
«Если вы посмотрите на то, как Германия превращается в импортера электромобилей, и на то, что мы вынуждены конкурировать со множеством дешевых китайских электромобилей, то становится ясно, что наша доля на мировом рынке сократится», - говорит он, - «И наш бизнес, соответственно, станет меньше».
Компания Femeg также пытается идти в ногу со временем, уходя из автомобильного сектора и переключаясь на производство оружия - область, которая находится на подъеме в Германии с начала СВО на Украине.
Компания владеет литейным заводом на юго-западе Германии, который производит компоненты для танков Leopard, и также переходит к производству боеприпасов и запчастей для тяжелой военной техники.
«Мы не должны только сидеть и жаловаться, нужно двигаться дальше», - говорит Бернд Хофманн. Но он думает, что спад будет углубляться, если правительство не предпримет более решительных действий, в частности, в отношении затрат на энергоносители.
«Мы должны сделать эту страну более привлекательным местом, в которое можно снова инвестировать», - говорит он, - «Нам нужен новый дух оптимизма. Нам нужно вернуть свою удачу».