Осеннее обращение канцлера Великобритании появится в тот момент, когда стране придется жить в условиях высоких налогов и плохих государственных услуг, независимо от результата выборов в следующем году.
Британский канцлер Джереми Хант окажется в центре внимания на этой неделе. У него нет выбора: его Осеннее обращение появится в преддверии выборов в следующем году, в условиях, когда над экономикой сгустились тучи, и консервативное правительство сильно просело в опросах мнений.
Но настоящим вызовом для Ханта является то, что он руководит страной, пребывающей в стагнации. Банк Англии прогнозирует рост в следующем 2024 году, и мало улучшений в 2025 году. А также предостерегает о возможной рецессии.
В то же время, многие традиционные маршруты побега для канцлера заблокированы. Лорд Филипп Хаммонд, бывший канцлер от Тори, говорит, что делать политику в эпоху низкого роста и дефицита денег «очень сложно». Он добавляет: «Политик, который будет честным в этой ситуации, вероятно, провалит выборы».
Налоги на уровне 70-летнего максимума, около 7,7 млн. человек в списках ожидания больниц, школы разваливаются, а министры хотят арендовать места в иностранных тюрьмах, потому что британские тюрьмы переполнены.
Хант сократит некоторые налоги на следующей неделе, чтобы направить Великобританию на «путь» к экономике с более низкими налогами, но если правительство введет значительное сокращение налогов сейчас, это может ухудшить инфляцию, нарушить фискальную политику и усугубить кризис в работающих со скрипом общественных службах.
Показная трата денег в преддверии выборов, подпитываемая заимствованием, также выходит за рамки допустимого. Британский долг составляет около 100% от национального дохода, а расходы на обслуживание долга выросли.
Это депрессивные экономические факты, с которыми сталкивается не только Хант, но и лейбористская оппозиция, которая надеется захватить власть впервые с 2010 года. Если Великобритания не сможет повысить свои темпы роста, стране предстоит жить с высокими налогами и плохими общественными услугами в обозримом будущем.
Майкл Сондерс, бывший член комитета по установлению процентных ставок Банка Англии (BoE), заявил: «Пока мы не преодолеем низкий потенциальный рост, перспективы будут мрачными».
Более высокий рост - это эликсир, который ищут британские политики и их коллеги по всему миру, после сокрушительного удара по экономике от финансового кризиса, ковида, конфликта на Украине и взрывного роста процентных ставок.
Той же целью была одержима Лиз Трасс, что в итоге привело к ее падению с поста премьера в течение 50 дней. Предложенная ею шоковая терапия, в том числе ничем не обеспеченное сокращение налогов на £45 млрд., напугало рынки прошлой осенью и вызвало политический кризис.
Тем не менее, все согласны, что это правильный диагноз проблемы Британии. Текущая задача Ханта состоит в том, чтобы в своем Осеннем обращении предложить реформы, которые станут началом потенциального роста, который, по словам Банка Англии, будет «намного ниже исторических средних значений в среднесрочной перспективе».
Но эта изнурительная техническая работа – совсем не то, что можно продемонстрировать во время предвыборной гонки. «Это чушь», - говорит один из министров Тори, рассматривая возможные варианты, доступные для Ханта, в том числе неувлекательную идею реформирования капитальных пособий.
Тем не менее, в стране стагнации или, по крайней мере, перспективы очень слабого роста, каждый вынужден стать технократом. Традиционный рычаг правых, сильное снижение налогов - ограничивается неумолимым ростом спроса на государственные услуги со стороны стареющего населения, а также сильными ограничениями, налагаемыми финансовыми органами и рынками.
Для сэра Кейра Стармера, лидера лейбористов, старые решения левых по повышению налогов и вливанию средств в государственные услуги, ограничены тем фактом, что население уже платит рекордные налоги, отчасти для покрытия расходов на дополнительные заимствования, понесенные во время ковидного кризиса.
Институт финансовых исследований сообщил в сентябре, что «общий уровень налогообложения еще больше увеличится при этом парламенте, по сравнению с любым предыдущим парламентом начиная с 1950-х годов».
«В период с 2019-20 по 2024-25 годы налоговые поступления должны увеличить национальный доход на 4,2%, в соответствии с последними официальными прогнозами».
Политики пойманы в экономическую ловушку, их выбор ограничен. Когда в октябре премьер-министр Риши Сунак выступил на своей партийной конференции, его самые привлекательные тезисы были в том, чтобы демонтировать участки высокоскоростной железнодорожной линии в северной Англии, а также не требующая затрат программа борьбы с курением.
Напротив, основным пунктом партийной конференции Стармера в Ливерпуле стало обещание реформировать систему ограничений бюджетного планирования Великобритании, которая давно рассматривается как одно из самых больших препятствий для роста. Многие экономисты согласились с ним, но это не совсем та политика, которую одобрят левые избиратели.
