Рассмотрим основные положения предварительного проекта поправок к МСФО (IFRS) 9 или МСФО (IAS) 39, предлагаемых IASB в связи с Реформой базовой процентной ставки.
В мае 2019 года IASB опубликовал предварительный проект поправок к IFRS 9 и IAS 39 - ED/2019/1 «Реформа базовой процентной ставки» (Interest Rate Benchmark Reform).
В целом, этот проект поправок (ED) касается вопросов учета хеджирования:
В настоящий момент базовые процентные ставки, такие как межбанковские ставки предложения (IBOR, от англ. 'Interbank Offered Rate'), играют ключевую роль на финансовых рынках и лежит в основе финансовых продуктов на триллионы долларов. Однако в нескольких юрисдикциях ведется работа по переходу на альтернативные безрисковые ставки (RFR, от англ. 'risk free rate') уже к 2020 году. Этот шаг обусловлен несколькими причинами.
Проблемы системного риска возникли:
Ключевым банкам, которые предоставляют котировки ставок, формирующие средневзвешенные ставки IBOR, не очень удобно предоставлять котировки, когда объем базовых операций невелик из-за потенциальных судебных рисков.
Все эти факторы могут привести к манипулированию ставками и вызывают обеспокоенность по поводу того, что эти ставки определяются в напряженных рыночных условиях.
На этом фоне G20 попросила Совет по финансовой стабильности (FSB, англ. 'Financial Stability Board') провести фундаментальный анализ базовых процентных ставок. После проверки FSB опубликовала отчет с изложением своих рекомендаций по реформированию некоторых основных базовых процентных ставок, таких как IBOR.
В результате, рабочие группы выбирают или находятся в процессе выбора альтернативных ставок RFR в ключевых валютных юрисдикциях с целью того, чтобы выбранные ставки были основаны на ликвидных операциях на базовом рынке и не зависели от предложенных банками котировок, основанных на экспертных оценках.
Это приведет к тому, что базовые ставки, будут более надежными и обеспечат надежную альтернативу для финансовых продуктов и операций, которые не должны включать премию за кредитный риск, встроенную в IBOR.
В свою очередь, это привело к неопределенности в отношении долгосрочной жизнеспособности некоторых существующих базовых процентных ставок.
Предложения, изложенные в ED, касаются только тех вопросов, которые возникли до замены ставок IBOR альтернативными ставками RFR (вопросы, связанные с предварительной заменой). Это было упомянуто на Фазе I проекта.
В ED рассматриваются последствия для конкретных требований учета хеджирования в IFRS 9 и IAS 39, которые требуют прогнозного анализа и обеспечивают легкий переход в течение этого периода неопределенности.
IASB еще не рассматривал вопрос о том, как решать любые проблемы, которые могут повлиять на финансовую отчетность, когда существующая базовая процентная ставка заменяется альтернативной процентной ставкой, - то есть проблемы замещения на Фазе II проекта.
В ED предлагается внести поправки в требования к учету хеджирования как в МСФО (IFRS) 9, так и в МСФО (IAS) 39, поскольку у организаций есть возможность выбора учетной политики в соответствии с IFRS 9 относительно того, продолжать ли применять модель учета хеджирования в соответствии с IAS 39 или IFRS 9.
Кроме того, некоторые страховые компании не приняли IFRS 9. Они откладывают применение до тех пор, пока не применят новый стандарт страхования IFRS 17, поэтому сейчас они продолжают применять IAS 39 в полном объеме.
IASB предлагает изменить конкретные требования к учету хеджирования так, чтобы компании применяли эти требования, исходя из предположения, что базовая процентная ставка, на которой основаны хеджируемые денежные потоки и денежные потоки инструмента хеджирования, не изменилась в результате Реформы базовой процентной ставки.
Предлагаемые изменения будут применяться ко всем отношениям хеджирования, связанным с риском изменения процентных ставок, на которые влияет Реформа.
Предлагаемые поправки касаются следующих областей:
Если объект хеджирования является прогнозируемой операцией, организация должна определить, является ли прогнозируемая операция высоковероятной, исходя из того, что базовая процентная ставка, по которой хеджируются денежные потоки, не изменилась в результате Реформы.
[см. также IFRS 9.6.3.3]
Чтобы определить, что возникновение будущих денежных потоков, являющихся объектом хеджирования, более не ожидается, организация должна исходить из того, что базовая процентная ставка, по которой основаны хеджируемые денежные потоки, не изменилась в результате Реформы.
Компания должно исходить из того, что базовая процентная ставка, на которой основаны хеджируемые денежные потоки, и/или базовая процентная ставка, на которой основаны денежные потоки инструмента хеджирования, не изменилась в результате Реформы.
Для хеджирования риска изменения процентных ставок, на который влияет Реформа, компания должна применить конкретное требование IFRS 9 / IAS 39, чтобы определить, является ли рисковый компонент отдельно идентифицируемым, только в начале отношений хеджирования.
[см. также IFRS 9.6.3.8]
ED определяет, при каких обстоятельствах компания должна прекратить применение требований, изложенных в пунктах 1-4 выше.
Компания должна раскрывать отдельно информацию, требуемую в соответствии с параграфами 24A(a), 24A(c)-(d), 24B(a)(i)-(ii), 24B(a)(iv) и 24B(b) МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» об отношениях хеджирования, к которым организация применяет любое из требований, введенных ED.
Предложения направлены на то, чтобы избежать нарушения существующих денежных потоков и учета хеджирования справедливой стоимости из-за риска изменения процентных ставок, что в случае отсутствия таких предложений приведет к неэффективности хеджирования и потенциальным сбоям учета хеджирования в результате замены ставок IBOR на альтернативные ставки RFR.
ED требует, чтобы организация продолжала полагать, что для целей объекта хеджирования, денежные потоки на основе ставок IBOR будут продолжаться после того, как они могут быть потенциально заменены альтернативным ставками RFR.
Аналогичным образом, для хеджирования справедливой стоимости ED требует, чтобы для объекта хеджирования риск, определенный ставкой IBOR, сохранялся, даже если ставка может быть потенциально заменена альтернативной ставкой RFR.
Если процентный своп будет изменен таким образом, чтобы он был на договорной основе основан на альтернативной ставке RFR, а не на IBOR, то облегчение прекращается, поскольку на данный момент предложения исходят из того, что больше нет неопределенности относительно замены IBOR. В этот момент компания может иметь возможность определить процентный своп на основе ставки RFR с объектом хеджирования на основе ставки RFR.
Ожидается, что IASB рассмотрит последствия этого нового определения рискового компонента для бухгалтерского учета на Фазе II проекта.
IASB предлагает, чтобы компании применили поправки к IFRS 9 и IAS 39 для годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2020 года или после этой даты, с возможностью досрочного применения. Поправки будут применяться ретроспективно.
IASB принимает комментарии к ED до 17 июня 2019 года.