Сражение за почтенную студию было объявлено как битва людей с деньгами против креативщиков, и ее исход может решить, кто выживает в эпоху расцвета стриминговых сервисов.
За свою 98-летнюю историю студия Paramount Pictures пережила появление звукового кино, банкротство, Великую депрессию, рост телевидения и смену ряда различных владельцев.
Но в настоящее время вопрос заключается в том, сможет ли участок в 65-акров на Мелроуз-авеню, последняя крупная студия, оставшаяся в Голливудском районе Лос-Анджелеса, выжить в эпоху стриминговых сервисов.
Семья Редстоунов, которая контролировала Paramount с 1994 года, сейчас рассматривает продажу компании, которая сняла Бульвар Сансет, Крестного отца, Китайский квартал и Титаник.
Судьба студии может зависеть от того, какой из двух претендентов выйдет на первое место: за одним стоит сын технологического миллиардера, за другим - ведущий инвестиционный фонд частного капитала.
Аналитики Уолл-стрит начали вычислять, какая итоговая ставка может привести к продаже. «Возможно, студия стоит более $1.5 млрд., учитывая дефицитный ресурс студийных активов или просто потому, что земля в самом сердце Лос-Анджелеса очень дорогая», - написали аналитики LightShed Partners в декабре.
В Голливуде опасаются, что частный инвестиционный фонд Apollo, предлагающая вместе с Sony $26 млрд. за активы Paramount, может продать участок на Мелроуз-авеню, если ее предложение будет принято. Apollo говорит, что стремится купить «всю компанию».
Развлекательная компания Skydance Дэвида Эллисона, которую поддерживают фонды частого капитала RedBird Capital и KKR, является конкурирующим претендентом на Paramount. Говорят, что Эллисон, сын соучредителя Oracle Ларри Эллисона, сильно привязан к участку, на котором расположена студия, и хочет сохранить его.
Будущее земельного участка студии является относительно незначительной деталью в более крупных переговорах по продаже Paramount. Эта продажа станет сильным символическим ударом по Голливуду, который в последние годы испытал сильное потрясение из-за роста стриминговых сервисов, эпидемии ковида, которая привела к закрытию кинотеатров по всему миру, двух длительных забастовок работников и потери тысяч рабочих мест.
Цены на акции Paramount и еще одной вековой студии Warner Bros за последние пять лет упали в цене более чем в два раза.
Другим индикатором проблемного состояния Paramount и более широких опасений по поводу прочих устаревших голливудских студий является размер ставки Apollo и Sony.
Они оценивают капитал Paramount примерно в $12 млрд., что примерно равно сумме, которую медиа-магнат Самнер Редстоун заплатил за эту компанию в 1994 году. Сейчас эта сумма будет эквивалентна более $21 млрд., с учетом инфляции.
Многие банкиры и руководители отрасли говорят, что голливудские студии «большой пятерки» (Paramount, Warner, Disney, Universal и Sony) могут сократиться до тройки в ближайшие несколько лет.
«Находимся ли мы в середине процесса консолидации Голливуде?» - спрашивает один из участников сделки из Лос-Анджелеса, - «Абсолютно».
Том Нунан, исполнительный продюсер оскароносного фильма Столкновение (Crash) и лектор в Школе театра, кино и телевидения Калифорнийского университета, говорит, что над Голливудом «сгущаются тучи», - «Сейчас идет пересмотр того, каким бизнесом мы занимаемся. Все согласны с тем, что бизнес, кажется, работает со сбоями».
Источником этого недомогания является Netflix и революция стриминговых (потоковых) сервисов, которую он запустил и переманил тем самым клиентов с каналов кабельного телевидения, которые на протяжении десятилетий были дойными коровами голливудских студий.
Студии отреагировали, потратив миллиарды долларов на создание собственных стриминговых сервисов, но они еще не компенсировали потерю доходов от кабельного телевидения - эту ситуацию банкиры сравнили с «тающим кубиком льда».
У двух претендентов есть разные стратегии для спасения Paramount, но Голливуд, похоже, болеет за Эллисона, фанатика кинематографа, который снимал блокбастеры в партнерстве с Paramount, включая Топ Ган: Маверик.
Его также поддержали такими фигуры, как директор и продюсер Титаника Джеймс Кэмерон, который сказал Financial Times: «Мне нравится идея Эллисона».
Некоторые инвесторы говорят, что они предпочитают предложение Apollo, которое, по их мнению, является менее сложным и более выгодным для обыкновенных акционеров.
«Я думаю, что сочетание Sony и Apollo идеально», - говорит Джон Роджерс, председатель и главный исполнительный директор Ariel Investments, - «У Apollo много денег и опыта в заключении подобных сделок».
Это напряжение сводится к тому, что ветеран Paramount описывает как «Парни с Уолл-стрит против Голливуда, где яростно защищают творческий процесс».