«Мы вернулись в мир, в котором избиратель знает, что денег нет», - говорит Дэвид Гаук, бывший министр казначейства от Тори, - «Они знают, что большие обещания вряд ли будут выполнены, даже если консерваторы инстинктивно захотят сократить налоги, а лейбористы захотят увеличить расходы».
С учетом выборов в Великобритании, которые пройдут осенью 2024 года (последняя возможная дата для Сунака, чтобы участвовать в выборах - январь 2025 года), политики от обеих сторон вряд захотят вести подробные дебаты о жестком выборе, с которым столкнется победитель.
Консерваторы Сунака, как правило, отстают от Лейбористов более чем на 20 пунктов в опросах мнений и сейчас срочно нуждаются в чуде.
В воскресенье Хант задал более оптимистичный тон, сообщив репортеру Тревору Филипсу из Sky, что британская экономика «сделала очень большой сдвиг» из-за увеличения инфляции в два раза в течение года до 4,6%.
Он также сказал, что «вокруг британской экономики слишком много негатива».
«Это так же плохо, как рецессия, хотя технически это не рецессия, а отсутствие уверенности».
У него есть дополнительное фискальное пространство для маневра. Более высокая инфляция помогла увеличить запасы Казначейства, так как более высокая заработная плата вытягивает из людей более высокие налоговые выплаты: льготы и пособия были заморожены, что создает мощный эффект «фискального сопротивления».
Планируется сокращение налогов для бизнеса, как часть пакета мер по стимулированию роста, но Хант также стремится сделать неинфляционное снижение налогов для частных лиц. Посылом будет: «Мы на правильном пути и не повернем назад».
Проблема в том, что тот, кто победит на следующих выборах, столкнется с сильным давлением, чтобы снова повысить налоги с целью избежать еще одного болезненного раунда экономии в государственном секторе.
Аналитический центр Resolution Foundation предупредил, что план расходов, составленный Хантом для следующего парламента, являются «фискальной фантастикой».
Расходы на одного служащего в отделениях таких учреждений, как МВД, Министерство Транспорта, Министерство Юстиции и т.д., должны сократиться в реальном выражении на 16% или £20 млрд. в год, в период с 2022-23 по 2027-28 годы, говорится в исследовании.
Это означало бы, что сокращение налогов будет реализовано «в темпах, аналогичных тем, что были при Джордже Осборне в начале 2010-х годов», что является отсылкой на программу экономии бывшего канцлера Тори, которая появилась после финансового кризиса. В отчете аналитического центра говорится, что эти сокращения налогов «неправдоподобно» большие.
Разница в том, что когда Осборн стал канцлером в 2010 году, больницы и школы уже получили долгосрочное финансирование от лейбористского правительства Тони Блэра.
«Тогда все было неплохо», - говорит Гаук. Кроме того, государство могло поддерживать больше заимствований: чистый долг в государственном секторе в 2010 году составлял 65% национального дохода по сравнению с 97% в 2022-23 годах.
Лейбористы осторожно подошли к болезненной экономической реальности, заключающейся в том, что значительный рост налогового бремени будет политически невыгодным. Планы Стармера по повышению налогов очень ограничены - они нацелены на не проживающих в стране налогоплательщиков, владельцев частного капитала и частные школы.
Учитывая, что у Стармера мало вариантов повышения налогов, Лейбористы не могут давать много драматических обещаний по расходам.
Самый привлекательный план роста для них - это намерение заимствовать £28 млрд. в год для финансирования зеленых инвестиций. Это план был предложен во время устойчивых низких процентных ставок и в настоящее время рассматривается Стармером как что-то вроде обязательства.
«В отличие от Лейбористов, мы знаем, что не можем оплачивать в долг наш путь к росту», - заявил Хант в Палате общин на прошлой неделе. В течение последних нескольких месяцев лейбористы «разъясняли», что заимствование будет постепенно накапливаться в течение 5-летнего периода, и что программа зеленых расходов, уже объявленных Тори, будет вычитаться из общей суммы.
Суть в том, что в эпоху низкого роста и сильно ограниченных денежных ресурсов правительство лейбористов будет столь же зависимым от развития экономики, как консерваторы, прежде чем оно сможет традиционно повысить налоги и увеличить госрасходы.
Великобритания может быть и не впала в рецессию, но для Криса Карра это, безусловно, выглядит именно так.
Управляющий директор семейной строительной фирмы Carr & Carr из Линкольншира говорит, что его уверенность была «уничтожена» в прошлом году, и с тех пор рост процентных ставок только усугубил это.
Его фирма, которая специализируется на элитных домах, обычно продает 5 или 6 объектов в год, но в этом году продан только 1. Некоторые крупные строительные компании стали увольнять работников, и фирма начала замечать, что каменщики стали предлагать свои услуги по более низкой стоимости из-за туманных перспектив для этого сектора.
«Я думаю, что это так же плохо, как рецессия, хотя технически это не рецессия, а отсутствие уверенности», - говорит он.
Многие лидеры бизнеса жаждут некоторой экономической и политической стабильности после потрясений от брексита, ковида, более высокой инфляции и карусели смены премьер-министров.
