В публикации рассматривается разъяснение Комитет по разъяснениям МСФО (IFRIC) о порядке признания футбольными клубами платежей, полученных за трансфер игроков. Решение Комитета также затрагивает компании, аналогичным образом использующие в основной деятельности нематериальные активы.
Комитет по разъяснениям МСФО (IFRIC) получил запрос с просьбой разъяснить, должен ли футбольный клуб признавать полученные платежи по сделкам трансфера игроков (т.е. передачи футбольных игроков в другой клуб):
Комитет пришел к выводу о том, что футбольный клуб признает полученные по трансферам платежи в составе прибыли или убытка, возникающего при прекращении признания нематериального актива, согласно параграфу IAS 38:113.
Комитет также пришел к выводу о том, что полученные платежи по трансферам игроков должны быть представлены в отчете о движении денежных средств в составе денежного потока от инвестиционной деятельности.
Решение Комитета затрагивает футбольные клубы, особенно те, которые в настоящее время представляют полученную плату по трансферам игроков как выручку, но оно также может затронуть другие компании, которые используют, а затем продают нематериальные активы.
Футбольный клуб нанимает, тренирует и в дальнейшем продает футболистов в рамках своей обычной деятельности. Игроки регистрируются в электронной системе трансфера игроков, которая, вместе с договором найма игрока, дает клубу «регистрационное право» на игрока (англ. 'registration right').
Клуб признает затраты, понесенные на получение регистрационного права в качестве нематериального актива, согласно МСФО (IAS) 38.
Когда игрок переходит в другой клуб, продающий клуб получает оплату за передачу игрока (т.е. платеж за трансфер) в качестве возмещения за освобождение игрока от обязанностей по договору найма и отмену регистрации.
Продающий игрока клуб прекращает признание нематериального актива, когда покупающий клуб регистрирует игрока в системе от своего имени.
Комитет отметил, что параграф IAS 38:113 предписывает следующий порядок прекращения использования нематериальных активов:
Параграф IAS 16:68A «Основные средства» (о признании поступлений от продажи активов как выручки) не распространяется на сделки по трансферам, потому что этот параграф относится только к конкретной ситуации - к основным средствам, предназначенным для аренды, а для прекращения признания нематериальных активов следует применять МСФО (IAS) 38.
Комитет пришел к выводу, что платежи по трансферам возмещают компании ее отказ от регистрационного права.
Поэтому чистые поступления от выбытия актива отражаются в составе прибыли или убытка, возникающего в результате прекращения признания регистрационного права, в соответствии с параграфом IAS 38:113.
Клуб не признает полученный платеж по трансферу или любые возникающие из него прибыли в качестве выручки, в соответствии с МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями».
В МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств» говорится, что денежные поступления от продажи нематериальных активов, являются примером потоков денежных средств от инвестиционной деятельности.
[см. параграф IAS 7:16(b)]
В связи с этим Комитет пришел к выводу, что полученные платежи по трансферам должны быть представлены в отчете о движении денежных средств в составе инвестиционной деятельности.
Решение Комитета касается футбольных клубов, особенно тех, которые в настоящее время признают полученные платежи по трансферам как выручку.
Эти организации должны пересмотреть свою существующую учетную политику в свете решения Комитета и определить, требуются ли какие-либо изменения в подготовке отчетности.
Есть и другие отрасли, в которых компании могут удерживать нематериальные активы для использования в операционной деятельности (например, лицензирование интеллектуальной собственности для третьих лиц) и последующей продажи.
Компании, которые работают в этих отраслях, также может затронуть это решение, и они должны будут пересмотреть свою учетную политику, чтобы определить, требуются ли какое-либо изменения.
Решение Комитета не имеет официальной даты вступления в силу.
Комитет отметил, что решения, принятые на заседаниях IFRIC, могут часто приводить к последующему появлению пояснительного материала, прежде недоступного, что в свою очередь может привести к изменению отчитывающимися компаниями учетной политики.
Совет по МСФО ожидает, что у компаний будет достаточно времени, чтобы изучить этот вопрос и осуществить какие-либо изменения.
Любые изменения в учетной политике должны применяться ретроспективно, а данные за сравнительные периоды должны быть пересчитаны.