Выбор между двумя претендентами в конечном итоге будет сделан комитетом совета директоров из четырех человек и Шари Редстоун, дочерью Самнера, который умер в 2020 году в возрасте 97 лет.
Она контролирует большинство голосующих акций Paramount и, как полагают, будет противостоять любой сделке, которая может разделить компанию, которую построил ее отец. Редстоун также может рассматривать третий вариант: не продавать компанию ни одной из групп.
Проблема Paramount формировалась в течение десятилетия.
После того, как отрасль развлечений консолидировалась через серию мегаслияний - Comcast и Universal в 2011 году, Disney и Fox в 2019 году, Warner и Discovery в 2022 году - Paramount оказался более мелким игроком в этом новом ландшафте.
Рассматриваемая как слишком маленькая, чтобы конкурировать самостоятельно, компания в течение многих лет была предметом лихорадочных спекуляций среди банкиров и голливудских дельцов.
Редстоун давно сопротивляется таким разговорам. Она провела годы, борясь с руководством соперников и более старшими подругами ее пожилого отца, чтобы наконец завладеть медийной империей своей семьи в 2019 году.
Продажа не была частью плана. «Это было наследие ее семьи, поэтому она хотела управлять этим бизнесом сама», - говорит бывший руководитель Paramount.
Даже в течение 2022 года, когда произошла «великая коррекция» котировок акций Netflix, которая обвалила акции Paramount и других студий, компания вырвалась вперед с амбициозным планом включиться в стриминговые войны.
Все это начало меняться год назад, когда Редстоуны начали испытывать финансовые проблемы на личном уровне. В мае прошлого года Боб Бакиш, тогдашний исполнительный директор Paramount, сократил ежеквартальные дивиденды с 25 до 5 центов за акцию.
Эта мера встревожила инвесторов и привела к падению акций.
Это также оказало влияние на собственные финансы Редстоунов. Холдинговая компания Редстоунов NAI (National Amusements) и сеть кинотеатров, основанная ее дедушкой в 1936 году, оказалась в долгах из-за пандемии. NAI полагалась на поступления от дивидендов Paramount, чтобы помочь погасить кредиты.
«Сокращение дивидендов оказало влияние на семейный бизнес», - говорит один человек, знакомый с этим вопросом.
Она искала помощи у Байрона Тротта, бывшего банкира Goldman Sachs, известного как советник некоторых из самых богатых людей в Америке, включая Уоррена Баффетта и Майкла Делла.
Его торговый банк BDT & MSD был привлечен к управлению долгами NAI, а также к потенциальному процессу продажи в Paramount Global. В прошлом году он организовал для NAI кредит в размере около $125 млн., чтобы помочь погасить часть кредита в $500 млн., полученного от Wells Fargo.
Тротт объяснил Редстоун, что у нее есть два варианта: найти способ внутренней реструктуризации или продать Paramount частично или полностью.
«Для Шари в этом был определенная эмоциональная составляющая», - говорит один руководитель медиа-компании, - «Она была в ссоре с отцом в течение долгого времени, но они примирились к концу его жизни и она стала распорядителем его наследия».
«Когда она наконец достигла цели, продажа компании была ей не к лицу, потому что это было наследием ее семьи», - добавляет он.
Затем прошлым летом Редстоун сблизилась с Эллисоном, который младше ее почти на тридцать лет. Это стало началом переговоров, которые продолжались почти год и стали началом хаотичных торгов за один из самых легендарных активов Голливуда.
Как и Редстоун, Эллисон провел большую часть своей жизни в тени жесткого отца-миллиардера. Благодаря финансированию от Ларри, Эллисон основал свою собственную голливудскую студию в 2010 году, когда ему было 27 лет, назвав ее Skydance из-за любви к трюковым полетам.
Его сестра Меган также обосновалась в Голливуде со своей собственной студией Annapurna Pictures, которая сняла такие фильмы, как Афера по-американски (American Hustle).
Дэвид Эллисон создал себе сильную репутацию среди творческого класса Голливуда и совместно продюсировал серию фильмов с Paramount, включая последние части Миссия: невыполнима и Терминатора.
Предложение Эллисона было «инновационным и отличающимся» от других предложений, которые она получила, говорит человек, близкий к Редстоун, добавив, что она видела в нем нового владельца-управляющего бизнеса, в чьи надежные руки она могла бы отдать Paramount.
Но дискуссии Редстоун и Эллисон вбили клин между ней и главой Paramount Бакишем, ранее преданным союзником. По словам людей, знакомых с ситуацией, он начал искать альтернативные сделки, чтобы сохранить свою должность, заручившись неформальной помощью Арье Буркоффа, банкира из LionTree.
