IASB завершил свою программу реформы базовой процентной ставки и выпустил итоговый документ с поправками к IFRS 9, IAS 39, IFRS 7, IFRS 4 и IFRS 16. В публикации приводится краткий обзор поправок и основные изменения на 2-й фазе проекта.
27 августа 2020 года Совет по МСФО (IASB или Совет) опубликовал итоговый документ «Реформа базовой процентной ставки - Фаза 2» своей программы реформы, который включает поправки к IFRS 9, IAS 39, IFRS 7, IFRS 4 и IFRS 16.
В этой публикации приводится краткий обзор поправок и рассматриваются основные изменения, произошедшие после публикации предварительного проекта (ED) реформы.
После принятия международными регулирующими органами решения о замене межбанковских ставок предложения (IBOR, Interbank Offered Rates) на альтернативные околобезрисковые ставки (RFR, Risk-free Rates) в 2018 году, Совет по МСФО начал работу по адаптации финансовой отчетности к реформе IBOR.
Совет по МСФО разделил свою работу на две фазы:
Совет по МСФО завершил первый этап публикацией в сентябре 2019 года Проекта реформы с поправками к IFRS 9, IAS 39 и IFRS 7.
Вторая фаза ED была опубликована в апреле 2020 года, и Совет обсудил комментарии, полученные на заседаниях Совета в июне-июле.
Теперь, когда поправки второй фазы приняты, Совет по МСФО завершил свою работу по адаптации стандартов к реформе IBOR.
Поправки включают упрощение практического характера, требующее, чтобы изменения в договоре или изменения денежных потоков, которые напрямую требуются реформой IBOR, рассматривались как изменения плавающей процентной ставки, эквивалентной изменению рыночной процентной ставки.
Обязательным условием использования этого упрощения является требование о том, чтобы переход от базовой ставки IBOR к RFR происходил на экономически эквивалентной основе без изменения стоимости.
При применении упрощения организация должна сначала определить и отразить изменения в финансовом инструменте (договоре), которые непосредственно относятся к реформе IBOR, путем обновления эффективной процентной ставки (EIR, Effective interest rate) без корректировки балансовой стоимости.
Поправки к стандартам включают примеры типов изменений договоров, требуемых реформой, к которым применимо упрощение практического характера:
Любые другие изменения, сделанные в то же время, такие как изменение кредитного спреда или срока погашения, должны оцениваться следующим образом:
Упрощение практического также требуется для компаний, применяющих МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования», которые используют освобождение от МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (и, следовательно, применяют МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»), а также для МСФО (IFRS) 16 «Аренда», для внесения в аренду изменений, требуемых реформой IBOR.
Поправки позволяют вносить изменения, требуемые реформой IBOR, в определение хеджирования и документацию по хеджированию, в соответствии с IFRS 9 и IAS 39, без прекращения отношений хеджирования.
Разрешенные изменения включают переопределение хеджируемого риска для ссылки на RFR и переопределение описания инструментов хеджирования и/или объектов хеджирования для отражения RFR.
В соответствии с комментариями к предварительному проекту (ED), определения хеджирования также должны быть обновлены, если производные инструменты закрываются и заменяются на тех же условиях, но со ссылкой на RFR, при условии, что признание исходного инструмента хеджирования не прекращается.
Основания для выводов к поправкам (Basis for Conclusions) подразумевают, что если замещающий производный инструмент заключен с тем же контрагентом на экономически эквивалентной основе по сравнению с первоначальным производным инструментом, то изменение вряд ли будет существенным и, следовательно, не приведет к прекращению признания.
Освобождение также применяется, если первоначальный производный инструмент сохраняется и осуществляется базисный процентный своп с риска IBOR на RFR, при условии, что базисный своп может быть индивидуально привязан к исходному производному инструменту.
Поправки к МСФО (IAS) 39 также разъясняют, что изменения в методе оценки эффективности хеджирования в связи с изменениями, требуемыми реформой IBOR, не приведут к прекращению учета хеджирования.
В комментариях к ED было отмечено, что организации могут столкнуться с операционными проблемами из-за необходимости изменения определений хеджирования на дату перехода на RFR. Поправки, таким образом, позволяют компаниям завершить эти изменения до конца отчетного периода, в течение которого вносятся изменения, требуемые реформой IBOR.
В ED были включены предложения по учету прибыли и убытков, возникающих по финансовым инструментам в момент изменения определения хеджирования в связи с добавлением ссылки на RFR.
При обсуждении комментариев, полученных по ED, Совет по МСФО пришел к выводу, что МСФО (IFRS) 9 и МСФО (IAS) 39 уже и так надлежащим образом предусматривают любые прибыли или убытки, которые могут возникнуть при переходе на новый стандарт, посредством обычных требований к оценке и признанию неэффективности хеджирования. В результате эти предложения были отклонены.
Поправки требуют, чтобы при изменении описания объекта хеджирования (или, если хеджирование было прекращено ранее, когда изменились предусмотренные договором денежные потоки по определенному ранее объекту хеджирования), суммы, накопленные в резерве хеджирования денежных потоков, считались основанными на RFR.
Это приводит к высвобождению резерва хеджирования денежных потоков с отнесением на прибыль или убыток в том же периоде или периодах, в которых хеджированные денежные потоки, основанные на RFR, влияют на прибыль или убыток. Чтобы достичь этого, можно обновить гипотетический производный инструмент при хеджировании денежных потоков.