Джордж Райт, управляющий директор фирмы M Wright and sons со штатом 55 человек, которая занимается высокотехнологичными тканями, говорит, что он долго пытался вернуть выручку на доковидный уровень, и компании так и не удалось это сделать.
Он говорит, что брексит принес «много горя, без которого можно было бы обойтись». Совсем недавно прибыль пострадала от роста затрат на сырье.
«Им нужно создать условия для роста, и тогда мы начнем инвестировать», - добавляет Райт.
Осеннее обращение Ханта будет сосредоточено на росте, и он стремится расширить или упрочить правительственный курс налоговых вычетов из амортизационных отчислений, который, как он утверждает, является одним из самых щедрых в мире, и срок действия которого истекает в 2026 году.
Обращение - это один из последних важных шансов для правительства Сунака изменить политические настроения перед следующими выборами. Оно будет содержать меры по оказанию помощи бизнесу, включая реформы, которые помогут трудоустройству людей с ограничениями по здоровью.
В обращении будут предложены реформы планирования, программа подключения зеленой энергии к энергосети страны и вложение больших объемов пенсионных средств в стартапы, а также усиление мер по привлечению внутренних инвестиций.
Все это, вероятно, понравится бизнесу, но есть также опасения, что Хант перенаправит ограниченные средства, которые могли бы быть использованы для стимулирования роста, на бесполезное снижение налогов ради предвыборной гонки.
«Я бы хотел стабильное, доброкачественное, поддерживающее нас правительство, которое позволит нам планировать с большой уверенностью», - говорит Райт, - «Но это очень, очень нереалистичная просьба».
Бенджамин Набарро, британский экономист из Citi, говорит, что он опасается, что правительство «все чаще разрывается между значимой реформой, с одной стороны, и важным для электората снижением личных налогов с другой».
Проблема роста Британии глубоко укоренилась, но она далеко не уникальна среди стран G7. На прошлой неделе Хант утверждал, что начиная с 2010 года Британия росла быстрее, чем Испания, Португалия, Италия, Франция, Нидерланды, Австрия, Германия и Япония.
Торстен Белл, директор Resolution Foundation, отмечает, что это вряд ли поможет политикам, которые должны противостоять тому, что их ждет впереди: «Это немного лучшее прошлое, чем ожидалось, но будущее выглядит печально».
Хант указывает на прогнозы МВФ, которые показывают, что темпы роста Британии будут лучше, чем у Франции, Германии и Италии после 2025 года, но пока это не то, о чем следует кричать.
Целью является более высокая производительность: это приведет к экономике, которая могла бы расти без усугубления инфляции. Но экономика Великобритании, по-видимому, намного менее динамична и продуктивна, чем у партнеров, особенно США.
Данные из ОЭСР показывают, что в период с 2007 по 2022 год производительность труда росла в Великобритании меньше, чем в США, и была ниже среднего в клубе более богатых стран.
По данным государственной статистики Великобритании, общая производительность (альтернативный показатель, который показывает, насколько эффективно используются ресурсы), выросла всего на 1,7% в период с 2007 по прошлый год.
«Тем более, что в начале 2010-х годов мы видели, как экономика Великобритании все чаще работает в полсилы, особенно в IT-секторе и услугах», - говорит Барт Ван Арк, глава британской исследовательской организации Productivity Institute, - «Если роста не будет, замедление сильно распространится и станет хроническим».
Хант осознает остроту этой проблемы, и она будет лежать в основе многих политических мер в его Осеннем обращении.
Британские инвестиции в бизнес выросли всего на 4,6% с начала 2016 года, когда началась стагнация, что частично отражает высокую неопределенность после референдума по брекситу.
С этим контрастирует то, что с начала 2016 года наблюдался 15% рост в еврозоне и 32% расширение инвестиций в бизнес в США.
Недавние результаты Великобритании плохо сочетаются с более ранними периодами: капитальные расходы выросли на 26% с 3-го квартала 2008 года по 1-й квартал 2016 года.
Более высокие процентные ставки еще больше сдерживают инвестиции в бизнес. Ежеквартальный опрос CBI показал, что в ноябре только 18% предприятий планировали инвестировать больше в здания и оборудование и только 12% планировали инвестировать в здания, по сравнению с 31% и 23% за тот же месяц в прошлом году.
Найти решение для более быстрого роста британской экономики - это непосредственное испытание, с которыми столкнется Хант в ближайшие дни, но это также, вероятно, будет главной задачей для всех британских политиков до конца десятилетия.
Проведение честных дебатов по этому вопросу в жаркой атмосфере избирательной кампании может быть трудным испытанием. Обсуждение будущего размера и роли государства в эпоху постоянного низкого роста вряд ли принесет много голосов.
«Сейчас мы находимся на стадии, когда общественные расходы находятся под большим давлением, и есть хорошая возможность для дополнительных расходов», - говорит Гаук, - «Это означает, что нужна более широкая дискуссия о том, что делает государство, но ни одна из партий на самом деле не хочет это обсуждать».