Бакишу удалось привлечь еще одного претендента: Apollo, сначала в одиночку, а затем вместе с Sony Pictures. Но его маневры также взволновали остальную часть совета директоров, и в конце апреля его выставили оттуда.
Его сменило трио давних руководителей компании - сценарий, который оставил группу в подвешенном состоянии, поскольку теперь тысячи ее сотрудников ждут, будет ли заключена сделка, и если да, то с кем.
Некоторые сочли уход Бакиша признаком дисфункции Paramount.
«Просто чрезвычайно странно и беспрецедентно уволить генерального директора в середине сделки», - говорит Роджерс из Ariel, - «Это было просто нелогично».
Оба предложения связаны со значительными трудностями для Paramount.
Skydance, которая сделала свой последний ход в комитете Paramount, оценивающего предложения, имеет опытных спонсоров, в число которых входят Ларри Эллисон и основатель Redbird и бывший банкир Goldman Sachs Джерри Кардинал.
Ellison планирует возродить Paramount, реструктурировав киностудию и телевизионный бизнес, а также сделав собственный стриминговый сервис Paramount+ более конкурентоспособным, улучшая свои технологии.
Но его задача - убедить внешних инвесторов Paramount принять общую структуру его предложения. Первый этап двухэтапного предложения Skydance предполагает приобретение NAI, которая удерживает 77% голосующих акций класса A Paramount.
Это обеспечило бы Редстоун немедленное поступление $2 млрд. и контроль Skydance над голосованием Paramount, а также примерно десятую часть экономических прав.
Люди, информированные о предлагаемой сделке, говорят, что после этого Skydance и Paramount осуществят слияние в сделке, которая, основываясь на оценке Skydance в $5 млрд., подразумевает премию около 30% для других акционеров Paramount.
По их словам, группа Эллисона будет инвестировать около $10 млрд. в Paramount, включая вливание $3 млрд. капитала в бизнес.
Но независимые акционеры Paramount, большинство из которых владеют неголосующими акциями класса B, восстали. Они говорят, что сделка непропорционально выгодна для Редстоун по сравнению с другими инвесторами.
Стремясь победить их, консорциум Эллисона недавно подсластил пилюлю, добавив дополнительный $1 млрд. выплат миноритарным акционерам Paramount.
В отличие от этого, подход Apollo и Sony дает всем акционерам Paramount, включая Редстоун, одинаковую денежную премию по акциям.
Обе компании планируют реструктурировать Paramount сокращая расходы, создавая новую синергию с Sony и потенциально избавляясь от лишних активов. Sony, которая решила продать свои шоу стриминговым сервисам, а не конкурировать с ними, вряд ли захочет сохранить сервис Paramount+.
Однако их предложение имеет больший нормативный риск. Учитывая свое японское происхождение, Sony Pictures могут запретить владеть новостной сетью CBS Paramount, в то время как фонд Apollo, который уже владеет несколькими телекомпаниями, может столкнуться с антимонопольными ограничениями.
Apollo и Sony говорят, что они могут структурировать сделку таким образом, чтобы избежать недовольства властей. «С точки зрения регулирования, мы чувствуем себя очень комфортно», - говорит человек, вовлеченный в совместную сделку.
Но в последние годы Вашингтон занимал жесткую позицию по сделкам со СМИ. В 2022 году он заблокировал предложенную Paramount продажу книжного издателя Simon & Schuster конкуренту Penguin Random House на сумму $2.2 млрд. К своему разочарованию, Бакиш в итоге продал Simon & Schuster частному инвестиционному фонду KKR на $600 млн. дешевле.
Регулирующая позиция администрации Байдена беспокоила некоторых банкиров и голливудских руководителей, которые считают, что консолидация - единственный способ вернуть отрасль к жизни.
Одна из возможных комбинаций, которая часто обсуждается - это слияние NBCUniversal, принадлежащей кабельному гиганту Comcast, и Warner Bros Discovery. «Лучшее решение для бизнеса - это объединение NBC и Warner», - говорит один банкир, выражая общее настроение в Голливуде.
Альтернатива, по мнению некоторых, заключается в том, что технологические компании в конечном счете будут контролировать и кинобизнес и телевизионный бизнес.
«Нет сомнений, что Голливуду нужна консолидация», - говорит человек, вовлеченный в переговоры.
Теперь, как на Уолл-стрит, так и в Голливуде, вопрос заключается в том, готова ли Редстоун заключить сделку. Некоторые предупреждают, что ей нужно действовать скорее раньше, чем позже.
«Что произойдет, если не будет сделки? Я не думаю, что прогноз хороший», - говорит опытный ветеран СМИ, - «Некоторые из потенциальных приобретателей могут просто сидеть и ждать, пока продавец не столкнется с большими трудностями ... чтобы вернуться к сделке через полгода или год».