Рассмотрим концепцию общего левериджа и степени общего рычага (DOL), объединяющего эффекты операционного и финансового рычага, а также примеры расчета и анализа степени общего рычага, - в рамках изучения корпоративных финансов по программе CFA.
Степень операционного рычага дает нам представление о чувствительности операционной прибыли к изменению выручки. А степень финансового рычага дает нам представление о чувствительности чистой прибыли к изменениям операционной прибыли.
Но мы часто обеспокоены совместным воздействием, как операционного рычага, так и финансового рычага.
Вернемся к примеру Impulse Robotics. Чувствительность денежных потоков к данному изменению объема продаж влияет как на операционный , так и на финансовое рычаг.
Рассмотрим 100,000 единиц продукции в качестве базового объема производства и продаж.
10-процентное увеличение объема продаж приводит к увеличению операционной прибыли на 27% и увеличению чистой прибыли на 40%. Подобное этому снижение объема продаж приводит к аналогичному снижению операционной прибыли и чистой прибыли.
Объем производства и продаж: |
|||
---|---|---|---|
90,000 |
100,000 |
110,000 |
|
Выручка |
$900,000 |
$1,000,000 |
$1,100,000 |
Минус переменные расходов |
180,000 |
200,000 |
220,000 |
Минус постоянные расходы |
500,000 |
500,000 |
500,000 |
Операционная прибыль |
$220,000 |
$300,000 |
$380,000 |
Минус проценты |
100,000 |
100,000 |
100,000 |
Чистая прибыль |
$120,000 |
$200,000 |
$280,000 |
Относительно 100,000 произведенных и проданных единиц: |
|||
Процентное изменение проданных единиц |
-10% |
+ 10% |
|
Процентное изменение операционной прибыли |
-27% |
+27% |
|
Процентное изменение чистой прибыли |
-40% |
+40% |
Объединение степени операционного рычага компании (DOL) со степенью финансового рычага (DFL) дает степень общего рычага (DTL, англ. 'degree of total leverage'), которая является показателем чувствительности чистой прибыли к изменению объема произведенной и проданной продукции.
Мы опять упростим ситуацию, предположив, что компания продает все, что она производит в течение того же периода:
\(
\def\DTL{{\rm DTL}}
\def\DOL{{\rm DOL}}
\def\DFL{{\rm DFL}}
\)\( \dst \DTL = \tover{Процентное изменение чистой прибыли}
{Процентное изменение объема продаж} \) (Формула 5)
или
\( \begin{aligned}
\DTL &= \underbrace{ Q(P-V) \over Q(P-V)-F }_{\DOL} \times
\underbrace{ [Q(P-V)-F] \over [Q(P-V)-F-C]}_{\DFL} \\
&= { Q(P-V) \over Q(P-V)-F-C }
\end{aligned} \) (Формула 6)
Пусть:
Объем продаж |
= Q |
= 100,000 |
Цена за ед. продукции |
= P |
= $10 |
Переменные затраты на ед. |
= V |
= $2 |
Постоянные операционные расходы |
= F |
= $500,000 |
Постоянные финансовые расходы |
= C |
= $100,000 |
Тогда,
\( \dst \DTL = { 100,000($10 - $2) \over 100,000($10 - $2) - $500,000 - $100,000 } = 4.0 \)
Этот результат мы могли бы также получить путем умножения DOL = 2.67 на DFL = 1.5.
Это означает, что:
Поскольку DOL определяется базовым объемом производства и продаж, а DFL определяется базовым уровнем операционной прибыли, DTL отличается в зависимости от объема производства и продаж.
В Иллюстрации 14 показаны DOL, DFL и DTL для Impulse Robotics при различных объемах производства и продаж, начиная с количества единиц, для которых степени рычага являются положительными.
P = $10, V = $2, F = $500,000, C = $100,000.
В случае с операционным рычагом постоянные операционные расходы действуют как опора рычага. Чем больше доля постоянных операционных расходов, тем больше чувствительность операционной прибыли к изменениям в продажах.
В случае финансового рычага постоянные финансовые расходы, такие как проценты, действуют как опора рычага. Чем больше доля финансирования с постоянными расходами, такого как долговое финансирование, тем более чувствительны денежные потоки, доступные владельцам компании, к изменениям в операционной прибыли.
При сочетании эффектов обоих видов рычагов, мы видим, что постоянные операционные и финансовые расходы в совокупности увеличивают чувствительность доходов владельцев компании.
В соответствии с Примерами 1 и 2, общий леверидж Global Auto составляет:
\( \dst \DTL_{6 \text{ млн.}} = \DOL_{6 \text{ млн.}} \times \DFL_{\€30 \text{ млрд.}} \)
\( \begin{aligned}
\DTL_{6 \text{ млн.}} &= { 6 \text{ млн.}(\€28,000 - \€20,500) \over [6 \text{ млн.}(\€28,000 - \€20,500) - \€15 \text{ млрд.}] - \€18 \text{ млрд.} } \\[1ex]
&= { \€45 \text{ млрд.} \over \€12 \text{ млрд.} } = 3.75
\end{aligned} \)
\( \DTL_{6 \text{ млн.}} = 1.5 \times 2.5 = 3.75 \)
При данном операционном и финансовом рычаге Global Auto, 1-процентное изменение объема продаж приводит к изменению чистой прибыли на 3.75%.