На первой фазе ED были приняты упрощающие поправки, действие которых прекращается, когда больше не будет неопределенности в отношении денежных потоков как по объекту хеджирования, так и по инструменту хеджирования.
В МСФО (IAS) 39 также были внесены поправки, в соответствии с которыми для ретроспективной оценки эффективности хеджирования компании могут выбрать для каждого отдельного хеджирования пересмотр изменений совокупной справедливой стоимости до нуля, по окончании действия упрощающей поправки в отношении ретроспективной оценки.
ED предлагал пересмотр всего хеджирования, но в комментариях было подчеркнуто, что в некоторых случаях это может повысить неэффективность хеджирования. Таким образом, поправки позволяют организациям использовать пересмотр в отношении отдельного хеджирования.
Неэффективность хеджирования будет по-прежнему оцениваться и признаваться в полном объеме в составе прибыли или убытка.
Поправки предоставляют упрощение для объектов в рамках определенной группы объектов хеджирования (например, тех, которые входят в макро-стратегию хеджирования денежных потоков), в которые вносятся поправки, непосредственно требуемые реформой IBOR. Упрощение позволяет сохранить стратегию хеджирования и не прекращать ее.
Поскольку объекты в хеджируемой группе переходят в разное время с IBOR на RFR, они будут переведены в подгруппы инструментов, которые ссылаются на RFR как на хеджируемый риск. При каждом переходе потребуется обновление гипотетического производного инструмента для подгруппы.
По мере перевода инструментов на RFR, отношения хеджирования могут меняться более одного раза. Упрощения второй фазы реформы могут применяться при каждом изменении отношений хеджирования, если оно напрямую требуется реформой IBOR.
Упрощения второй фазы перестают применяться после внесения всех изменений в финансовые инструменты и отношения хеджирования, как того требует реформа IBOR.
МСФО (IFRS) 9 и МСФО (IAS) 39 требуют, чтобы хеджируемый рисковый компонент (или его определенная часть) был «отдельно идентифицируемым».
[См. параграф IFRS 9:6.3.7]
Поправки предоставляют организациям временное освобождение от необходимости соблюдать требование отдельно идентифицируемого риска, когда инструмент со ставкой RFR определен в качестве хеджирования компонента риска.
Это упрощение позволяет компании при определении объекта хеджирования исходить из того, что требование отдельно идентифицируемого риска выполнено, при условии, что компания обоснованно ожидает, что компонент риска RFR станет отдельно идентифицируемым в течение следующих 24 месяцев.
В последних поправках это упрощение применяется к каждой отдельной ставке RFR, начиная с того момента, когда компания впервые определила RFR как компонент риска, не оговоренный в договоре.
Материалы по этому вопросу, приведенные Основах для выводов ED, в которых приводилась интерпретация того, что подразумевается под «отдельно идентифицируемым» риском, были исключены в поправках.
Действие упрощения прекращается с наступлением наиболее раннего из двух событий:
В любом из этих случаев хеджирование будет прекращено. Упрощение не распространяется на требование о том, чтобы компонент риска надежно оценивался на протяжении всего срока действия отношений хеджирования. Любая неэффективность хеджирования признается в отчете о прибылях и убытках как обычно.
Упрощение в отношении отдельно идентифицируемого компонента риска RFR, применяется только в отношении неопределенности, возникающей непосредственно в результате реформы IBOR. Упрощение не распростроняется на отношения хеджирования, в которых существует неопределенность, не являющаяся прямым следствием реформы IBOR.
Если при первом применении поправок компания восстанавливает ранее прекращенные отношения хеджирования компонента риска, 24-месячный период для RFR начинается с даты первоначального применения поправок.
МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» дополнено следующими требованиями раскрытия информации:
В комментариях к ED отмечалось, что раскрытие количественной информации может быть обременительным с операционной точки зрения. Таким образом, поправки позволяют компаниям выбирать основу для раскрытия информации и использовать в раскрытии управленческую информацию.
Поправки являются обязательными и вступают в силу для годовых периодов, начинающихся 1 января 2021 года или после этой даты, при этом допускается досрочное применение.
Применение является ретроспективным, и отношения хеджирования должны быть восстановлены после первого применения поправок, если отношения хеджирования были прекращены исключительно из-за изменений, требуемых реформой IBOR, и они не были бы прекращены, если бы поправки второй фазы были применены в то время.
Компания не обязана пересчитывать предыдущие периоды.
Комментарии к ED определили, что восстановление некоторого хеджирования может быть неуместным. Чтобы решить эту проблему, в начале отчетного периода, в котором впервые применялись поправки, восстанавливаемые прекращенные отношения хеджирования должны соответствовать квалификационным критериям для учета хеджирования с учетом поправок второй фазы.
Публикация поправок ко второй фазе завершает программу IASB, принятую в ответ на реформу IBOR.
Вместе с поправками первой фазы, опубликованными в 2019 году, Совет по МСФО внес в МСФО комплексный набор изменений, которые существенно смягчают влияние реформы IBOR на финансовую отчетность.
Теперь, когда поправки окончательно доработаны, компании должны завершить оценку последствий для бухгалтерского учета, с которыми они ожидают столкнуться при переходе от IBOR к RFR, а также подготовку своих программ принятия новых требований.
Там, где поправки вводят новые области суждений, компаниям необходимо обеспечить разработать соответствующие положения учетной политики.
Чтобы обеспечить раскрытие дополнительной информации, компании должны убедиться, что они способны собрать и представить требуемую информацию.